Расширенное заседание единого совета древлеправославной поморской церкви

Как поморы говорят?

Энтузиасты поморского возрождения считают, что поморы использовали особый язык — поморскую говóрю. Это утверждение трудно и подтвердить, и опровергнуть. Не существует ни летописей, ни литературных текстов, созданных на говóре.

Сейчас написаны несколько поморских словарей. Частично они содержат слова, встречающиеся и в других регионах России, но вышедшие из употребления в современном русском языке. В основном же это термины, связанные с морскими промыслами.

Вот несколько интересных поморских слов:

  • Абуконь — большой прибрежный камень, камень-указатель.
  • Агаць — пай, часть добычи, полагающаяся помору.
  • Баклыш — камень, полностью заливаемый морским приливом.
  • Веретье — вал морского прибоя, спираль из волн.
  • Голомя — открытое море.
  • Глубник — ветер со стороны материка.
  • Дрегель — грузчик.
  • Жагра — фитиль.
  • Загрева — зной.
  • Истопель — мера дров, необходимая, чтобы истопить печь.
  • Кармакулы — морские рифы.
  • Клевить — дразнить.
  • Луда — каменистая мель с островками, остров без растительности.
  • Мятуха — плавучий лед в межсезонье.
  • Нива — перекат в реке.
  • Одножирной — одноэтажный.
  • Пазори — отблеск северного сияния.
  • Ремь — вой ветра в бурю.
  • Ссыпщина — варка пива для общины.
  • Ужада — жажда.
  • Хвалена — комплиментарное обращение к девушке, аналогично «молодец» к юноше.
  • Цин — порядок.
  • Яснец — прозрачный осенний лед, через который видна вода.

5

Иконопись и сызранский гектограф

Наиболее большие и могущественные общины в Самарской губернии в то время были в Новоузенске, в селах Царевщина, Бобровка, Преображенское, Кошки, Подъемное, Нижнее Санчелеево, Черноречье. Нельзя и не сказать о сызранских общинах Симбирской губернии, которые никогда не теряли связей с самарскими поморцами. В Сызрани были организованы типография, появился известный сызранский иконописный промысел.

Сызранский иконописец А.А. Бочкарев

В 1875-1879 годах в строительных артелях при возведении и внутренней отделке храма Казанской Иконы Пресвятой Богородицы работал авторитетный иконописец Гавриил Фролов. В Самару он приехал из Эстонии. До сих пор в Казанском Храме хранятся 7 икон мастера и распятие с его клеймом, переданное из села Кошки. Начало сызранской школе было положено иконописцем поморского согласия Иваном Порфирьевичем Поповым, жившим по реке Крымзе. Известны десятки его учеников: К.И. Дьяконов, П.С. и А.П. Качаевы, братья Бочкаревы, В.А. Комиссаров. Много икон для поморцев были написаны мастером во втором поколении А.П. Качаевым, который держал в Самаре известную иконописную мастерскую на Троицкой улице в доме Разсадина. Он являлся представителем сызранской иконописной школы, имел к 1917 году массу похвальных листов и медалей. Иконы сызранского письма шли заказчикам Самары, Саратова, Хвалынска, Нижнего Новгорода, Оренбурга.

Иконописец Гавриил Фролов

Что касается издательской деятельности, то среди десяти старообрядческих гектографических типографий известность приобрел гектограф члена Бочкаревской общины, писателя и историка, духовного наставника Прокопия Максимовича Безводина.

Личный штамп-экслибрис Прокопия Максимовича Безводина

Издательское дело П.М. Безводина было начато в 80-е годы XIX века еще в Нижнем Новгороде, затем было продолжено в Москве и своего расцвета достигло в Сызрани. Эта деятельность постоянно сопровождалась преследованиями от администрации, частыми обысками и конфискациями. Всего типографией П.М. Безводина было издано свыше двухсот брошюр (копии рукописных и напечатанных на пишущей машинке) в защиту староверия, в том числе и его собственного сочинения («Апология Церкви Христовой», «О родословии христиан поморцев» и другие).

Старообрядческие браки

Старообрядцев не венчали в церквах, где регистрировали браки. Лишь при обращении раскольников в православие их венчали и делали соответствующую запись в церковных книгах. Брак старообрядцев, заключенный без посредства церкви, считался незаконным, преследовался, за него взимался штраф (по указу Петра I от 24 марта 1719 года). Раньше у поморцев существовали свои тайные моленные дома. В открытых при Александре III моленных домах совершались венчания и крещения.

Старообрядческие браки, даже венчанные в церкви, очень долго не признавались законом; у раскольников не было права вписывать свои браки и рождение детей в метрические книги при волостном правлении. В 40-50-е годы XIX века, когда усилилось насильственное привлечение раскольников Самаро-Саратовского края к единоверию с господствующей церковью, их венчали и крестили детей в единоверческих церквах, но запись в актовых книгах для них обставлялась трудностями, нужно было платить большой денежный взнос — налог. Поэтому записи не всегда осуществлялись, а также браки и дети от них по-прежнему считались незаконными. Дети лишались права наследия (числились в официальных документах по матери).

Общины

В октябре 2021 года в состав архиепископии входили следующие общины:

  • Краснодарский край Приморско-Ахтарск. Храм святых Первоверховных апостолов Петра Павла.
  • Новопокровский, Приморско-Ахтарский район. Храм Покрова Богородицы.
  • Сочи. Храм Успения Богородицы.
  • Бриньковская, Приморско-Ахтарский район. Храм Живоначальной Троицы.
  • Краснодар. Община.
  • Морозовский, Приморско-Ахтарский район. Часовня в честь священномученика Аввакума.
  • Новороссийск. Община.

Пензенская область, Софьино. Киновия в честь Покрова Богородицы.
Дагестан, Кизляр. Храм Живоначальной Троицы.
Крым, Севастополь. Община.
Румыния, Тулча. Община.

Новая страница летописи

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году и связан с именем председателя Совета общины Павла Владимировича Половинкина. В 1993 году П.В. Половинкину удалось добиться передачи общине бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «Любимовской моленной», а ныне — Казанского храма по ул. Льва Толстого, 17. В 1994 году в значительной мере благодаря его усилиям произошло объединение с общиной федосеевцев.

П.В. Половинкин

Переданное общине здание было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы — фабрика беловых товаров, а позднее — захотело получить находящееся по соседству Главное управление Центробанка по Самарской области. Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Самарской общине и ее председателю всё это стоило огромных усилий, зато сейчас в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, и трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение.

14 января 1996 года в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем, в Светлое Воскресенье 1996 года, — Пасхальная служба. С этого времени община расположена здесь постоянно. В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, Ответственным секретарем которого стал П.В. Половинкин.

В самарском поморском храме устроен великолепный иконостас. В настоящее время Самарская старообрядческая Поморская община работает над крупномасштабным и уникальным в своем роде проектом: это создание нового иконостаса, представляющего собой полный месяцеслов, в который войдут иконы с изображением святых и праздников на каждый день года, а также иконы триодного периода. Приблизительно 400 образов. На сегодняшний день написано около 90 икон.

Икона «Святой и всехвальный апостол Андрей Первозванный (месяца ноября в 30 день)» для иконостаса Самарской поморской общины, иконописец С.Л. Иванцов

Работа это очень кропотливая, на нее благословлены известные в староверческой среде иконописцы-поморцы. Еще в стадии разработки этого проекта некоторые христиане из Самары, Самарской области и других городов изъявили желание сделать пожертвование на написание определенных образов от своего имени. После чего у руководства общины появилась мысль пригласить к данному богоугодному делу христолюбивую братию — староверов поморцев из Самары и других местностей — последовать славной традиции наших предков и сделать пожертвование на написание икон (праздничной или со святыми) на тот или иной день года.

Наставник Йошкар-Олинской общины, иконописец Сергий Иванцов

Традиция делать пожертвования как на строительство Храмов, украшение иконостасов, так и на написание икон от частного лица, семейства или общин существует издревле. На обороте каждой иконы есть вкладная надпись: «Сия святая икона написана (дата) иконописцем (Имя и Фамилия) для Храма Самарской Поморской общины от имени и на пожертвование (Имя, Фамилия, город)».

Часть нового иконостаса — на сегодняшний день написано порядка 90 икон. Фотография автора

Трудами П.В. Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез, изданы молитвословы для взрослых и детей, пособия «Как молиться епитимию», «Приготовление к погребению», Сборник духовных стихов самарского старообрядца-поморца К.И. Болобкова, Деяния I Всероссийского Поморского Собора в Москве 1909 года, книга известного самарского начетчика Т.С. Тулупова «О разделении Русской Церкви» и многое другое.

Самарская община ДПЦ сегодня является крупнейшим духовным и культурным центром староверия в Поволжье. В её фондах хранятся редкие рукописные и старопечатные богослужебные и певческие книги, старинные иконы, предметы церковной утвари и более 1000 фотографий из семейных архивов прихожан, наставников не только Самары, но и различных регионов России. Ведутся архив и летопись общины. При общине действует собственный музей, который активно пополняется редкими документами, предметами быта, старинными иконами, литьём и книгами.

Чувственное и духовное понимание антихриста

Из безпоповцев только нетовцы придерживаются мнения, что антихрист явится неким человеком по буквальному смыслу Священного Писания. В среде староверов часовенного согласия также существует разное понимание природы Антихриста: одни считают ее духовной, а другие — чувственной. Так, в некоторых регионах часовенные считают, что «антихрист — человек, сатану в себе носящий, придёт, или уже пришел в недавние времена, под конец времен, чтобы вступить в открытый бой с человечеством, подчинив его себе и процарствовав 3,5 года перед вторым пришествием Христовым, пойдет в вечную погибель со всеми соблазненными».

Поповцы же утверждают, что антихрист будет чувственный, конкретный человек, приводя в подтверждение «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина:

Миниатюра из книги «Апокалипсис трехтолковый». Глава 42 «О третием Ангеле, утверждающем люди Господня, еже не приимати Антихриста»

12 мая 1731 года собравшиеся в Москве поповцы и безпоповцы обменялись своими «Исповеданиями о вере», которые были изложены каждой стороной в десяти статьях.

Так, в «Исповедании о вере, предложенном от согласия имущих попов», в пунктах 7, 8, 9 говорится: «Пред пришествием антихриста приидут оба пророка, Енох и Илия, и Иоанн Богослов с ними, на обличение онаго лжехриста, якоже и прежде быша — во плоти. О антихристе сице разумеем, по проповеди пророк, и Евангелия, и святых апостол, и святых отец: тайна его еще во время святых апостол начаша действоватися в мире, и, егда исполнится время, явитися ему во образе видимаго человека. А о летех царства его сице разумеем: аще и отдревле начася злоба его, но в последнее время явлевно полчетверта (три с половиной года — прим. ред.) лета царствати будет; а в которой тысяще, или веке, того Божественное Писание явственне не означает».

В «Исповедании о вере, предложенном от согласия неприемлющих попов», в тех же пунктах безпоповцы пишут: «О Илии и Еносе. Даниилу убо рекшу, рече: седмицы единыя поставлю завет мой: седмь лет показа; в пол же седмицы проповедати пророком; и в пол-седмицы, сиречь в трех и пол царствует антихрист на земли. Разумеваем же от Боговдохновеннаго Писания и при кончине хотящих приити святых обличити лжехриста — крепкое и могущественное душа представление или предстательство, и тогда обличат войницы Небеснаго Царя, сиречь вернии; а чувственно в судьбах Божиих висит. Мы убо ныне, в последнее время, по числу прешедшему, еже есть 666, антихриста в мире чувственно, и действо его, по святых отец Писанию, поведаем; а впредь разумеваем разве чрез сосуды злобные останки содеет. О летех царствия антихристова, еже есть полчетверта лета при последнем времени царствовати ему, мы того чувственно не разумеваем, но якоже святии полагают, таинственно разумеем; аще где в Писании обрящется полчетверта лета, чувственно сбывшия по Писанию, мы того не пременяем, понеже како по Писанию положено, тако и приемлем».

Ф. Е. Мельников — писатель-апологет белокриницкого согласия

27 октября 1913 г в третьей беседе «Об антихристе, в связи с современным положением безпоповцев и современными их взглядами» Федора Ефимовича Мельникова, известного начётчика белокриницкого согласия, с Феофаном Федоровичем Румянцевым, апологетом, настоятелем Церкви Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке г. Москвы, Мельников говорит: «Последний антихрист — это будет не собирательное лицо и не отвлеченное какое-нибудь понятие, а собственная личность антихриста. Так,  Блаженный Иероним в ХII части своих «Творений» пишет: “Мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будет жить телесно. Это не сборище неверующих людей, это даже не собрание двух трех лиц, а есть собственное лицо одного господина. Это и будет последний антихрист, который провозгласит себя царем и богом” (Творения блаженного Иеронима, часть 12, стр. 62. Киев, 1894)».

Ф.Ф. Румянцев отвечал своему собеседнику: «Написано, что примечай же ты, что случилось уже, и что должно случиться, и предостерегай сам себя. А мой уважаемый собеседник на это не обращает внимания и нет надобности к его понятию углубляться в разборе вопроса о богоотступных еретиках. Он преспокойно советует ожидать титина (то есть антихриста: если подставить вместо букв церковно-славянского алфавита их цифровые значения и сложить их, то получится 666 — прим. ред.) с клеймом в руках числа 666».

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Льготы от советской власти и дальнейшая судьба старообрядцев

За активное участие в деле революции старообрядцы имели некоторое временные льготы. Если красный террор сразу коснулся Русской Православной Церкви, начались расстрелы и разрушения ее храмов, то старообрядцы еще до конца 1920-х годов могли свободно открывать и строить свои храмы, иметь свои печатные издания. Но «медовый месяц» длился не долго, они также были уничтожены, как и РПЦ, хотя некоторые успели уехать. Миллионерам старообрядцам, которые были посмекалистей, советская власть разрешила вывести свои капиталы за рубеж.

В высшем руководстве СССР было много старообрядцев (по своему происхождению). Есть убедительные свидетельства того, что к ним относились Калинин, Ворошилов, Ногин, Шверник (настоящая фамилия – Шверников), Москвин, Ежов, Косарев, Постышев, Евдокимов, Зверев, Маленков, Булганин, Устинов, Суслов, Первухин, Громыко, Патоличев и многие другие.  Немало героев Великой Отечественной войны также были из старообрядцев. 

Пройдя через братоубийство, природа человека становится другой; вот и у многих староверов не осталось ничего от веры в Бога, одна только идеология. Бывшие старообрядцы стали строить советского человека, советское общество, советскую страну. Но при этом знаменитый советский ученый и фантаст, по происхождению старообрядец, Иван Ефремов описал в «Туманности Андромеды», «Часе быка» идеал высоконравственного советского человека. Эти идеальные представления, конечно же, черпались из христианства.

Интересные факты. Оказываться, Рим был прекрасно осведомлен о религиозной ситуации в России, у них были попытки на почве общей ненависти к РПЦ и дому Романовых заключить дружбу-унию со старообрядцами. Но, для старообрядцев иметь дело с бритобородыми  еретиками это нонсенс. Но, тем не менее, римские папы выражали свою несказанную радость в связи братоубийственной революции, говорили: «железная метла Бога руками безбожников выметала православие с России для католической миссии в будущем».

Еще одна интересная тема раскрылась; внутрипартийные зачистки в руководстве СССР,  когда расстреливали активных революционеров, так же имели религиозную идеологическую окраску. Это была борьба двух партий ленинцев-масонов и постправославных. Окончательную точку поставил в этом раздоре бывший семинарист товарищ И.В.Сталин, сказав: «Как Моисей вывел евреев из пустыни, так и я их выведу из аппарата компартии».

Гедонист и искушение

В Лампово прихожане в основном пожилые женщины. Учительницы. Воспитательницы, библиотекари. Часто люди приезжают в родные места семьями, как Марина – руководитель общественной палаты Ленинградской области. А порой радуют визитом и редкие гости.

Круглолицый 44-летний Дмитрий Макушин в льняной черной косоворотке перебирает черную лестовку (четки для подсчета молитв из ткани или кожи). Он в Лампово набегами. Дмитрий приехал в Петербург с Урала в 2004-м. Говорит, переехал в Питер, потому что «были мечты заработать деньги – и они сбылись».

Работал следователем по особо важным делам сначала на Урале, потом в Питере. Сейчас занимается частными юридическими консультациями. У него в Петербурге был ночной клуб – подарил своей подруге. Широкий жест.

Дмитрий говорит, половина рода – староверы, другая половина ушла в «никонианскую церковь». Строгая староверка – его бабушка, но в детстве семье были более свободные порядки. Жизнь Дмитрия складывалась весьма неоднозначно.

— Это же генетическая память! Меня тянет! – объясняет он свои религиозные взгляды.

На тяжелой ладони синеет татуировка, наличие которой Дмитрий объясняет так: как у человека, служившего во флоте, может не быть татуировки, причем не только на руке?!

— Раньше жили вольно, – вспоминает он свое прошлое. – И пили, и курили, и блудили, и плясали. А сейчас ничего – тишина. Человек не меняется. Сейчас качество наслаждений поменялось на более высокий уровень.

Дмитрий говорит, раз грешили все, значит, и ответственность за грехи общая. А «тишина» у него случилась после 33 лет. Пошел Дмитрий в староверческий храм. Объясняет тем, что «тянет вибрация молитв». Он с гордостью рассказывает о коллекции родовых икон и сообщает, что не готов давать свои иконы Музею истории религии, считая, что у местных сотрудников «нечестивые руки». О женщинах отзывается как домостроевец-радикал экстремистского толка:

— Женщина глупа, невоздержанна, истерична, по крайней мере те, которые мне попадались. Я только несколько умных женщин видел.

«Религиозную вибрацию» женщина, по словам Дмитрия, не чувствует, в отличие от него, поскольку эта способность «передается по роду». Он вообще мир воспринимает «вибрационно». Предпочитает Шуберта и Шопена. В поисках умиротворения читает Пушкина, может и Ахматову с Цветаевой процитировать.

— Смысл жизни – в получении удовольствий от любви, веры, музыки и так далее. Все должно быть эстетично, – поясняет Дмитрий и добавляет: – А еще спокойная совесть!

Он понимает, что его позиция не вполне совпадает со староверческой аскезой. На службу в храм непременно приходит в косоворотках, которые коллекционирует. Сегодня в черной – для стройности. Любит оперу, слушает классику в филармонии в России и за рубежом. Знает, что театр – это искушение и староверу туда ходить негоже. По правилам старовер должен сторониться увеселений типа кино, театров, ресторанов. Но правила – одно, жизнь – другое.

На службу в Лампово с Дмитрием приехал его земляк Никола (в миру Сергей) – певчий. Он осудил знойный парфюм своего друга как «искушение». На критику Дмитрий отвечает тем, что живет по логике Канта, который «признавал антиномии». Приводит в пример боярыню Морозову – ревнительницу древней веры, но жившую на западный манер. Никола мыслит менее либерально. Он служит в разных поморских общинах, ухаживает за могилами единоверцев, делает надгробия. Кормит бездомных и их собак.

Куда плавали поморы

История поморского мореходства содержит немало славных достижений и мифов. Определенно можно сказать одно: поморы ходили в полярных морях и посещали острова задолго до голландских и английских мореплавателей. Но отсутствие в допетровской России картографии европейского образца и связей с европейским научным миром привело к тому, что море, которое поморы называли Студеным, носит имя Виллема Баренца, а острова, которые поморы называли Грумантом, являются архипелагом Шпицберген. Хотя Баренц дал название Шпицбергену в 1596 году, а поморы высадились там за несколько веков до этого.

Моряки корвета «La Recherche» у поморского креста на Шпицбергене. Литография Огюста Майераrufr (1838)

Переход на Грумант по открытому морю требовал от поморов немало мужества. В остальном, подобно другим мореплавателям древности, они предпочитали ходить вблизи берегов. Огибали Кольский полуостров по пути в норвежские города. Ходили за мыс Воронов, в Карское море, достигали Новой Земли.

В эпоху паруса и весел морской путь не всегда был оптимален. Например, в город Мангазею на реке Таз — центр меховой торговли Западной Сибири  вели два пути, или, как их называли «хода». Один огибал полуостров Ямал и был известен европейским мореплавателям. Второй, тайных ход — волок через основание полуострова, основанный на системе рек и озер, отличался надежностью и безопасностью. Рациональные поморы предпочитали несколько дней тащить корабли и товары по суше, чем играть в опасную игру с плавучими льдами.

4

Старообрядческое пособничество террористам

Начиная с 1905 года, по стране прокатилась волна убийств чиновников, губернаторов, глав городов. Революционеры делали свое дело – расшатывали страну.

 Профессиональные революционеры и террористы были приняты на работу на предприятия промышленников-старообрядцев. В цехах их видели редко, а вот зарплату они получали исправно. Зарплата революционеров-слесарей колебалась от 80 до 150 рублей (достаточно крупные по тем временам деньги). Тех рабочих, кто возмущался, объявляли агентами полиции, прихвостнями царизма и увольняли, ведь предприятия были частными.

Старообрядческое пособничество террористам

Итак, исторические факты подтверждают, что в 1905 г. старообрядцы и их капитал принимали в революции самое активное участие.

Старообрядческий социализм

Уже к началу XX века старообрядцы ввели на своих предприятиях высокие социальные стандарты: 9-часовой рабочий день, бесплатные общежития для рабочих, медицинские кабинеты, ясли-сад для детей, библиотеки. Для постройки собственных каменных домов выдавались беспроцентные ссуды. Собственная бесплатная больница была оборудована операционной, амбулаторией, аптекой и родильным домом. Имелись санаторий и богадельня для престарелых. Для молодежи существовали профтехучилища. Также назначалась пенсия в размере 25-50% от средней заработной платы. Так что  высокие социальные стандарты в СССР были изобретением не коммунистов, а старообрядцев.

Неудивительно, что рабочие предприятий, которыми владели старообрядцы, во всем поддерживали своих хозяев. Во время баррикад, стачек, забастовок рабочим все равно оплачивали рабочий день. Баррикады во время революции 1905 года в Москве располагались по принадлежности к предприятиям старообрядцев. Баррикады Сокольнического и Рогожско-Симоновского районов находились в зоне влияния Преображенской и Рогожской старообрядческих общин. Крупные силы на революционную борьбу отрядили фабрика старообрядца Мамонтова и мебельная фабрика старообрядца Шмита. На Бутырском Валу стояли представители Рахмановской старообрядческой общины.

Стачки старообрядцы организовывали для борьбы с «антихристовой» властью

Купеческая элита решительно распрощалась со славянофильскими идеями о возможности развития на монархической основе. Купечество обратилось к радикальным элементам, которые концентрировались в кружках социал-демократов и социал-революционеров. Именно из такого кружка происходил Дмитрий Богров – убийца Столыпина. Это было предательство Святой Руси!

Куда ушел поморский быт

Среди определений, кто такие поморы, есть очень точная формулировка из Малой советской энциклопедии (1931 год): «Поморы, поморцы (от “поморье” — страна на берегу моря). Особый бытовой тип великороссов, живущих на берегах Северного, Полярного и Белого морей (большей частью потомки новгородских колонизаторов). Смелые мореходы, рыбаки, охотники».

Обратим внимание на слова «особый бытовой тип». Что это значит и что с этим бытовым типом случилось в прошлом веке?

1917 год стал бедой для зажиточного крестьянства и городского среднего класса во всей России. Новый формат государственного устройства оказался несовместим с привычным укладом жизни поморов. Первой драмой стал итог Гражданской войны на Русском Севере, когда многие жители Архангельска и губернии, не желавшие жить под властью большевиков, эвакуировались вслед за интервентами.

На первый взгляд с победой большевиков социальные отношения стали справедливыми: вместо «покрута» — работы на хозяина, добыча рыбы и зверя велась по принципу артели. Но уже скоро выяснилось, что монополия на торговлю в руках государства, а рыболовецкий колхоз сдает добычу по госцене. Альтернативы не существовало.

Одновременно граница оказалась на замке. В начале XX века поморы, как при императорах и царях, ходили по морю куда хотели, в том числе, и за рубежи Российского государства, посещали Норвегию, общались на руссенорске (торговый язык) или изучали норвежский.

Как поморы дружили с Норвегией: рыба в обмен на хлеб,уникальный язык руссенорск и другие интересные факты

Теперь не просто частная торговля с заграницей, но и визиты с любой целью по вековым маршрутам оказались преступлением. По наблюдениям современников, последний раз суда поморов пришли в Северную Норвегию в 1929 году, и это было символично. Началась коллективизация и уничтожение частного предпринимательства в городах. Совместить поморский быт с новой тоталитарной экономикой оказалось невозможным. Жители прибрежных деревень по-прежнему ходили в море, ловили рыбу, добывали морского зверя — будучи уже государственными работниками, а не вольными мореходами.

* * *

Сейчас земля поморов изменилась, но некоторые традиции остались. Архангельская область добывает около 20% рыбы Северного бассейна. Вместо кочей и шняк в новом городе — Северодвинске строят подводные атомные крейсера. Речной жемчуг ушел в историю, но в области находится единственная разработка алмазов в Европейской части России. Символично то, что первые мелкие алмазы были найдены у поселка Поморье. Регион перестал быть основными воротами в Европу, но стал воротами в космос после открытия космодрома Плесецк.

Столица Поморья изменилась до неузнаваемости. Вместо бесконечных пристаней, амбаров, открытого рыбного торга на берегу Северной Двины протянулась бетонная набережная с пляжем, современными сидениями и арт-объектами, напоминающими о старине. Гуляющая по ней молодежь гордится поморскими корнями, но скорее будет защищать тюленей и особенно бельков, чем выйдет в море охотиться на них.

Основы вероучения и соответствующая им практика Древлеправославной Поморской Церкви*

Древлеправославная Поморская Церковь (далее — ДПЦ) является истинной преемницей по Символу Веры
«Единой Соборной и Апостольской Церкви» Христовой, исповедующей Троическое Божество и Спасителя мира
Господа нашего Исуса Христа. Принявшая исповедание от Восточно-Кафолической Церкви, находившаяся в
едином лоне Церковного Русского Православия до реформ Никона в середине XVII века, которые разделили
церковное единство русской нации. Не отвергающая священства, но окончательно лишившаяся его по
условиям Последнего Времени и пребывающая под Божественной Благодатью.

Таким образом, Древлеправославная Поморская Церковь, содержащая все догматы и обряды дораскольной
Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства,
является Православной Церковью, не имеющей трехчинной иерархии.

По преемственности от Соловецкого монастыря и Выговского общежительства в Древлеправославной
Поморской Церкви сохраняются и совершаются избранными мирянами-наставниками таинства крещения и
покаяния, церковный бессвященнословный брак, обеспечивающий сохранение христианской семьи.

Основами вероучения являются Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и
Священное Предание (учение Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов, Святых отцов).
В своей церковной деятельности Древлеправославная Поморская Церковь руководствуется каноническими
правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями Поместных Соборов Русской
Православной Церкви, принятыми до церковной реформы XVII века, постановлениями Всероссийских Соборов
Поморской Церкви 1909 и 1912 годов.

Основными формами деятельности Древлеправославной Поморской Церкви являются:

  • проведение богослужений и требоисполнений в культовых зданиях и помещениях, государственных учреждениях и жилых помещениях
    и других местах в установленном законом порядке;

  • проповедническая и миротворческая деятельность;

  • основание (восстановление) храмов и молитвенных домов;

  • организация образовательных учреждений, курсов обучения наставников, чтецов, уставщиков, певчих и других;

  • издание и распространение служебной, духовной и образовательной литературы.

Древлеправославная Поморская Церковь уважительно относится к законному церковному браку и
созданию семьи, защищая ее интересы и не допуская разрушения. Проповедует умеренный и здоровый
образ жизни, не одобряя вредных привычек. Поощряет повышение уровня общеобразовательных и
профессиональных знаний, не повреждающих Вероучению. Учит быть полезным обществу, любить свой
народ и Отечество, и защищать ближнего своего, быть честным и трудолюбивым. Для членов Церкви
ограничений в отношении исполнения их гражданских обязанностей и прав не имеется. Исключением
являются церковные служители, которым запрещена любая деятельность, связанная с насилием.

* Документ впервые опубликован в Книге Деяний Третьего Всероссийского Собора ДПЦ (Санкт-Петербург, 2008).

Радоница по-старообрядчески

Впервые в этом году на родительский день — Радоницу — Саратовская старообрядческая Поморская община организовала ряд мероприятий для всех посетителей кладбища и прихожан часовни.

Так, еще перед праздником Светлой Пасхи была проведена большая уборка на кладбище: председателем Саратовской общины и активными прихожанами были спилены и убраны упавшие деревья, поросль, собран бытовой мусор за недобросовестными посетителями кладбища. На средства общины были заказаны три Камаза, которые увезли собранный нами мусор, ветки, пни. Однако, всё еще остаются труднодоступные места, а также вновь появляющиеся «точки мусора», которые снова нужно убирать… И вновь напоминаем всем посетителям кладбища о том, как вести себя на старообрядческом кладбище. 

Поклонный Крест

Еще одной масштабной работой стало облагораживание площадки перед поклонным Крестом на территории кладбища — территория была вычищена, выровнена, на ней были установлены две бетонные плиты. Сам Поклонный Крест тоже заметно преобразился — появилась кровля-голубец, надписи на поклонном кресте, сделан внутренний осмиконечный Крест. Весь крест был покрашен, а текст надписи дополнительно оттенен. Рядом с поклонным Крестом был изготовлен и установлен информационный баннер, рассказывающий об истории нашей Церкви и о правилах поведения на кладбище.

В понедельник вечером, 6 мая, состоялась Соборная Вселенская панихида.  На Радоницу, которая в этом году выпала на 7 мая, по устоявшейся традиции, родные и близкие посещают могилы усопших, где прославляют воскресшего Христа. Вот и в этом году на старообрядческом кладбище было многолюдно.

Специально для посетителей кладбища нашей Общиной была организована небольшая ярмарка и чаепитие для всех желающих с блинами, пирогами, ватрушками и конфетами. 

Также, каждый желающий мог заказать литию на могиле усопшего, молебен за упокой, поставить свещи и поучаствовать в службе — частные требы совершались с раннего утра и до обеда. Спаси Господи, дорогие прихожане, за вашу добрую память и заботу об усопших родных!

Как и в прошлом году, были также отслужены заупокойные литии на могилах отцов-настоятелей Саратовской общины, клирошан, общая лития у Поклонного Креста за всех усопших.

Лития на могиле усопшего головщика Саратовской общины Колюка В.О.

Наша община очень рада, что оказала своей молитвой духовную помощь усопшим и смогла подарить частичку любви и тепла живым — всем, кто пришел в этот день к нам в Церковь и на могилы усопших родных. 

Ждем всех в Успенском Храме Саратовской старообрядческой Поморской общины!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector