Патриарх филарет, отец основателя династии романовых

Историческая значимость Филарета

Будучи регентом малолетнего царя Михаила и фактически правителем страны, патриарх Филарет от своего имени подписывал государственные грамоты и также обладал титулом Великого государя.

Говоря о патриархе Филарете, историки в большинстве своём говорят о его покровительстве книгопечатанью. С 1621 года дьяки Посольского приказа специально для царя занялись изготовлением первой русской газеты «Вестовые письма».

Патриарх понимал ценность и благоволил развитию оружейной и металлургической промышленности. Поэтому Андрей Виниус в 1632 году получил разрешение царя Михаила Фёдоровича на основание первых в России чугуноплавильных, железодетальных и оружейных заводов под Тулой.

Насильственное пострижение и ссылка в монастырь

В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом Годуновым, Феодор Никитич был пострижен в монашество под именем Филарета и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере с теткой Настасьей Никитичной.

Жизнь Филарета в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли его грубым соглядатайством и мелочными применениями, жалуясь в то же время в Москву на его крутой и запальчивый нрав.

С появлением в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Филарета была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе.

Молодые годы Романова

Фёдор Никитич появился на свет приблизительно в 1553 или 1554 году (точных данных не сохранилось). С ранних лет он проявлял живость ума, интерес к различным наукам, светской жизни. В молодости Романов даже не помышлял о принятии духовного сана и постриге.

Напротив, Фёдор Никитич славился как известный щёголь. В своей книге, посвящённой Романовым, историк Николай Костомаров рассказал забавный момент. Когда в Москве известные портные шили кому-либо костюм, и тот смотрелся на заказчике превосходно, мастер делал комплимент: “Теперь вы совершенный Фёдор Никитич”.

Как видите, имя Романова использовалось даже в неком общем смысле, означая франта и красавца. Фёдор Никитич был одним из самых влиятельных и ярких московских бояр. В 1593 году он уже стал псковским наместником, позднее получил чин воеводы и стал одним из руководителей царской думы.

Репин Илья Ефимович «Портрет Федора Никитича Романова»

Биография[править | править код]

Патриарх Филарет

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран царём.

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые тушинцами, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане.

Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Н.Л. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета (Федора Никитича Романова)

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками ().

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Возвращение патриарха Филарета

Но судьба подготовила немало неожиданностей даже для самого Фёдора Романова. Смутное время стало периодом резких перемен и взлётов для него. С окончанием правления Годунова на престол восходит Лжедмитрий I, который заявлял о своих добрых отношениях с царской семьёй. Он освобождает Романова и его супругу, делает Фёдора митрополитом Ростовским.

Патриарх Филарет был захвачен в Ростове тушинцами, но и тогда заявлял о себе как о пленнике, а не представителе духовенства. Однако слава о его деяниях на духовном поприще и доброе имя не пострадали благодаря самоотверженности и безукоризненной репутации даже после падения нового царя и прихода Лжедмитрия II.

Теперь на Фёдора Никитича была возложена дипломатическая миссия. Патриарх Филарет возглавил посольство, отправляющееся к королю Сигизмунду. Польский правитель требовал признать взятие Смоленска, однако Романов отстаивал интересы Руси, не уступая полякам. Почти девять лет ему пришлось провести в плену.

Автограф Патриарха Московского Филарета (17 век).

Реформы церковного управления

События жизни патриарха шлифовали из него политического дельца и тонкого дипломата. Интересы по укреплению династической власти стимулировали его направить все свои силы на управление делами государства, в которых он был способным и тактичным руководителем. Но, будучи лишённым богословского образования, он был особенно сдержан и осторожен в церковных делах. В этой сфере Филарет заботился об охране правоверия и основную опасность высматривал за польско-литовским рубежом. В остальном же он шел за сиюминутными потребностями церкви и никогда не принимал шагов вперёд. Таким образом, политическая деятельность Филарета была плодотворнее и активнее церковной. С 1619 по 1633 годы государственная власть при нём окрепла, а династия Романовых обрела поддержку в широких кругах населения, и в этом заключается историческая заслуга Фёдора Никитовича.

По всем вопросам, связанным с религией и церковным устроением он предпочитал советоваться с московским духовенством, чем заслужил себе немалую славу в её среде.

Фёдор Романов — царь?

Освобождение Романова пришлось на 1619 год, когда он наконец смог увидеть своего повзрослевшего сына, ставшего русским царём. Поразительно, но немалую роль в избрании Михаила Фёдоровича на царствование сыграл авторитет его отца, который в то время ещё находился в плену у поляков.

Молодой царь был несказанно рад возвращению отца. Часть обязанностей правителя уже приняла на себя инокиня Марфа, мать Михаила. Теперь же на помощь пришёл и Фёдор Никитич.

Некоторые историки называют патриарха Филарета “русским Ришелье”. Пожилой Фёдор Романов зарекомендовал себя энергичным государственным деятелем, превосходящим в знаниях и опыте молодого царя. Казалось, патриарх Филарет оставил прежние амбиции и стал абсолютным соратником и поддержкой сына.

Но так ли просто всё было? Одной из самых главных загадок этой личности стал портрет, найденный в Коломенском дворце в 1863 году. На нём патриарх предстаёт в царском облачении с атрибутами государственной власти. Снизу — подпись: «Царь Фёдор Никитич».

Скульптура патриарха Филарета, царя Михаила и его матери Марфы сделана для памятника по случаю 300-летия династии Романовых

Тайна этого портрета так и не разгадана. Возможно, Филарет видел себя правителем даже при царствующем сыне. Но, как мне кажется, эта картина — отсылка к более ранним временам, к периоду соперничества с Годуновым. Этот портрет мог отражать надежды Фёдора Романова стать полноправным царём России. Официально государем он не стал, но многие свои мечты он успешно воплотил в жизнь.

Патриарх Филарет умер в 1633 году, прожив долгую и полную испытаний, взлётов и падений, жизнь. Фёдор Никитич Романов успел провести реформы, значительно изменившие церковную структуру. Теперь она напоминала устройство государева двора. Он наделил патриархов большими правами, однако и увеличил ответственность обладателей духовного сана. Он обладал редким даром — способностью совмещать государственную деятельность и решение вопросов православной церкви.

Взаимоотношения с Россией

Филарет занимал место самого вероятного кандидата на пост предстоятеля РПЦ, однако далеко не всех устраивала его кандидатура. Особенное порицание и негодование вызывали его небезупречный нравственный облик, властолюбие, манеры поведения, грубость и мирской образ жизни.

Во время выборов нового патриарха сильно обострилась борьба УПЦ за свою автономизированность. И даже после принятия в 1990 году Архиерейским собором РПЦ нового положения и предоставления Украинскому экзархату больше прав в самоуправлении и проявлении в церковной сфере национальных традиций, предоставления независимости и самостоятельности в управлении УПЦ, а Филарету — титула «Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины» — он не переставал бороться за независимость украинской религиозной идеалогии, теперь — в сфере общественной и светской жизни.

Патриарх Филарет считает Россию главным агрессором в конфликте на юго-востоке Украины, утверждая, что Россия, как враг украинского народа, обречена на поражение.

Широко известны взаимные обращения Патриарха Кирилла всея Руси и Патриарха Филарета всея Украины. В письме к украинскому архиерею московский патриарх призывал взвешенно и методично подойти к вопросу о продолжении поддержки конфликта на юго-востоке Украины, и призывал в это непростое, тревожное время объединиться всей русской церковью против тёмной стороны человеческой личности, совершая всеобщие христианские молебны. Однако в своём ответном обращении к московскому патриарху, Филарет крайне негативно отзывался о позиции РПЦ, в резкой форме говоря о невозможности единения этих церквей, и надменной позиции Московского патриарха по отношению к патриархату Киевскому.

В последнее время, в связи с участившимися поездками Патриарха всея Руси Кирилла в церковные чертоги Украины, патриарх Филарет сохраняет осторожную дистанцию в отношениях с РПЦ, справедливо полагая о возможном устранении себя с политической арены.

Епископ Ростовский

30 июня 1606 г. по распоряжению Лжедмитрия Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.

Кажется, Филарет редко наезжал в свою епархию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Филарет ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Филарет, запершийся с народом в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству с Филаретом назначил его патриархом всея Руси.

В качестве нареченного патриарха Филарет рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский в марте 1610 г. сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Филарета.

Только по разбитии этого отряда русским войском Филарет получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Филарет по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Филарет пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги.

↑ Патриарх Филарет и его политика

Будучи патриархом, Филарет имел огромное влияние на сына, царя Михаила Романова, на всю внешнюю и внутреннюю политику государства. По его инициативе была проведена перепись, которая позволила увеличить сбор подати, и наполняемость казны. Были восстановлены контакты Византийской церковью.

По настоянию патриарха в государстве создавались первые школы и училища. Он выступал за грамотность населения. Активно занимался чистотой православия, устранял вольнодумности, и искажения церковных писаний.

В годы патриаршества Филарета были канонизированные:

  • Макарий Унженский
  • Авраамий епископ Галицкий

Литература

  • Смирнов А. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1847. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1872-1874 гг.).
  • Боголюбский М.С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 16-18.
  • М. Макарий История России, кн. II, с. 580 и далее.
  • Голиков Деяния Петра Великого, 2-е изд., т. XII.
  • Четыркин Ф.В. Жизнеописание патр. Московского и всея России. Петроград, 1893, с. 30.
  • Глинский В.В. Россия под скипетром дома Романовых (по случаю 300-летия Романовых). Истор. вестн., 1913, январь.
  • Орлов Ф. Легенда о митр. Филарете в Варшаве 1614-1914 гг. (По поводу брошюры М.П. Устиновича Митр. Филарет и царь Василий Шуйский в плену. Петроград, 1915.
  • Его же Исконно-русское достояние в Варшаве и четвертый раздел (1610-1612) (по поводу сооружения памятника-часовни патр. Филарету в Варшаве). СПб, 1912.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич. Памятники худож. старины. Изд. Кнебель. М., с. 20.
  • Толстой М.В. Древн. святыни Ростова, 2-е изд. М., 1860.
  • Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы, 3-е изд. СПб, 1909, с. 211.
  • Карамзин Н. См. т. XI и XII.
  • Булгаков, с. 1405, 1418.
  • Денисов, с. 14, 32, 183, 268, 398, 416, 424, 492, 638, 639, 802, 803.
  • Ратшин, с. 98.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 220-221.
  • Летопись Е. А., с. 644, 766, 631.
  • Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 11, 12.
  • Акты историч., собр. археолог. комиссией, т. II, № 38 и 54.
  • Дополнение к этим актам, т. II, № 76.
  • Всероссийский календарь. СПБ, 1917, изд. Сойкина, с. 93-99.
  • Н. Д., с. 11, 24.
  • Истор. вестн., 1884, январь, с. 23; декабрь, с. 810.
  • -«- 1885, октябрь, с. 116.
  • -«- 1886, январь, с. 78.
  • -«- 1887, май, с. 259.
  • -«- 1888, декабрь, с. 116.
  • -«- 1889, июль, с. 212.
  • -«- 1890, октябрь, с. 190.
  • -«- 1891, январь, с. 214; июль, с. 194.
  • -«- 1894, июнь, с. 768.
  • -«- 1896, с. 2 п/с. 1.
  • -«- 1900, январь, с. 319, 323.
  • -«- 1904, март, с. 1178-1179; май, с. 767-768.
  • Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.
  • Прав. собес , 1866, январь, с. 37-38; апрель, с. 311-321.
  • -«- 1867, июнь, с. 84, 123.
  • -«- 1907, март, с. 367.
  • Рус. старина, 1875, февраль, с. 455; апрель, с. 816, 819.
  • -«- 1888, февраль, с. 394.
  • -«- 1879, апрель, с. 733-734.
  • Рус. палом., 1888, № 35, с. 413-415; № 36, с. 425-426.
  • -«- 1913, № 7, с.108-109; № 10, с. 153.
  • -«- 1914, № 3, с. 45-47.
  • Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 12, 24 (Скворцов Н., свящ. «Московский Кремль).
  • -«- 1897, кн. 3-я, с. 153-154, 156 («Из рукописи древлехранилища при Нижегородской семинарии).
  • Рус. архив, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 184, 187-189.
  • -«- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 419; кн. 2-я, № 5, с. 92.
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 107; № 2, с. 287-288.
  • -«- 1910, кн. 3-я, № 11, с. 338.
  • Ж. М. П., 1944, № 9, с. 13.
  • -«- 1945, № 6, с. 68; № 10, c. 5.
  • -«- 1954, № 5, с. 33.
  • -«- 1957, № 12, с. 36.
  • БЭС, т. II, 2230-2231.
  • РБС, т XXI, с. 94-103.
  • ЭС, т. 35-а (кн. 70), c. 735-737.
  • Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 5.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector