Гностицизм

Недоброжелатели Валентина

Вскоре после смерти Валентина Ириней начал свою масштабную работу « Об обнаружении и ниспровержении так называемого гнозиса» (более известного как Adversus Haereses ) с крайне негативного изображения Валентина и его учений, которое занимает большую часть его первой книги. Современный студент М. Т. Райли замечает, что в книге Тертуллиана « Adversus Valentinianos» некоторые отрывки из Иринея были переведены без добавления оригинального материала. Позже Епифаний Саламинский обсудил и отпустил его ( Haer. , XXXI). Как и все нетрадиционные раннехристианские писатели, Валентин был известен в основном благодаря цитатам из произведений его недоброжелателей, хотя один из его последователей из Александрии также сохранил некоторые фрагменты в виде развернутых цитат. Валентинианский учитель Птолемей ссылается на «апостольское предание, которое мы тоже получили по преемственности» в своем Послании к Флоре . Птолемей известен только для этого письма богатой гностической леди по имени Флора, а само письмо известного только его полное включение в Епифании ‘ Панариона . В письме описывается гностическая доктрина о законах Моисея и их связи с Демиургом . Нельзя игнорировать возможность того, что письмо было составлено Епифанием в манере составленных речей, которые древние историки вложили в уста своих главных героев, как сжатый способ резюмировать.

Наследие культа Исиды в гностицизме

Гностический гимн, связываемый исследователями с Исидой, найденный в библиотеке Наг-Хаммади под названием «Гром, совершенный ум»:
«Да не будет не знающего меня нигде и никогда! Берегитесь, не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь. Я члены тела моей матери. Я неплодность, и есть множество её сыновей. Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве. Я облегчающая роды и та, что не рожала. Я утешение в моих родовых муках. Я новобрачная и новобрачный. И мой муж тот, кто породил меня. Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск».

Языческий гностицизм

Исторических памятников, отражающих картину дохристианского гностицизма, сохранилось немного. В основном это отрывки космогоний и гимнов из мистических культов, а также гермесианская литература. Определить время происхождения этих документов очень сложно так как многие из них подверглись разным наслоениям, особенно трактаты герметики.

Более 40 арабских, а также латинских трактатов I века, содержавших платоническо-пифагорейские элементы учения и мистические взгляды на гносеологическую теорию возникновения мира и сотериологию (учение о спасении), в частности заимствованные из работ Поседония. Авторство герметических трудов приписывалось Гермесу Трисмегисту, греческому богу наук и покровителю магии, который считался посредником между богами и человеком.

Гностицизм

Происхождение и сущность гностицизма (от греческого гности — знание, гностос — признанный) является неоднозначной проблемой религиоведения. Это совокупность доктрин, существовавших в первом тысячелетии новой эры, ближневосточного происхождения. Гностицизм в строгом смысле этого слова понимается как учения I-II века, которые ассоциировались с христианством и осуждались как еретические.

Утверждение о существовании формализованных гностических верований в предхристианский период принимается не всеми, но существование гностических верований, предшественников развитого гностицизма, несомненно. Сами тексты гностиков находятся в нашем распоряжении лишь в ограниченной степени, и мы можем судить об их взглядах отчасти по сохранившейся полемике, из которой можно предположить, что гностицизм рассматривался как очень серьезная опасность для Церкви.

Несмотря на разнообразие направлений, гностические доктрины содержат общие черты.

характерно строго эзотерическое отношение, предполагающее доступность истинного учения (знания, гнозис) только для избранных.

всегда есть особые представления об отношениях между Богом и созданным Им материальным миром. Здесь гностицизм делится на два основных варианта, которые, однако, восходят к единой схеме — разница состоит в основном в акцентах и преобладании определенных влияний, так как синкретизм в целом характерен для гностицизма. Согласно первому, между Богом и материальным миром существует настолько большая пропасть, что мир должен считаться отделенным от Бога и полностью злым и падшим. Это наиболее последовательно выражается в идее о том, что есть два Творца — добро, сокрытый Бог и зло, демиург, сотворивший мир. Отличие от учения ортодоксального христианства состоит в том, что мир с самого начала оказывается злым не Падением, а по самой своей природе, по замыслу Творца, который несовместим с библейской концепцией добра и мудрости Творца и уникальностью творческого начала. Такая материя по существу становится достойной только вымирания и разрушения (отсюда и крайний и жестокий аскетизм, практикуемый рядом гностических движений, которые направлены не на очищение, а на разрушение материального, особенно физического, начала). Преодоление зла возможно только через полное преодоление материи. Не случайно в гностических кругах тексты Ветхого Завета понимались как относящиеся к деяниям злого демиурга (например, среди маркеонцев).

Второй вариант сильнее тяготеет к неоплатоническому мировоззрению и учит существованию множества переходных сущностей — от первичного идеального начала до материального мира. Преобладает доктрина эманации (платоновский тин), в которой духовные существа не создают друг друга, а порождают. Новое возникает, как будто течет от другого.

Эта точка зрения приводит к пантеистическому видению мира и размыванию границы между существом и создателем. Это, в конечном счете, создает предпосылки для последующего признания анимации всего материального творения высшим нематериальным существом и существования материального происхождения в самом Боге, поскольку они разделены не четкой границей, а бесконечной цепочкой промежуточных существ.

В гностическом учете перечисление этих сущностей стало длинным «генеалогическим списком».

Важное место занимает София, по вине которой нарушена гармония мира. В различных вариантах гностических мифов она может быть представлена как женская, так и мужская

Эти два варианта не являются взаимоисключающими, поскольку гностицизм предполагает, что зло может отпасть от добра, но не может существовать самостоятельно.

Гносеология, ее основные принципы. Субъект и объект познания, модели их взаимодействия

Познание — это социально организованная форма психической и творческой деятельности человека, направленная на приобретение и развитие достоверных знаний о мире. Познавательная деятельность человека неотделима от мышления, воли, памяти и эмоций. Его можно рассматривать как процесс генерирования жизненного опыта, умственной деятельности субъекта, включая веру, веру, истину и заблуждение.

Философская теория знания называется гносеологией (от древнегреческих слов «знание» и «учение»). В древности гносеология считалась особой областью философии, которая занималась анализом основных проблем знания и познания

Важно выделить две важные идеи, которые оказали кардинальное влияние на дальнейшее развитие философских доктрин знания. Это: а) идея деятельности ума и творческого характера знания, выраженная Платоном (впоследствии развитая в немецкой классической философии); 6) идея соответствия человеческого знания миру природных объектов и вещей, развитая Аристотелем и впоследствии использованная как фундаментальная основа наивных реалистических и материалистических концепций знания

Основная проблема гносеологии — обоснование фундаментальной возможности получения истинного знания о мире (адекватное воспроизведение субъектом сущностных особенностей реальности). Часто используется его упрощенная формулировка — «проблема принципа узнаваемости мира». В зависимости от того или иного решения этой проблемы в классической философии выделялись три позиции: гносеологический оптимизм (гностицизм), скептицизм, агностицизм.

Большая часть современной эпистемологии стоит на позициях гностицизма и основывается на следующих принципах:

Диалектика, которая подразумевает необходимость подходить к проблеме знания диалектически (т.е. с точки зрения развития), использовать законы, категории, принципы диалектики;

Историцизм, т.е. рассмотрение всех субъектов и явлений в контексте их исторического возникновения и становления

Практика — признание практики, т.е. человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира и самого себя, как основного способа познания

Познание — быть убежденным в возможности познания;

Объективность — признавать самостоятельное существование объектов и явлений, не зависящих от воли и сознания;

Деятельность по творческому представлению действительности;

Специфика истины — поиск индивидуальной и достоверной истины при определенных условиях.

Основная проблемная область гносеологии традиционно включала в себя статус и роль субъекта познания, структуру познавательного процесса, проблему истины, формы и методы познания и др. Изначальная структура познавательного процесса представлена субъектно-объектной зависимостью (предмет — от латыни «быть у основания», объект — от латыни «напротив»). Классическая эпистемология с самого начала исходила из основной предпосылки, что главная задача эпистемологии — показать познавательные способности субъекта, которые дают ему возможность получить истинные знания об объекте.

Наследие культа Исиды в гностицизме

Гностический гимн, связываемый исследователями с Исидой, найденный в библиотеке Наг-Хаммади под названием «Гром, совершенный ум»:
«Да не будет не знающего меня нигде и никогда! Берегитесь, не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь. Я члены тела моей матери. Я неплодность, и есть множество её сыновей. Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве. Я облегчающая роды и та, что не рожала. Я утешение в моих родовых муках. Я новобрачная и новобрачный. И мой муж тот, кто породил меня. Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск».

Происхождение гностицизма

Общие условия для возникновения гностицизма, как и других сродных явлений, были созданы тем культурно-политическим смешением различных национальных и религиозных стихий древнего мира, которое начато было персидскими царями, продолжалось македонянами и завершено римлянами.

Источник гностических идей в различных языческих религиях, с одной стороны, и учениях греческих философов – с другой, ясно сознавался с самого начала и подробно указан уже автором Φιλοσοφου̃μενα (Ипполитом), хотя в частности не все его сближения одинаково основательны.

Несомненно, во всяком случае, что те или другие национально-религиозные и философские факторы в различной мере участвовали в образовании тех или других гностических систем, а также то, что в различные комбинации уже существовавших идей привходила, с большею или меньшею силою и оригинальностью, и личная умственная работа со стороны основателей и распространителей этих систем и школ.

Разобрать все это в подробностях тем менее возможно, что писания гностиков известны нам только по немногим отрывкам и по чужому, притом полемическому изложению. Это предоставляет большой простор гипотезам, из которых одна заслуживает упоминания.

Но с другой стороны, исторические и доисторические корни самого буддизма далеко еще не вскрыты наукою. Многие ученые не без основания видят здесь религиозную реакцию со стороны темнокожих доарийских обитателей, а этнологическая связь этих индийских племен с культурными расами, издавна населявшими Нильскую долину, более чем вероятна.

Общей племенной почве должен был соответствовать и общий фон религиозных стремлений и идей, на котором в Индии, благодаря воздействию арийского гения, образовалась такая стройная и крепкая система, как буддизм, но который и в других местах оказывался не бесплодным.

Таким образом, то, что приписывается влиянию индийских буддистов, может относиться к более близкому воздействию их африканских родичей, тем более, что высший расцвет гностицизма произошел именно в Египте.

Если внешняя историческая связь гностицизма специально с буддизмом сомнительна, то содержание этих учений несомненно показывает их разнородность. Помимо различных, чуждых буддизму религиозных элементов, гностицизм вобрал в себя положительные результаты греческой философии и в этом отношении стоит неизмеримо выше буддизма.

Эта религия возникла незадолго до появления христианства и находится в какой-то невыясненной связи с проповедью св. Иоанна Крестителя; но догматическое содержание мандейских книг, насколько его можно понять, заставляет видеть в этой религии прототип гностицизма. Само слово манда, от которого она получила название, значит по-халдейски то же, что греческое γνω̃σιζ (знание).

Чем отличается агностик от атеиста

Многие путают два этих понятия. Даже некоторые священнослужители считают агностиков атеистами, но это неверно. Поэтому предлагаю разобраться.

Различия:

  1. Атеист категорически отрицает существование Бога, а агностик лишь сомневается, но допускает такую вероятность.
  2. Атеисты – это материалисты в чистом виде. Для них материя всегда первична, а сознание и воля вторичны. Среди агностиков много идеалистов, т. е. людей, для которых идея первична, а материя в сфере бытия является вторичной.
  3. Сознание атеиста закрытое, а у агностика оно открытое. Агностик может легко менять свою точку зрения, если ему попадутся какие-либо доказательства, опровергающие его первоначальную позицию. Он открыт всему новому. Атеист на протяжении всей жизни стойко придерживается своей убежденности.

У агностиков и атеистов есть сходство – отсутствие веры как врожденного явления. Иными словами, никто из нас не рождается верующим. Мы с самого начала либо атеисты, либо агностики. Уже позже семья и общество прививают нам взгляды и мы решаем, какую “сторону” принять. Кроме того, и агностики, и атеисты – люди мыслящие. Они умеют анализировать происхождение тех или иных вещей или явлений.

Часто агностики – это бывшие теисты, т. е. верующие, которые усомнились в существовании божественного. Кто-то перешел на “другую сторону” по причине тяжелой утраты, кто-то просил у Бога помощи и не дождался ее.

Густопопсовые представления о гностиках[править]

  • Гностики как сатанисты. Идет всё от тех же христианских апологетов, боровшихся с гностичеством. «Если они не любят Бога-отца, значит, поклоняются сатане». В результате в целом ряде конспирологических теорий дьявольский «Новый мировой порядок» возводит свое происхождение к гностикам.
  • Гностики как апокалиптические маньяки. Если мир — дурен, то разрушение его — благо. На самом деле, большая часть гностиков была ничуть не в большей степени культом апокалипсиса, чем христиане.
  • Гностики как фашисты. Современная густопопсовая теория, популяризированная большим путаником Кургиняном. Некоторые идеологи фашизма (например Отто Ран, Йорг Ланц фон Либенфельс и Мигель Серрано) и впрямь испытывали интерес к гностицизму, да и теория о пневматиках и гиликах чем-то таким… попахивает. Но ставить между ними знак равенства — манипулятивное чучелостроение. А сам Кургинян, хоть и именует себя «хилиастом», на самом деле… тоже гностик (и таки да, социалист, весьма неравнодушный к национализму).

Основные черты гностицизма

В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает.

Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (σύγχυσιζ άρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (διάκρισιζ) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.

Мир не спасается; спасается, т.е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи.

Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы.

Наиболее трезвый философский ум между ними – Василид – отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.

С этой основной ограниченностью гностицизм логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума.

Далее, все гностические системы отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, показавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом.

Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него.

Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.

Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые гностицизмом: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу.

Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез.

В чем суть агностицизма

Если говорить простыми словами, то агностицизм находится где-то посередине между верой в Бога и полным неверием. Соответственно, агностик – это человек, который верит в Бога 50 на 50. Он не опровергает существование непознанного, но при этом и не пытается ничего доказать, поскольку истина, по его собственному убеждению, непостижима для человеческого сознания.

Зачатки агностицизма прослеживаются еще в V веке до нашей эры. Подобные рассуждения можно встретить у софиста Протагора. Он был древнегреческим философом и говорил о невозможности проверить реальность существования богов. Живший в то же самое время древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта высказывал скептическую точку зрения по поводу существования какой-либо формы жизни после смерти.

Сам же термин “агностицизм” был введен в употребление только в 1869 году английским зоологом и профессором Томасом Генри Гексли, который являлся защитником эволюционной теории Чарльза Дарвина. Гексли называл себя агностиком и считал, что в отличие от атеизма, христианства, идеализма и материализма именно агностицизм можно считать концепцией свободно мыслящего человека.

По его определению, агностик – это тот, кто не отрицает существование богов, но и не принимает ни одну из религий и верований, поскольку первичное начало вещей не может быть познано. По крайней мере, на текущий момент развития человечества.

Существует понятие, обратное агностицизму, – гностицизм, которое переводится как “познающий”. Это условное название целого ряда религиозных течений, которые основываются на осознании человеком своей божественности и наделенности тайным знанием. Получается, это агностик, только верующий.

Ричард Докинз, эволюционный биолог и ученый, в своей книге “Бог как иллюзия” разделил агностиков на четыре типа:

  1. Агностик по факту. Вера в Бога у человека несколько превышает неверие. Он склонен полагать, что божественное все-таки существует.
  2. Непредвзятый. Веры и безверия в нем 50 на 50.
  3. Склонный к атеизму. Неверие несколько превышает веру. Человек испытывает много сомнений.
  4. По существу больше атеист. Вера в Бога крайне мала, но не исключается совсем.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Что такое агностицизм?

Агностицизм – это философская концепция, отрицающая возможность абсолютного познания мира. По мнению агностиков, метафизическая сущность реальности принципиально непознаваема, поскольку недоступна и для эмпирического познания, и для опирающегося на него теоретического.

Согласно данной концепции, человеку недоступны достоверные и полные знания о первичной природе реальности, поскольку невозможно полностью изучить её, будучи её частью и находясь внутри. Такие мысли высказывали ещё античные философы. Так Протагор ещё в 5 веке до нашей эры высказал мысль о том, что мы не можем достоверно знать о существовании богов, поскольку это невозможно проверить.

Как самостоятельное направление агностицизм окончательно сформировался в 19 веке. Автором названия считается британский зоолог Томас Хаксли. В 1869 году он назвал этим словом позицию, которой должен придерживаться любой разумный человек в религиозной дискуссии. Этим он хотел подчеркнуть, что в спорах между религиозными людьми и атеистами обе стороны обычно демонстрируют предельную уверенность в своей точке зрения, несмотря на отсутствие удовлетворительных подтверждений.

Литература

  • «Πίοτιζ Σοφία», изд. Петерманна;
  • св. Иринея Лионского пять книг против ересей (многократно издавались со времен Эразма Роттердамского; есть русский перевод священника П.А. Преображенского, М. 1871);
  • Ипполита «Ελεγχοζ κατά πασω̃ν αίρέσεων», первое изд. Е. Miller (Оксфорд, 1851);
  • Климента Александрийского, в «Строматах» и в «Έπιτομαί έκ τω̃ν Θεοδότου κτλ». Значение второстепенных источников имеют сочинения против гностиков Тертуллиана, св. Епифания и бл. Феодорита. Из новейших исследователей Г. следует назвать Hilgenfeld’a и в особенности Harnack’a («Zur Quellenkritik der Geschichte des Gnostizismus» и др.);
  • На русском языке есть замечательное сочинение прот. А.М. Иванцова-Платонова «Ереси и расколы первых трех веков», посвященное преимущественно Г., но, к сожалению, остановившееся на первом томе (исследование источников).

Отличия агностицизма от скептицизма

Первыми идеи агностицизма начали высказывать античные скептики, поэтому можно считать, что он происходит от скептицизма. И всё же разница между ними довольно существенна, поэтому отождествлять их или считать одно частью другого нельзя.

Скептицизм исходит из того, что невозможно достоверно понимать, какие знания соответствуют объективной реальности, а какие нет. Агностицизм допускает такое понимание, но при этом считает ограниченной саму способность человеческого разума к познанию метафизических основ реальности. Таким образом, агностицизм ограничивает потенциальные возможности познавательных процессов, тогда как скептицизм, по сути, подвергает сомнению их ценность.

Хаксли подчёркивал, что по мере развития наук границы познания расширяются, но какие-то вопросы всегда остаются за пределами этих границ и, судя по всему, многие будут оставаться там всегда. В частности, с точки зрения Хаксли, невозможно достоверно подтвердить или опровергнуть существование Бога и других сверхъестественных сущностей.

В этом плане разница между агностицизмом и скептицизмом заключается в том, что первый подразумевает четкое понимание того, где проходят границы достоверных знаний, тогда как второй вообще отрицает возможность отличать достоверные знания от недостоверных.

источники

  •  Пейджелс, Элейн Гностические евангелия. — М.: Карьера Пресс, 2014.
  •  Broek R. den, Hanegraaff Wouter J. Gnosis and hermeticism from antiquity to modern times. — Albany: State University of New York Press, 1998.
  •  Broek R. den. Gnostic religion in antiquity. — Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2013.
  •  Conick April D. de, Shaw Gregory, Turner John Douglas, Pearson Birger A. Practicing Gnosis. Ritual, magic, theurgy, and liturgy in Nag Hammadi, Manichaean and other ancient literature : essays in honor of Birger A. Pearson. — Leiden, Boston: Brill, 2013.
  •  Edwards Mark Catholicity and heresy in the early church. — Farnham, Surrey, England, Burlington, VT: Ashgate, 2009.
  •  Hanegraaff Wouter J., Faivre Antoine, Broek R. den, Brach Jean-Pierre Dictionary of gnosis & Western esotericism. — Leiden, Boston: Brill, 2006.
  •  Lundhaug Hugo Images of rebirth. Cognitive poetics and transformational soteriology in the Gospel of Philip and the Exegesis on the Soul. — Leiden, Boston: Brill, 2010.
  •  Marjanen Antti, Luomanen Petri A companion to second-century Christian «heretics». — Leiden, Boston: Brill, 2005.
  •  Merkur Daniel Gnosis. An Esoteric Tradition of Mystical Visions and Unions. — New York: State University of New York Press, 1993.
  •  Rudolph Kurt, Wilson R. McL. Gnosis. The nature and history of gnosticism. — San Francisco: Harper & Row, 1987.
  •  Tite Philip L. Valentinian ethics and paraenetic discourse. Determining the social function of moral exhortation in Valentinian Christianity. — Leiden, Boston: Brill, 2009.
  •  Turner John D., Corrigan Kevin, Rasimus Tuomas Gnosticism, Platonism and the Late Ancient World. Essays in honour of John D. Turner. — Leiden: Brill, 2013.
  •  Voegelin, Eric The New science of politics. An Introduction. — Chicago, London: University of Chicago Press, 1974.
  •  Webb Eugene. Eric Voegelin Philosopher of history. — Seattle, Wash, London: University of Washington press, 1981.
  •  Williams Michael Allen Rethinking «Gnosticism». An argument for dismantling a dubious category. — Princeton, N.J: Princeton University Press, 1996.

Сноски

Заключение

Агностицизм представляет собой философскую концепцию, основной тезис которой гласит, что мир непознаваем для человеческого разума и люди не могут понять действительную природу реальности в силу ограниченности своего восприятия. Одно из ключевых утверждений заключается в том, что нам недоступно достоверное знание о существовании Бога. Иными словами, мы не можем ни утверждать, ни отрицать существование божественных проявлений.

В связи с этим агностицизм, в частности, отказывает любой религии в статусе достоверного знания. На протяжении многих веков это служило причиной жёсткой критики данной концепции. Однако и сегодня она продолжает существовать. При этом на данный момент сформировалось три ветви: философский, научный и религиозный агностицизм. Каждая из этих ветвей постулирует и аргументирует ограниченность возможностей познания в соответствующей области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector