Феофилакт блж., архиепископ болгарский: толкование блаженного феофилакта архиепископа болгарского на книги нового завета
Содержание:
- После обучения Феофилакт был возведен в сан диакона
- Личные качества Феофилакта позволили ему наладить доверительные отношения с паствой
- Творения
- Предисловие
- Значение слова Феофилакт Болгарский по словарю Брокгауза и Ефрона:
- В период между 1089 и 1090 годом произошло назначение Феофилакта на архиепископскую кафедру
- Было в начале Слово (ин. 1:1)
- Павел (Рим. 1:1)
- Блаженный Феофилакт старался полностью — освятить Болгарию своей отеческой заботливостью
- Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского
- Авраам родил Исаака (Мф. 1:2)
- Давид
- Толкование на Евангелие от Матфея
После обучения Феофилакт был возведен в сан диакона
После того как он закончил обучение, он остался в столице. Здесь он был возведен в сан диакона. Затем был отправлен на служение в храм Святой Софии. Именно в тот период времени, Феофилакт носил звание ритора Великой церкви. Некоторое время он был служителем в школе при патриаршей кафедре. Одно из его обязанностей было преподавание. Он преподавал риторику, а также давал толкования на Священное писание. В это время он также составляет поучения для верующих.
Его дарования и преданность идеалам христианской веры, а также ревность сделали его довольно известным при дворе императора. Воспитанником Феофилакта стал сын Михаила седьмого и Марии Аланской — царевич Константин Дука. По просьбам императрицы Марии Феофилакт составил несколько богословских произведений. Императрица одарила своим покровительством Феофилакта Болгарского.
Императрица Марии Аланская — сын которой был воспитанником Феофилакта Болгарского. Также именно по ее просьбам Феофилакт составил несколько богословских произведений. Фото: www.treef.ru
Личные качества Феофилакта позволили ему наладить доверительные отношения с паствой
Феофилакт старался справиться с этим тяжелым временем. О положении своем в Болгарии он писал императрице Марии. Со временем, проявляя свои лучшие качества, такие как ревность, мудрость и терпение, он смог наладить доверительные отношения с паствой. А также смог взять всю ситуацию под свой пастырский контроль.
Со временем Блаженный Феофилакт проявляя свои лучшие качества, такие как ревность, мудрость и терпение, смог наладить хорошие отношения со своей паствой. Фото: pravlife.org
Феофилакт понимал, что паства эта нуждается не просто в пастыре, а еще в добродетельных и ответственных священнослужителях
Большое внимание он уделял выбору епископов и священников
Однажды один правитель стал просить отца Феофилакта взять одного человека в епископы. Но тот ему ответил: «Ни тебе, государь мой, не следует мешаться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне так легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать». Тогда же правитель сказал, что обязательно отблагодарит Феофилакта за его помощь.
Но и на это блаженный Феофилакт ответил: «Государь мой! Ежели тот, о котором ходатайствуешь, таков же (как и другие избранные), то не ты должен благодарить меня, а я тебя. Если же он неизвестен ни нашей церкви, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам, ибо нам заповедано повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком».
Творения
Центром плодовитой литературной деятельности блаж. Феофилакта является толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на св. Матфея. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX и Х в., без указания источника. Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительному духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших.
Истолковательные
- Толкование на пять малых пророков: Осию, Авввакума, Иону, Наума и Михея.
-
Толкование на Четвероевангелие — «Благовестник».
- Толкование на Деяния святых апостолов.
- Толкование на соборные послания.
- Толкование на послание святого апостола Павла.
Обличительные
Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне.
Поучительные
- Слово в неделю Крестопоклонную.
- Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.
- Похвальное слово императору Алексию Комнину.
- О царском воспитании.
Исторические
Слова о мученичестве Тивериупольских мучеников.
Письма
Известно более ста тридцати писем. Все они написаны во время его архиепископства, и некоторые касаются современных ему событий, неизвестных ни из каких других источников.
Предисловие
Сила Духа Святаго, как написано (2Кор. 12, 9) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом.
Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого и иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях (Деян.4:13). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимались рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида. Однако же, смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении незамечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и немогущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «И Слово стало плотию» (Ин.1:14).
Иные говорят, что Православные и просили его написать о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Иисус был простой человек. Говорят также, что святой Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолов. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился в заточении на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.
Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо «блаженны, – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господу, а посему и сын ее Иоанн – племянником Господу.
Быть может, не неуместно разобрать и имена матери Иоанна и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ее. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с прочими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться божественной благодати.
Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно: он один только, а матерей оказывается у него три: родная Саломия, гром, ибо за великий глас в Евангелии он – «сын громов» (Мк. 3, 17), и Богородица, ибо сказано: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27).
Сказав это прежде изъяснения, мы должны теперь начать разбор и самих речей Иоанновых.
Значение слова Феофилакт Болгарский по словарю Брокгауза и Ефрона:
Феофилакт Болгарский — архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (ныне в Македонии), крупный византийский писатель. Жил во второй половине XI и в начале ХII века. Его биография известна мало. Родом с о-ва Евбеи, он получил звание диакона при св. Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Парапинака (1071—78). Может быть уже по смерти Михаила Ф. был назначен воспитателем его сына царевича Константина, оставшегося 4-х летним сиротой с матерью, императрицей Марией, покровительницей Феофилакта, по побуждению которой были написаны лучшие его вещи. Вслед за Дюканжем русские ученые Васильевский Успенский, Голубинский, особенно первый из них, разъяснили, вопреки до сих пор повторяющемуся взгляду, что расцвет литературной дятельности Ф., его назначение архиепископом в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами, относятся ко времени царствования Алексея Комнина (1081—1118). Удаление Ф. из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно стоит в связи с опалой семейства имп. Михаила. Неизвестно, сколько времени Ф. оставался в Болгарии и когда он умер. некоторые письма его относятся к началу ХII века. Еще оставаясь при дворе императрицы Марии, но не ранее 1088—8 9 г., Ф. написал «Царское наставление» своему ученику царевичу Константину — оригинальное произведение с литературными достоинствами. В 1092 г. он написал напыщеный панегирик императору Алексею Комнину. Наиболее ценным памятником литературной дятельности Ф. является его переписка. Сохранилось около 120 писем его к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу. утонченный византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, «пахнувшим овчиной», как Аполлинарий Сидоний в V в. к бургундам. Известия о народных мятежах, предшествовавших образованию независимого (второго) болгарского царства, а также о проходивших армиях крестоносцев возвышают некоторые письма Ф. на степень первоклассного исторического источника. такое же значение имеют данные об управлении империей и о многочисленных деятелях эпохи Алексея Комнина. — Центром плодовитой литературной деятельности Ф. является, однако, толкование на книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Лучший оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно на Св. Матвея, хотя автор находится под влиянием И. Златоуста. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX и Х в., без означения источника. это кладет тень на достоинство остальных комментариев Ф., частью доселе не изданных. Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительному духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших. — Сочинения Феофилакта изданы наиболее полно в греческой «Патрологии Миня» (тт. 123—126). На русский яз. переведены «Благовестник или толкование на св. Евангелие от Луки» (Москва, 1864), толкования на послания ап. Павла — в «Правосл. Собеседнике» (1881 слл.) и «Христианск. Чтении» (1843 г.). О сочинениях Феофилакта вообще см. введение de-Rubeis к изданию сочинений Ф. в «Патрологии», т. 123. О «царском наставлении», о панегирике в честь А. Комнина и о сочинении против латинян см. В. Г. Васильевский, «Византия и Печенеги», в «Журн. Мин. Народн. Просвещения» (1872, декабрь). о переписке — Ф. И. Успенский, «Образование второго болгарского царства» (Одесса, 1879, стр. 1—57. много выдержек в переводе). о хронологии и значении переписки, как источника, см. рецензию на названное сочинение, помещенную В. Г. Васильевским в «Журн. Мин. Нар. Просвещения» (1879, ч. 204, стр. 144—168). Выводы Васильевского остались неизвестными иностранным ученым: в «Истории визант. литературы» Крумбахера и Эрхарда и даже в специальной работе Н. Gelzer, «Das Patriarchat von Achrida» (Лпц., 1902), повторяется старая ошибочная хронология. Б. П—ко.
В период между 1089 и 1090 годом произошло назначение Феофилакта на архиепископскую кафедру
Через некоторое время Феофилакт решил уйти в Охрид. Никто не знает точной причины его переселения. Предположительно это связано с опалой, которой подверглась семья императора Михаила седьмого.
Также неизвестно и то, когда произошло назначение Феофилакта на архиепископскую кафедру в Болгарии. По предположительным данным это произошло где-то в период между 1089 и 1090 годом. Возможно несколько лет ранее.
Начало служения Феофилакта Болгарского в Болгарии было довольно тяжелым.
Когда Феофилакт только въезжал в город, его встречали криками. Но крики эти были не добрыми и не дружественными. Жители высмеивали его, смеялись и протестовали.
Такой странный прием не был связан с личными качествами архиерея, а с воспоминаниями о независимости и самостоятельности церкви в Болгарии. О Феофилакте многие говорили плохо, увидев в нем чужака. Именно это сильно и повлияло на внутренний настрой нового архиепископа болгарского. Он долгое время думал о том, как же быть в такой ситуации, как управлять такой паствой, если все вокруг так настроены враждебно.
Первое время служения, Феофилакт очень сильно тосковал по столице. Но и, тем не менее, он понимал смысл своего предназначения. Он должен был заботиться о благе болгарской церкви. Он уповал всегда лишь на Господа, старался избегать этого ужасного чувства, как уныние и отчаяние. Большая опасность среди его паствы составляли еретические и раскольнические течения. Этой напасти он противопоставлял молитву и проповедь. В это время на его плечи легли большие заботы.
Часто на эту проблему еще накладывались другие. Это было связано с притеснением светских правителей, а также постоянные набеги внешних врагов. Они постоянно чинили насилие, расхищали церковное имущество, поджигали храмы.
Было в начале Слово (ин. 1:1)
Итак, изучаем далее толкование Евангелия Феофилакта Болгарского. Что евангелист говорил в предисловии, то повторяет и сейчас: тогда как прочие богословы пространно повествуют о рождении Господа на Земле, его воспитании и возрастании, Иоанн игнорирует эти события, так как его соучениками о них довольно много сказано. Он лишь ведёт речь о Божестве, вочеловечившемся среди нас.
Впрочем, если хорошенько присмотреться, можно увидеть, как те, хоть и не скрыли информацию о Божестве единородного, но упомянули о ней всё-таки немного, так и Иоанн, устремив взор свой к слову Всевышнего, сделал акцент на домостроительстве воплощения. Ибо душами всех руководит один Дух.
Павел (Рим. 1:1)
Многие благовестник Феофилакта Болгарского воспринимают как жизненный путеводитель. Он действительно является весьма ценным трудом. Кстати, он рассказывает, что ни Моисей, ни евангелисты, ни после него кто-либо не писали свои имена перед собственными сочинениями, а апостол Павел указывает своё имя перед каждым своим посланием. Данный нюанс имеет место потому, что большинство писало для живших вместе с ними, а он сообщения посылал издалека и по обычаю совершал правило отличительных качеств посланий.
Необходимо отметить, что в Послании к Евреям он этого не делает. Ведь они ненавидели его, а поэтому, чтобы услышав его имя не прекратили внимать ему, утаивает своё имя с самого начала.
Для чего же он из Савла переименовал себя в Павла? Для того чтобы ему не быть ниже верховного из апостолов, наименованного Кифой, что означает «камень», или сыновей Заведея, названных Воанергес, то есть сынами грома.
Блаженный Феофилакт старался полностью — освятить Болгарию своей отеческой заботливостью
Блаженный Феофилакт старался полностью освятить Болгарию своей отеческой заботливостью. Но одного избрания было недостаточно, чтобы укрепить благосостояние церкви. Также следовало и постоянно следить за тем, как осуществлялись эти действия.
Феофилакт постоянно следил за делами епископов и священников и их делами. Старался предупреждать всякое уклонение от цели. Если было необходимо, он говорил исправлять это. Он «…не знал другого утешения, кроме того, чтобы исправлять сделанное зло». Именно к этой цели он шел и стремился все время.
К виновному Феофилакт применял как строгость, так и снисхождение.
Однажды один епископ по неизвестной причине сделался гонителем престарелого настоятеля монастыря. Он запретил ему совершать какие-либо священнодействия, а затем выгнал из монастыря и подверг тяжелой епитимии. В первый раз гонимый епископ обратился к Феофилакту. Тогда блаженный Феофилакт сказал ему, чтобы тот не гневался на старца. Епископ дал ему слово, что так и сделает.
Но через некоторое время он стал гнать старца, а тот в свою очередь направил просьбу к самому императору. Император отправил это дело на рассмотрение Феофилакту. Феофилакт Болгарский сильно расстроился тем, что епископ его не послушал. Он стал писать епископу о том, чтобы тот успокоился и дал отчет о своих действиях в ближайшем соборе. Но епископ не явился.
Тогда Феофилакт запретил епископу совершать священнодействия. Епископ отправился в Константинополь и стал разносить клевету на Феофилакта. Вскоре об этом узнал Феофилакт, но, несмотря на все это, епископ вновь вернулся к блаженному и стал просить у него за все прощения. После чего святитель простил его и разрешил дальше служить при церкви. «Только молись за меня, — писал он епископу, — и благословляй, а не кляни того, кто тебя любит».
Все чаще Феофилакт созывал епископов на рассмотрение различных вопросов. Поместные соборы по правилам церковным должны были собираться в определенные времена, и Феофилакт старался быть верным этим правилам.
С Божьей помощью Феофилакт преодолевал все трудности. Для верующих же людей он был ответственным и добросовестным пастырем, а также заботливым отцом своей паствы. Много раз Феофилакт сам лично ездил в Константинополь, чтобы ходатайствовать о своей пастве. Также у него было много знакомых, которые помогали в строительстве и реконструкции многих храмов и монастырей.
Когда умер Феофилакт Болгарский — неизвестно.
Согласно некоторым сведениям, под конец своей жизни Феофилакт Болгарский переехал в Солунь, где и окончилась его земная жизнь.
Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского
Классика православной духовной литературы – «Толкование на Святое Евангелие» Феофилакта Болгарского — основа основ в понимании того, во Что и в Кого верует православная церковь. Каждое предложение, буквально каждая буква Нового Завета внимательно истолковываются Феофилактом Болгарским, раскрывая смысл изречений, скрытых от глаза современного человека. Священные книги раскрываются во всей полноте, и у читателя захватывает дух от величественной картины Евангелия, через которое Бог говорит с человеком. Толкования Феофилакта Болгарского были настольной книгой всех без исключения людей, глубоко и искренно интересовавшихся православной верой. Среди них можно назвать как светские, так и духовные имена: Достоевский, Тимирязев, Суворов, Амвросий и Макарий Оптинский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преп. Серафим Чичагов, царственные страстотерпцы – царь Николай II и его семья, св. Николай Сербский, Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, и многие, многие другие.
Труд блаженного Феофилакта Болгарского с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.
Жизнеописание блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского – 9
_______
Творения блаженного Феофилакта – 18 Истолковательные сочинения – 18 Обличительные сочинения – 19 Поучительные сочинения – 20 Исторические сочинения – 21 Письма – 21
_______
ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Предисловие – 25
_______
ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ Глава первая – 29 Глава вторая – 38 Глава третья – 45 Глава четвертая – 51 Глава пятая – 56 Глава шестая – 66 Глава седьмая – 72 Глава восьмая – 77 Глава девятая – 82 Глава десятая – 89 Глава одиннадцатая – 96 Глава двенадцатая – 103 Глава тринадцатая – 112 Глава четырнадцатая – 123 Глава пятнадцатая – 130 Глава шестнадцатая – 136 Глава семнадцатая – 143 Глава восемнадцатая – 150 Глава девятнадцатая – 157 Глава двадцатая – 164 Глава двадцать первая – 170 Глава двадцать вторая – 179 Глава двадцать третья – 188 Глава двадцать четвертая – 196 Глава двадцать пятая – 205 Глава двадцать шестая – 213 Глава двадцать седьмая – 228 Глава двадцать восьмая – 240
_______
ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА Предисловие – 249 Глава первая – 251 Глава вторая – 259 Глава третья – 265 Глава четвертая – 270 Глава пятая – 277 Глава шестая – 283 Глава седьмая – 291 Глава восьмая – 297 Глава девятая – 303 Глава десятая – 312 Глава одиннадцатая – 323 Глава двенадцатая – 329 Глава тринадцатая – 337 Глава четырнадцатая – 344 Глава пятнадцатая – 337 Глава шестнадцатая – 364
_______
ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ Предисловие – 371 Глава первая – 373 Глава вторая – 392 Глава третья – 402 Глава четвертая – 408 Глава пятая – 416 Глава шестая – 423 Глава седьмая – 432 Глава восьмая – 440 Глава девятая – 452 Глава десятая – 465 Глава одиннадцатая – 479 Глава двенадцатая – 494 Глава тринадцатая – 516 Глава четырнадцатая – 527 Глава пятнадцатая – 539 Глава шестнадцатая – 550 Глава семнадцатая – 562 Глава восемнадцатая – 573 Глава девятнадцатая – 587 Глава двадцатая – 597 Глава двадцать первая – 606 Глава двадцать вторая – 615 Глава двадцать третья – 634 Глава двадцать четвертая – 647
_______
ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА Предисловие – 661 Глава первая – 663 Глава вторая – 693 Глава третья – 702 Глава четвертая – 717 Глава пятая – 736 Глава шестая – 751 Глава седьмая – 774 Глава восьмая – 792 Глава девятая – 811 Глава десятая – 826 Глава одиннадцатая – 840 Глава двенадцатая – 857 Глава тринадцатая – 876 Глава четырнадцатая – 891 Глава пятнадцатая – 906 Глава шестнадцатая – 915 Глава семнадцатая – 926 Глава восемнадцатая – 936 Глава девятнадцатая – 950 Глава двадцатая – 965 Глава двадцать первая – 975
_______
Список чудес Господа Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелиях – 986 Притчи Господа нашего Иисуса Христа – 994
Авраам родил Исаака (Мф. 1:2)
Далее Феофилакт толкует, что Авраам был отцом евреев. Именно поэтому евангелист с него начинает родословие. Кроме того, Авраам первый обетование получил: было сказано, что «благословятся все народы от его семени».
Конечно же, приличней было бы начинать родословное древо Христа с него, ибо Христос Авраамовым семенем является, в котором получаем благодать все мы, которые язычниками были и прежде находились под клятвою.
Вообще, Авраам переводится как «отец языков», а Исаак — «смех», «радость». Интересно, что евангелист не пишет о внебрачных потомках Авраама, к примеру, об Измаиле и иных, так как иудеи произошли не от них, а от Исаака. Кстати, Матфей упоминал об Иуде и братьях его потому, что двенадцать колен произошли от них.
Давид
Далее Феофилакт сообщает, что как только Матфей проговорил «Иисуса», он добавил «Давидова Сына» для того, чтобы вы не подумали, что он имеет в виду другого Иисуса. Ведь в те времена жил ещё один выдающийся Иисус, после Моисея второй вождь евреев. Но этого именовали не сыном Давида, а сыном Навина. Он жил намного раньше Давида и родился не из Иудина колена, из которого появился Давид, но из другого.
Почему же Матфей прежде Авраама поставил Давида? Да потому, что Давид был более известен: он жил позже Авраама и слыл великолепным царём. Из правителей он первым богоугодил Господу и получил обетование от него, сообщавшее, что Христос из его семени восстанет, почему Христа и прозвали Сыном Давида.
Давид действительно в себе образ Христа сохранил: как он на место оставленного Господом и возненавиденного Сеула воцарился, так и Христос во плоти пришёл и над нами воцарился после того, как царства Адам лишился и власти, которую над демонами и всем живущим он имел.
Толкование на Евангелие от Матфея
Итак, написал Феофилакт чудесное толкование Евангелия от Матфея, а мы сейчас постараемся наиболее подробно рассмотреть этот труд. Он утверждал, что все святые мужи, проживавшие до закона, получали знания не из книг и писаний. Это весьма удивительно, но в его сочинении указано, что они воспитывались освещением Всесвятого Духа и лишь так познавали Божию волю: сам Бог вёл беседы с ними. Такими он представлял Ноя, Авраама, Иакова, Исаака, Иова и Моисея.
Немного погодя люди испортились и стали недостойны научения и просвещения от Святого Духа. Но Бог человеколюбив, он им дал писание, чтобы хоть благодаря ему помнили волю Его. Феофилакт пишет, что и Христос сперва лично вёл беседы с апостолами, а затем послал им в наставники благословение Святого Духа. Конечно же, Господь ожидал, что с течением времени появятся ереси и людские нравы испортятся, поэтому он благоволил, чтоб были написаны оба Евангелия. Ведь таким образом мы, черпая из них истину, не увлечёмся еретической ложью и наши нравы совершенно не испортятся.
И конечно же, толкование Евангелия от Матфея является весьма душеполезным трудом. Изучая Книгу родства (Мф.1:1), Феофилакт задавался вопросом, почему же блаженный Матфей не произнёс, подобно пророкам, слово «видение» или «слово»? Ведь они всегда о (Ис.1:1) или «Слово, которое было… к Исайи» (Ис. 2:1). Вы желаете выяснить этот вопрос? Да просто провидцы обращались к непокорным и жестокосердым. Лишь поэтому они рассказывали, что это Божественное видение и глас Божий, чтобы народ испугался и не пренебрёг тем, что они ему говорили.
Феофилакт отмечает, что Матфей говорил с благомыслящими, верными и послушными, и поэтому ничего подобного не сказал предварительно пророкам. Он пишет, что то, что созерцали пророки, они видели умом, смотря на это чрез Духа Святого. Лишь поэтому они говорили, что это видение.
Матфей же не умом созерцал Христа, но морально с Ним пребывал и чувственно слушал Его, наблюдая Его во плоти. Феофилакт пишет, что лишь поэтому он не говорил: «видение, которое я наблюдал», или «созерцание», но произнёс: «Книга родства».
Далее мы узнаём, что имя «Иисус» — еврейское, а не греческое, и переводится оно как «Спаситель». Ведь словом «яо» у евреев сообщается о спасении.
А Христами («Христос» обозначает по-гречески «помазанный») именовались первосвященники и властелины, ибо они помазывались елеем святым: он лился из рога, который прикладывали к их голове. Вообще, господь именуется Христом и как Архиерей, ибо он сам пожертвовал Собой, как Царь, и водворился против греха. Феофилакт пишет, что Он помазан настоящим елеем, Святым Духом. Кроме того, Он помазан прежде других, ибо кто иной обладал Духом так, как Господь? Необходимо отметить, что в святых действовало благословение Духа Святого. Во Христе же функционировала следующая сила: Сам Христос и Единосущный Ему Дух вместе вершили чудеса.