Старец фаддей
Содержание:
Не гневаться на детей за их активность
Фото: Flickr.com Небесные духи по-разному воздействуют на детей. Ребенок не может быть все время неподвижным и спокойным. Он в своем развитии должен непрерывно двигаться, стремиться куда-то, при этом, порой, забывая о родительских наставлениях.
Но он делает что-то не так не со зла, а от непонимания. А когда родители сердятся, впадают в гнев, ругают его, набрасываются с упреками, а то и побоями, ребенок не понимает, в чем его вина.
Родителям нужно в таких случаях сначала самим успокоиться, а потом мирно, с любовью объяснить ребенку, в чем его ошибка. Если это делать постоянно, день ото дня, направляя мысли от своего сердца, к сердцу ребенка, то он поймет. Если же приступать к воспитанию в гневе, на эмоциях, то возникает мысленная вражда и тогда все наставления родителей проходят мимо разума их чада.
Писательские труды Витовницкого
Все труды сербского старца Фаддея Витовницкого собраны в книге «Мир и радость в Духе Святом «. Сборник стал плодом труда и любви духовных чад старца. Беседы, проповеди изложены простым, евангельским языком. Составители, в соответствии с литературными нормами языка, полностью передали мысли и слова старца.
Мир и радость в Духе Святом
Книга содержит жизнеописание старца и поделена на несколько смысловых частей:
- «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
- «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
- «Витовницкий стослов».
Старец говорил, что каждая душа должна распространять мир и радость. Фаддей призывал, как Матерь Божья, посылать людям тишину, мир и радость, быть мирными, тихими, «умирить сердце», которое часто болит, не принимать близко каждую обиду.
Посмотрите видеоролик о книге «Мир и радость в Духе Святом».
Каковы наши мысли, такова наша жизнь
Еще в детстве Томислав начал постигать тайну внутренней жизни: необходимость собирания мыслей, борьбу с рассеянностью ума. Отец Фаддей полагал: «каковы твои мысли, такова и жизнь твоя «.
Поучения старца о влиянии человеческих помыслов на судьбу и внешнее поведение:
- «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
- «Разница между хорошими и дурными людьми только в их мыслях — добрых или злых. Благие, добрые мысли преображают окружающих нас людей».
- «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».
Посмотрите видеоролик о книге «Каковы наши мысли, такова наша жизнь».
Духовные поучения
Многие мысли отца Фаддея афористичны и наставляют на праведный путь.
Сербский старец Фаддей Витовницкий считал, что:
- победить зло можно любовью;
- совершенство жизни христианина в смирении;
- нужно освобождаться от нечистоты мыслей;
- к ближним надо относиться одинаково;
- нельзя делить людей на симпатичных и несимпатичных.
Старцу всегда не давала покоя мысль о смысле жизни. В житии святого Серафима Саровского он нашел ответ: «цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».
Юношеские годы и молодость
Пережитые в юности испытания сыграли ключевую роль в жизни будущего инока. Тяжелая болезнь, неутешительные прогнозы врачей подтолкнули его ступить на Божий путь. Давняя мечта осуществилась и помогла побороть смертельный недуг.
Образование портного
С раннего возраста Томислав мечтал о монашеской жизни, но по воле отца был вынужден поступить в ремесленно-торговое училище. Обучился на портного. Эта профессия должна была приносить хоть и небольшой, но стабильный доход. Однако в этом ремесле парень не преуспел и даже здесь пережил много обид и грубости.
Заболевание туберкулезом
Когда Томиславу исполнилось 18 лет, то желание стать монахом в нем окрепло. Вопрос о смысле жизни не давал покоя, тогда молодой человек подал прошение в монастырь Горняк.
В это же время у Томислава врачи обнаружили туберкулез. Сорок семь дней он находился в белградской больнице. Ему предстояло пройти сложное лечение: процедуры с накачиванием легких сжатым воздухом, объединенные с приемом лекарственных средств .
Без терапии, по мнению врачей, молодой человек не смог бы прожить и пяти лет. Именно этот медицинский прогноз сыграл главную роль в дальнейшей жизни Томислава. Он покинул больницу и решил посвятить оставшиеся дни Богу.
Монашеский постриг
Около года прошло с момента подачи прошения в монастырь. На этот раз Томислав уже лично пришел к настоятелю с просьбой принять его послушником. Их разговор случайно был услышан одним русским монахом. На следующий день он сказал парню, что неподалеку находится монастырь, житие в котором соответствует представлениям Томислава.
24 июля 1932 года будущий инок пришел в Мильков монастырь, чтобы стать послушником. Здесь служил настоятелем архимандрит Амвросий. Монастырь жил по валаамскому уставу: с многочасовыми службами, строгими постами. Божественную Литургию служили ежедневно. Монастырь был русско-сербским, в нем жило тридцать монахов.
Общение с иноками, прибывшими из Валаамского монастыря, помогло выучить русский язык. Благодаря этому Томислав мог изучать богословские труды святых отцов. Духовника из современников тогда не было, потому приходилось учиться духовной жизни по книгам. В статусе послушника он полностью посвятил себя Божественной воле, много молился, чутко прислушивался к наставлениям опытных отцов. Постепенно дух его окреп, улучшилось и физическое состояние.
После смерти отца Амвросия Мильковского в монастыре произошел конфликт из‑за должности настоятеля, единомыслие братии прекратилось. По этой причине Томислав вместе с некоторыми монахами перешел в монастырь Горняк, главой которого был игумен Серафим.
В 1935 году состоялся монашеский постриг послушника с дарованием ему имени Фаддей. 19 мая (1 июня) 1935 года в этом же монастыре состоялось рукоположение его в сан иеродьякона, а в 1938 году отец Фаддей стал иеромонахом. По направлению патриарха Гавриила (Дожича) был отправлен на жительство в Печскую Патриархию, как самый молодой иеромонах.
Зрелый возраст
Аресты в военные годы, жизнь на пороге смерти не сломили духа отца Фаддея. Он продолжал свою службу Богу, утешал верующих своими проповедями и поучениями.
Детство Фаддея
Детские годы Фаддея были тяжелыми. С ранних лет он испытывал несправедливость со стороны окружающего мира, и уже тогда начал задумываться о жизни, далекой от суеты.
Вспоминая о своем детстве, монах Фаддей говорил, что уже тогда понял, к чему стремится его душа. Ребенком он мечтал о служении Богу, потому что Он стоит надо всем.
Происхождение и рождение
Родился 6 (19) октября 1914 года в Сербском селе Витовница, которое входит в общину Петровац-на-Млави, расположенную в Браничевском округе. Был рожден раньше срока, семимесячным и потому был очень слабым. Это произошло во время пребывания его матери на городской ярмарке. Младенца родители поспешили сразу окрестить. В этот день отмечалась память апостола Фомы, поэтому мальчика назвали Томиславом (Фомиславом). Есть легенда о том, что глаза он открыл лишь после крещения.
Семья
Родители были бедными крестьянами, проживавшими в деревне Витовница, недалеко от реки Млава. Мама умерла, когда Томислав был еще маленьким. Отец женился во второй раз. Вторая жена тоже умерла, и отец женился снова.
Отношения с мачехами у ребенка не складывались: он был вынужден терпеть упреки и даже убегал из дома. Со сверстниками тоже не было взаимопонимания. Отличавшийся от других детей внешностью и характером, Томислав все чаще искал уединения. Школу он окончил с отличием, несмотря на все трудности.
Его часто ругали, высмеивали, считали ущербным, неспособным к крестьянскому труду. Ребенок молился Богу, просил дать ему какое-то полезное умение. Отец не защищал сына, как того мальчик ожидал. Это обстоятельство еще больше омрачало жизнь Томислава.
Монашеская жизнь
В 1932 году он решил отстраниться от мира и поступить в монастырь. С этой целью направил запрос в обитель Горняк. Между тем, болезнь всё прогрессировала и уже перешла в опасную стадию.
Фомиславу было предложено пройти интенсивный курс лечения, без которого, по словам докторов, он не прожил бы и пяти лет. Положившись более на волю Божью, чем на прогнозы врачей, Фомислав отказался от прохождения дальнейшего лечения и, помолившись, отбыл в монастырь Горняк.
Здесь он познакомился с русским монахом, который, вникнув в серьёзность его намерений, порекомендовал ему обратиться в обитель Мильково, где тогда подвизались русские монахи, прибывшие из Валаамского монастыря: жизнь в том монастыре была более строгой и лучше соответствовала чаяниям и представлениям Фомислава.
После встречи с настоятелем монастыря Мильково, отцом Амвросием (Кургановым), схиархимандритом, учеником и последователем преподобного Амвросия Оптинского, Фомислав был принят в обитель.
Полагая, что ему осталось не более пяти лет земной жизни, Фомислав, как он сам впоследствии вспоминал, старался всецело предаться Божественной воле, много молился, ревностно исполнял послушание, впитывал наставления опытных братий и отцов.
Помимо исполнения монашеского долга, он уделял много внимания изучению русского языка, что в дальнейшем позволило ему приобщиться к сокровищнице русской духовной литературы.
От молитвы к молитве, от подвига к подвигу Фомислав возрастал духом. Вместе с тем он укреплялся и физически. Болезнь, мало-помалу, стала отступать.
После кончины отца Амвросия строй жизни в обители начал меняться, возникли нестроения, и вскоре Фомислав вынужден был переселиться в обитель Горняк, возглавлявшейся тогда русским игуменом Серафимом.
В 1935 году Фомислав, к радости братий, принял монашеский постриг с именем Фаддей. Вскоре после этого его рукоположили в иеродиакона.
Прошло совсем немного времени, как иеродиакон Фаддей был определён на служение в монастырь Раковица, находившийся в юрисдикции Белградско-Карловацкой архиепископии. Здесь, с благословения Патриарха Варнавы, он прошёл курс обучения в школе иконописи.
В 1938 году отец Фаддей был хиротонисан в сан иеромонаха. Затем, подчиняясь распоряжению церковного начальства, стал служить в Печской Патриархии. Это служение было прервано Второй Мировой войной.
На пути к монашеству
Фаддей Витовницкий — мирское имя: Фомислав Штрубулович — появился на свет на территории Сербии, в селе Витовница, 6 октября 1914 года. Фомислав родился раньше обычного срока, и поэтому был очень слабым. Родители, опасаясь за его жизнь, спешили его покрестить.
Мать Фомислава умерла, когда он был ещё ребёнком. Через какое-то время отец привел в дом новую супругу, а через некоторое время, после её смерти, женился в третий раз. Отношения его сына с мачехами складывались не лучшим образом. В этой связи ему приходилось выслушивать незаслуженные обвинения и упреки. Бывало, что он не выдерживал наплыва обид и убегал из родительского дома.
Не раз испытав на себе несправедливость этого мира, Фомислав уже с детства начал задумывался о другой жизни — жизни во Христе, отграниченной от мирской суеты.
Несмотря на трудности, связанные с отношениями в семье, учился он на удивление хорошо и среднюю школу закончил с отличием.
По выпуске из школы, следуя воле отца, изучал портновское дело в торгово-ремесленном училище. Профессия портного сулила ему пусть и небольшой, однако стабильный достаток. Но этим планам не суждено было сбыться: через некоторое время Фомислав заболел туберкулезом.
Воспитание послушания
Фото: Flickr.com Фаддей наставлял, что характер ребенка формируется до 5 лет, поэтому за эти годы родителям требуется приучить ребенка к такому послушанию, в результате которого на любое родительское слово у них должен быть один ответ – «аминь».
То есть послушание должно быть абсолютным и беспрекословным. Но он с горечью отмечает, что на самом деле все происходит в семьях совершенно не так. Родители сами подают плохой пример, относятся к собственным родителям без почитания и противятся их воле. Да еще и привлекают внуков к этому, чтобы передали бабушке и дедушке, мол, мама и папа не будут то-то и то-то делать. Вот и заканчивается воспитание послушания у детей, не успев начаться.
Если родители не дают бабушке воспитывать ребенка в православии
Фото: Mitropolia74.ru
Но уж если у матери не получилось своих детей воспитать в православной вере, то она всеми силами стремится сделать это с внуками, исправить свои ошибки. А родители их ей не разрешают. Как же быть? В этом случае совет один – смирение и сохранение мира в доме. Ведь если Господь в сердце, то его никто оттуда не выгонит. Не дают молиться при них, значит, молись в их отсутствие, про себя. Не стоит говорить ни слова, не противоречить, но всем сердцем своим стремиться к Богу, молиться за детей и внуков. И рано или поздно они поймут, что были неправы, Господь вразумит их. Ведь жизнь учит много лучше, чем самые верные слова и разговоры.
Показав детям и внукам пример смирения и послушания, веры и самоотверженности, можно преподать им такой урок, который они вспомнят и последуют примеру своей бабушки в самый сложный период своей жизни. Тем и спасутся.
Такие добрые и простые наставления старца Фаддея Витовницкого могут быть учебником для родителей и детей. Прикоснитесь к этому бесценному камню в сокровищнице православия, и он своим сиянием осветит вам жизненный путь.
Военные годы
Когда иерромонах Фаддей, в сопровождении трёх других братий, возвратился в Белград, он был арестован тайной полицией и доставлен в тюрьму: его подозревали в соучастии в деятельности Сербского сопротивления. После того как подозрения были сняты, и его выпустили из-под стражи на свободу, он направился в обитель Витовница.
В 1943 году фашистские оккупанты снова взяли отца Фаддея под стражу, заключив его вместе с двумя спекулянтами, торговцами табаком. На этот раз ему угрожала смертная казнь. Между тем казнь не состоялась. Примечательно, что в тюрьме ему было видение небожителя: ангел указал ему на крест, который он должен будет нести, продолжая служение Богу, утешая и просвещая многострадальный сербский народ.
Приблизительно через месяц со дня заключения фашисты перевели отца Фаддея в монастырь Войловица.
Юношеские годы и молодость
Когда детство закончилось, наступили не менее суровые времена. Томислав серьезно заболел, никто не мог дать точных прогнозов о его будущем состоянии и вообще жизни. Именно тогда будущий инок принял решение о полном посвящении себя Богу.
Отец не разделял желание сына принять постриг. Мужчина был твердо уверен в том, что сын должен остаться в миру. Тогда отец своей волей направил сына в ремесленно-торговое училище. Томислав получил хорошее образование, которое позволило бы ему потом зарабатывать себе на хлеб.
Однако позже он убедился, что его предназначение заключается абсолютно в другом. Томиславу тогда только исполнилось 18 лет. Молодой человек заразился страшной болезнью. Врачи сказали о необходимости прохождения сложного курса лечения. Туберкулез все сильнее влиял на здоровье будущего старца. Врачи вынесли вердикт, что без продолжения особой терапии Томислав не проживет более пяти лет.
Это интересно! Терапия туберкулеза в те времена включала в себя не только принятие лекарственных препаратов, но и накачивание легких сжатым воздухом. Последняя процедура была достаточно неприятной и длительна по времени.