Именины

Празднование именин

Тезоименитство – это не просто праздник, а почитание святого угодника, своего покровителя, во славу которого человек был назван. Именно поэтому к празднованию этого дня с давних времен относились очень серьезно.

Древнерусские традиции

О том, какие традиции были у наших предков, можно увидеть из истории уже крещенной Руси. Первые упоминания о них датируются XVII столетием. Это не были веселые гуляния, так как верующие видели в дне ангела глубокий духовный смысл. Люди понимали, что отмечая именины, они чествуют Божьего угодника и свою связь со Всевышним.

День тезоименин начинался с семейного похода в храм, чтобы перед образом покровителя провести церковную службу о здравии. По окончании молебна все члены семьи прикладывались к иконе святого угодника и ставили свечи. Далее они отправлялись домой, где устраивали праздничный обед. На него принято было приглашать не только ближайших родственников, но также друзей, а иногда даже соседей. Гостей чествовали праздничными блюдами, завершая трапезу подачей именинного пирога.

Бывало, что день ангела выпадал на пост. Тогда торжество переносили на дату, следовавшую за окончанием говения.

Дата именин для мужчин

Послереволюционное празднование

С приходом коммунистической власти церковь подверглась серьезным гонениям, и православные традиции стали понемногу забываться. В первые десятилетия ХХ столетия даже были попытки заменить тезоименитство на посвящение в октябрята, пионеры или комсомол. Однако истинно верующие христиане даже в эти тяжелые времена не забывали отмечать именины – они дарили друг другу открытки или отправляли поздравления с днем ангела.

После распада Советского Союза церковь начала возрождаться, а вместе с ней и устоявшиеся веками традиции. Сегодня празднованием именин уже никого не удивишь, так как современные люди продолжают активно тянуться к своим истокам.

Что дарить на именины

Лучшим подарком на тезоименитство считаются предметы, помогающие человеку развивать духовность и укреплять веру. Так, в день ангела принято дарить:

  • иконы святого угодника, по имени которого был назван именинник;
  • Евангелие или Библию;
  • молитвенные свечи;
  • ладанки.

Хорошим подарком будет поездка к православным святыням или экскурсия по святым местам.

Совет автора

Иконы святых угодников

Евангелие или Библия

Ладанки

Как празднуются именины: история и современность

Ещё с 17 столетия на Руси стали отмечать именины и день ангела. Для верующих людей он представлял огромное значение и предполагал специальную подготовку. Но речь шла не о приготовлении пищи, как перед обычным днём рождения. Ведь именины – символ духовного рождения, установления связи с Богом.

Поэтому они включали в себя такие этапы:

  1. С утра вся семья отправлялась в храм, там заказывали молитву о здравии (она осуществлялась у иконы небесного заступника именинника). Каждому из членов семейства следовало прикоснуться губами к образу, а также поставить свечку.
  2. Затем женщины занимались готовкой праздничного обеда, на него созывались крёстные родители, родственники, друзья и соседи.
  3. Крёстные заслуживали особенного отношения на празднике. На столе было много кушаний, но самым важным из них считался именинный пирог.
  4. Под конец празднования каждый из гостей получал с собой по пирогу и калачу. По народной примете, чем большего размера была выпечка – тем лучше владельцы дома относились к посетителям.

В 20-30 годы ХХ столетия, когда наступила советская власть, активно боровшаяся с христианством, вместо обычая праздновать тезоименитство внедряли так называемые «октябрины». Их символизм состоял в посвящении в советское общество.

И даже в атеистические советские годы временами проскальзывали упоминания про светлый праздник:

  • человека, празднующего день рождения, называли именинником;
  • в детской литературе того периода встречаем такие выражения как «нынче Муха-цокотуха именинница», «как на именины испекли мы каравай».

К счастью, время безбожного Советского Союза безвозвратно кануло в лету. Сегодня многие православные люди постепенно возвращаются к обычаю отмечать тезоименитство.

Имя при крещении

По православным канонам имя должно даваться младенцу через 8 дней после его появления на свет и выбираться исходя из того, память каких святых чтят в этот день. Например, если ребенок родился 11 января, то мальчика можно назвать Вениамином, Георгием, Иваном или Фаддеем, а девочку – Анной, Варварой, Евдокией или Натальей. Однако эти правила редко соблюдаются. Обычно священнослужитель читает молитву о наречении непосредственно перед крещением. К тому же далеко не всех родителей устраивает столь узкий выбор имен, привязанных к определенной дате, поэтому очень часто день рождения ребенка и день его именин – это совершенно разные даты.

Проблемой еще может стать и то, что подобрать имя по дате рождения в святцах иногда не представляется возможным. Например, 1 января чтят память только святых мужчин, ни одного женского имени в церковных книгах в этот день нет. Поэтому придется выбирать одно из имен святых, день памяти которых приходится на ближайшие даты.

Иногда родители сами выбирают имя, а потом в святцах ищут день именин. К примеру, если мальчика хотят назвать Андреем, то обряд крещения могут назначить на 13 июля – день апостола Андрея Первозванного, если девочку решили назвать Ириной, то с крещением можно подождать до дня памяти великомученицы Ирины Македонской – 18 мая.

Разумеется, в святцах не содержатся абсолютно все существующие имена, а учитывая то, что родители все чаще называют своих детей редкими или иностранными именами, которых в святцах точно не найти, приходится подбирать другое. Чаще всего в церковной книге просто ищут имя, наиболее созвучное тому, которым нарекли ребенка родители. Например:

  • Полина – Аполлинария;
  • Арина – Адиадна, Марина или Ирина;
  • Жанна – Иоанна;
  • Тимур – Тимофей;
  • Илона – Илария;
  • Станислав – Святослав;
  • Алиса — Александра или Елизавета;
  • Артур – Артемий;
  • Алина – Инна, Ангелина или Елена;
  • Мирослава – Миропия или Мария;
  • Дина – Евдокия;
  • Анжелика – Ангелина;
  • Ратмир – Роман.

Но не всегда выбор основывается на принципе созвучности, ведь созвучных имен в святцах может попросту не оказаться. В таких случаях ребенку при крещении дают имя, которое ближе всего по значению. Наиболее частые варианты:

  • Богдан означает “Богом данный”. Наиболее близкое к нему по значению имя в святцах – Феодот, ведь переводится с греческого точно так же.
  • Светлана означает “светлая”. Это имя появилось только в позапрошлом веке, тогда же и получило широкое распространение, поэтому в святцах его нет. Светлану при крещении нарекают Фотинией в честь преподобной Фотинии Палестинской или мученицы Фотинии Самарянки, ведь это имя имеет такое же значение.
  • Раиса в переводе с греческого означает “легкая”. В святцах упомянута только одна святая с похожим по смыслу именем – Ираида.
  • Злата, как нетрудно догадаться, означает “золото”. Это имя было широко распространено среди славян, но в христианских источниках не упоминается ни одного похожего, поэтому Злату крестят как Хрису.

А что же тогда именины?

Их путают с днем ангела, и неспроста! Сто лет назад при крещении священник доставал «Святцы», зачитывал имена святых, припадающие на этот день, и среди них выбирал имя для новокрещенного. Оно же оказывалось и именем небесного покровителя, которого эти мужчина или женщина после крещения считали «своим».

Святой покровитель — почитаемая православными душа апостола, мученика или другого праведника, на данный момент живущая на Небесах. Как и ангел, святой возносит молитвы своего «подопечного» к Богу, да и сам нередко помогает, оказывая защиту и покровительство. Но это не ангел!

А если человек не знает, был ли он крещен…

Он может попросить священника провести над ним таинство крещения (но добавив в формулу слова «аще не крещен еси»). Получится, так сказать, дублирующее крещение, которое не считается грешным, даже если этого православного уже в младенчестве приобщили к церкви. Так он получит свое церковное имя и святого покровителя.

Если же человек точно знает, что был крещен, но имени святого покровителя не знает (а его мирское имя не похоже на имена святых из «Святцев»), он может попросить священника прочесть над собой молитву «На наречение имени». При этом он может либо сам выбрать будущего покровителя, либо довериться совету батюшки.

Как праздновали именины на Руси?

Многих интересует вопрос: «Что такое именины и как их праздновать?» Традиция отмечать этот день появилась еще в семнадцатом веке. На Руси готовились к именинам заранее. Дома варили пиво, делали пироги по особым рецептам, калачи, караваи. На именины вся семья в обязательном порядке посещала церковь, причащалась, заказывала и читала молитвы святому покровителю за здравие, ставила свечи. Вечером устраивали для именинника праздничную вечерю, на которую также приглашались почетные гости — крестные родители. Украшением стола служил именинный пирог без свечек. Перед уходом гостей именинник раздавал всем выпечку: калачи и пироги с особой начинкой (капуста, картофель и другое), которая обозначала характерные черты родственников.

День ангела и именины — в чем разница этих праздников? А её на Руси не было, так как именинник одинаково почтительно относился к покровителю и принимал подарки. У церковных служащих и царских особ именины величались тезоименитствами, которые широко праздновались.

Подытожим…

  • День ангела — это день крещения (так как именно в этот день Небеса выделяют людям ангела-защитника).
  • Именины — день, в который церковь почитает вашего «именного» святого.
  • Стало быть, отличие этих православных праздников: день ангела всегда припадает на день крещения, а именины в наши дни — довольно редко. К тому же, день ангела бывает только раз в году, а именин может быть несколько, если церковь почитает святого несколько раз (пример: «весенний» и «зимний» Николай Чудотворец).

А как отмечать свои день ангела и рождения по-православному? Отвечает священник:

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

День Ангела (Именины), когда праздновать день именин

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении. Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день физического рождения человека. Это объясняется тем, что наречение именем святого даёт право на заступничество, помощь и поддержку с его стороны. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины — День Ангела, день памяти своего небесного покровителя.

Раньше обряд крещения младенца с имянаречением проводили ровно на восьмой день после рождения, не раньше и не позже. Семь – число сакральное во всех мировых религиях. Библия же повествует о сотворении мира, которое продолжалось семь дней, а день восьмой трактуется как символ Царства Небесного. В православии имя ребенку выбирается не произвольно, а в соответствии с церковным календарем — святцами. В зависимости от того, память какого святого отмечала церковь в день крещения, таким именем обычно и называли ребенка.

Сегодня эта традиция не поддерживается столь строго. Имена своим детям люди дают далеко не всегда под руководством святцев. Выбирают в соответствии с личным вкусом, с модой на имена или в память о ком-либо из родственников. Однако к выбору имени по святцам в последние годы прибегают всё чаще.

Именины на Руси в старину

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье начинали варить пиво заранее, выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. В этот день обязателен был ритуал посещения церкви именинником, который вместе с родственниками приходил туда к обедне, о здравии своем молебен заказывал, ставил свечи и прикладывался устами к иконе своего святого небесного покровителя.

К вечеру же обязательно устраивали праздничный пир в честь именинника, на котором самыми почетными гостями были крестные родители. А украшением стола служил огромный именинный пирог, который позже превратился в торт. Правда, свечи на него не ставились. Праздничная выпечка – пироги да калачи — раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и одариваемых им родственников.

Что же касается царственных особ и представителей церковной иерархии, дни их именин назывались тезоименитствами. Это отдельная тема. Стоит только упомянуть, что согласно историкам, в дореволюционной России дни тезоименитств праздновались очень широко. К примеру, именины императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны превращались в государственные праздники.

Как определить свою дату именин — День Ангела

На сегодняшний день известно более 2000 имен христианских святых, канонизированных церковью. Однако, в выборе своего святого существует и определенная сложность. Многие святые имеют одинаковые имена и при этом разные даты чествования. Одних только святых Иоаннов упоминается в святцах более сотни. Но при этом святой покровитель у человека может быть только один, и день памяти этого святого (День Ангела, именины) отмечается всего один раз в году.

Чтобы не запутаться и не ошибиться в определении даты именин и вашего святого покровителя, существует следующее правило: нужно узнать ближайшую дату памяти святого, именем которого вы наречены, следующую после дня вашего рождения. Это и будет ваш День Ангела.

Например, есть два святых Валерия, что упомянуты в календаре. Мученик Валерий Мелитинский, день памяти которого 7 ноября (20 ноября по новому стилю), и Валерий Севастийский, поминаемый 9 марта (22 марта по новому стилю). Человек, названный Валерием при крещении, родившийся от 21 ноября до 22 марта, будет отмечать память Валерия Севастийского 22 марта по новому стилю. А Валерий, дата рождения которого пришлась на период с 23 марта по 20 ноября нового стиля, станет именинником 20 ноября — в день памяти Валерия Мелитинского.

Однако, во время таинства крещения священнослужитель может нарекать именем по церковным правилам, известным только служителям церкви. Поэтому в некоторых случаях даты именин могут не совпадать со святцами.

НАЙТИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ :

1. ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ДНЕМ АНГЕЛА, ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ИМЕНИНАМИ В СТИХАХ

2. ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ТАТЬЯНИНЫМ ДНЕМ 25 ЯНВАРЯ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ИМЕНИНАМИ ТАТЬЯНЫ

3. ПОЗДРАВЛЕНИЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА

4. ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ

А хотите преподнести ОСОБЕННЫЙ подарок в День Ангела?

Тогда выберите прямо сейчас ГОЛОСОВЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ С ДНЕМ АНГЕЛА ПО ИМЕНАМ и отправьте на мобильный вашему имениннику!

День рождения

Традиция отмечать дату физического появления на свет возникла в Советскую эпоху. Она была попыткой властей заставить людей забыть о христианских обычаях. Каравай с начинкой из изюма трансформировался в праздничный торт. Дни рождения государственных деятелей стали отмечаться с народным размахом (именно так, как в царской России отмечали именины государей). Постепенно эта искусственная подмена понятий стала причиной, что сегодня многие путают день рождения с именинами, при этом не знают, как правильно их праздновать.

Но к счастью, отмечается тенденция возрождения русских обычаев, и празднование именин приобретает все большую популярность среди православных людей.

Традиции

Православный человек, зная имя своего покровителя, первым делом должен прикоснуться к его истории и жизненному пути, познакомиться с писанием. В день именин верующий идет в храм, причащается, молится своему святому, а после зовет друзей и близких на празднование.

Традиция эта зародилась через пару веков после крещения Руси, когда новая религия полностью прижилась среди русских людей. Именинник с самого утра шел в храм, чтобы помолиться и причаститься. В этом и заключалось все празднование: поминание святого покровителя, чтение молитвы и поцелуй иконы с ликом своего хранителя.

Со временем к ритуалу добавились и домашние празднества с поздравлением именинника. Первая храмовая часть ритуала оставалась неизменной. А вот ко второй готовились заранее с вечера. Ближайшие родственники вместе с именинником варили пиво и пекли угощения. По традиции, ими становились калачи и караваи. Отсюда и шутливая детская песенка пошла: «…испекли мы каравай…»

Пока именинник исполнял утреннюю молитву и причащался, родственники в храме заказывали молебен за здравие. А после начинался обряд приглашений. Вместо пригласительных использовали пироги. Они разносились по домам будущих гостей. Чем больше угощение, тем важнее приглашенный. Особенное уважение в виде большого сладкого пирога оказывали крестному отцу и крестной матери.

Вечером наступала третья часть празднования. Гости приходили в дом именинника, начинались песни, пляски и пир горой. Главным угощением становился пирог с изюмом. Но есть его сразу строго возбранялось. По традиции, угощение разламывали над головой именинника. Изюм, который сыпался на виновника торжества, был символом богатства.

С особым размахом праздновала именины царская и императорская семья. День Ангела члена правящего семейства становился народным праздником и отмечался шумными гуляниями. От лица именинника простому люду разносили угощения, а затем проводили пышные парады.

До 1917 года в России не праздновали День рождения. Люди отмечали именины. Со сменой власти изменились традиции. Борьба с религией привела к появлению похожего, но отличного от именин праздника. День рождения – это именины на новый лад. Убрали традиционный поход в храм и поминание святого покровителя, зато оставили праздничную часть с гуляниями и подарками. С распадом СССР в Россию возвращаются старые традиции. Теперь люди не выбирают один из двух праздников, а отмечают оба: отдельно именины, отдельно День рождения.

Русская Православная Часовня Онлайн

Тезоименитство: что это Слово «тезоименитство» произошло от старинного славянского слова «тезка», «соименник». Это – день, когда празднуются именины. В этот день празднуется память Святого, имя которого дается ребенку при Крещении. В наши дни это слово, применимое к именинам другого человека, иногда рассматривается, как устаревшее

Тезоименитство важно отличать от Дня ангела

Тезоименитство: что это

Слово «тезоименитство» произошло от старинного славянского слова «тезка», «соименник». Это – день, когда празднуются именины. В этот день празднуется память Святого, имя которого дается ребенку при Крещении. В наши дни это слово, применимое к именинам другого человека, иногда рассматривается, как устаревшее.

Тезоименитство важно отличать от Дня ангела. День ангела отмечается в день, когда человек был Крещен, а тезоименитство – день памяти того Святого, в честь которого назван человек

В старину существовала традиция – Крестить ребенка на восьмой день после его рождения и давать ему имя по Святцам, в честь того Святого, память которого праздновалась в этот день. Поэтому тогда день тезоименитства и День ангела совпадали.

Сейчас от этой традиции отошли и называют ребенка понравившимся именем, поэтому день тезоименитства может не совпадать с Днем ангела. По Церковному правилу именины будут отмечаться в ближайшую после рождения ребенка дату поминовения его Небесного покровителя с тем же именем.

Тезоименитство для православного христианина

Применение слова тезоименитство в современной Православной Церкви обычно связано с:

  • именинами членов Царской семьи;
  • Лиц, носящих высокие церковные чины.

При совершении над человеком Таинства Крещения, он получает двух Небесных покровителей:

  1. Ангела хранителя
  2. Святого угодника, в честь которого человек назван.

Эти покровители пребывают с человеком всю его жизнь, побуждая его к совершению добрых дел, служению Господу и, ограждая от зла.

Тезоименитство – важнейший праздник в жизни православного человека, так как он имеет глубокий духовный смысл. Традиция празднования именин и Дня ангела началась на Руси в VII веке. В этот день вся семья шла в Церковь. Они заказывали молебен о здравии того, что празднует тезоименитство, прикладывались к иконе Небесного покровителя именинника, ставили свечи. Дома готовилась праздничная трапеза с именинным пирогом. На торжество приглашались крестные именинника, которые в этот день были окружены особенным почетом, родственники и друзья.

Во времена Советской власти эту традицию пытались искоренить, но это было очень трудно, так как она складывалась веками.

Православные христиане в наши дни все чаще отмечают праздник тезоименитства. В этот день имениннику можно подарить икону, ладанки, духовную литературу и другие подарки, которые способствуют духовной жизни.

Тезоименитство церковнослужителей

При посвящении в сан будущему священнику дается новое имя, в знак полного отречения от прежней жизни и начала новой жизни, жизни Церковной, служения. Новое имя отличается от того имени, что давалось ребенку при Крещении. День посвящения в сан становится днем духовного рождения для церковнослужителя.

Празднуя тезоименитство, приходской священник, совершает в этот день праздничную службу, а прихожане молятся за него, желая ему долголетия. Можно подарить подарок, необременительный для дарителя и, имеющий духовный смысл: икону или духовную утварь.

Патриарх в день своего тезоименитства проводит литургию в главном соборе. Во всех православных храмах страны в этот день проходят праздничные службы.

Что такое тезоименитство

Празднование именин в России начало возрождаться совсем недавно. Сегодня это торжество называют необычным словом «тезоименитство», или день ангела. Подобная традиция очень много значит для христиан, ведь она приближает человека к Богу и напоминает ему о необходимости вести праведную жизнь.

Отличие именин от дня ангела

Хотя многие верующие отождествляют эти два понятия, между ними все же существует разница. Основное различие кроется в первоначальном смысле праздников. Так, тезоименины предполагают почитание святого, по имени которого был назван человек. Отмечают их, как правило, в день памяти Божьего угодника. А вот день ангела является календарной датой, когда ребенок был крещен по церковным обычаям.

В православии именины считаются более весомым событием, чем традиционный день рождения. Малыш, нареченный во время таинства крещения, обретает ангела-хранителя и святого заступника, который до конца жизни будет оберегать своего подопечного, ограждать от зла, а также ходатайствовать перед Всевышним.

Отличие в праздновании дня рождения и именин

Дата именин

На заре становления христианства тезоименитство совпадало с датой крестин. Ничего странного в этом нет, так как ранее принято было совершать таинство крещения на восьмой день после рождения и называть ребенка строго по святцам. Много позже люди стали отходить от этой традиции, нарекая детей без привязки к церковному календарю.

Днем именин считается первая после дня рождения человека дата поминовения святого, в честь которого тот был назван. Если наречение не связано ни с каким Божьим угодником, по церковному календарю просто находят похожего небожителя, чей день памяти находится ближе всего к фактической дате рождения.

Дата именин для женщин

Имя для крещения

Чаще всего во время совершения таинства в церковной метрике записывают имя, данное малышу родителями. Однако, если следовать православной традиции, подходящий вариант лучше выбрать из святцев, назвав ребенка во славу Божьего угодника, поминаемого в эту дату. Как правило, для мальчиков выбор больше, а потому девочек нарекают либо схожим мужским именем, либо в честь святой, которую поминают ближе к фактическому дню рождения малышки.

Случается, что имя, данное родителями, отсутствует в святцах. Тогда ребенка называют созвучным церковным аналогом. Некоторые верующие специально нарекают детей разными именами, чтобы защитить их от дурного глаза или порчи. Также дозволяется крестить ребенка именем, если оно христианское, но не православное.

Имя чело­века в Древ­нем мире^

Осо­бенно, бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к имени, издревле было при­суще чело­веку.

Обще­из­вестно, что в Древ­нем Египте личное имя тща­тельно обе­ре­га­лось. Егип­тяне имели «малое» имя, извест­ное всем, и «боль­шое», кото­рое счи­та­лось истин­ным: оно хра­ни­лось в тайне и про­из­но­си­лось лишь во время важных обря­дов.

Особым почте­нием поль­зо­ва­лись имена фара­о­нов — в иеро­гли­фи­че­ских текстах их выде­ляли спе­ци­аль­ной рамоч­кой — «кар­ту­шем». С огром­ным ува­же­нием егип­тяне отно­си­лись к именам умер­ших — непра­виль­ное обра­ще­ние с кото­рыми, по мнению древ­них, нано­сило непо­пра­ви­мый вред поту­сто­рон­нему бытию усоп­шего.

Имя и его носи­тель состав­ляли одно целое. Харак­те­рен еги­пет­ский миф, по кото­рому «бог» Ра скры­вал свое имя, но «богине» Исиде уда­лось-таки его выве­дать, вскрыв ему грудь — имя бук­валь­ным обра­зом ока­за­лось внутри тела!

Издавна изме­не­ние имени соот­вет­ство­вало изме­не­нию чело­ве­че­ской сути. Новые имена дава­лись под­рост­кам при ини­ци­а­ции, т. е. при вступ­ле­нии во взрос­лые члены общины. В Китае до сих пор суще­ствуют дет­ские «молоч­ные» имена, от кото­рых отка­зы­ва­ются при взрос­ле­нии. В антич­ной Греции люди, ста­но­вясь жре­цами, отре­ка­лись от старых имен, выре­зали их на метал­ли­че­ских дощеч­ках и топили в море.

Условно говоря, отда­лен­ные отзвуки этих пред­став­ле­ний можно уви­деть и в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции наре­че­ния ново­на­чаль­ных мона­хов ино­че­скими име­нами, когда при­няв­ший мона­ше­ский постриг остав­ляет мир и свое преж­нее мир­ское имя

В этом обычае запе­чат­лено изна­чаль­ное убеж­де­ние чело­века о необ­хо­ди­мо­сти кар­ди­наль­ного изме­не­ния жизни при посвя­ще­нии себя Богу вплоть до смены такой важной состав­ля­ю­щей лич­но­сти, как имени

У многих наро­дов запре­ща­лось про­из­но­сить имена язы­че­ских богов и духов, чтобы не при­вле­кать их вни­ма­ние, не впус­кать их раз­ру­ши­тель­ное вли­я­ние в свою жизнь. Осо­бенно опасно было назы­вать злых духов, то есть «чер­ты­хаться», и таким обра­зом при­зы­вать «недоб­рую силу». До сих пор крайне непри­лично для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина явля­ется само упо­треб­ле­ние, осо­бенно устное, слова «чёрт» и про­из­вод­ных от него.

В этом есть опре­де­лен­ный смысл. Если телес­ное суще­ство не ста­но­вится к нам ближе от про­из­не­се­ния его имени, то бес­плот­ные силы, не име­ю­щие чет­кого огра­ни­чен­ного пре­бы­ва­ния и легко пере­ме­ща­ю­щи­еся в про­стран­стве, через при­зы­ва­ние их имени, быстро всту­пают с нами в кон­такт. И этот кон­такт, в случае обще­ния с бесами, может быть для нас опасен. И наобо­рот, посто­ян­ное при­зы­ва­ние в молитве Имени Божия вносит в нашу жизнь эле­мент освя­ще­ния. На этом осно­вана, напри­мер, прак­тика непре­стан­ного чтения Иису­со­вой молитвы, кото­рая при пра­виль­ном при­ме­не­нии поз­во­ляет чело­веку достичь боль­шой духов­ной высоты и бого­об­ще­ния.

Кстати, не во всех куль­ту­рах назы­вать Бога по имени счи­та­лось допу­сти­мым. Древ­ние евреи из чув­ства осо­бого бла­го­го­ве­ния не смели про­из­но­сить Имя Божие: Ягве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неиз­ре­чен­ное Имя», свя­щен­ная тет­ра­грамма (то есть сокра­ще­ние из четы­рех букв), кото­рую можно пере­ве­сти как «Я есть Тот, Кто под­линно суще­ствует и явля­ется источ­ни­ком Своего суще­ство­ва­ния «.

Согласно Библии пере­име­но­ва­ния ста­но­вятся знаком осо­бого пре­об­ра­же­ния, изме­не­ния цели суще­ство­ва­ния. Так Гос­подь дал особо зна­ча­щие имена Авра­аму, Сарре, Исааку, Изма­илу, Соло­мону, пере­име­но­вал Иакова в Изра­иль. Особый рели­ги­оз­ный дар еврей­ского народа про­явился во мно­же­стве имен, кото­рые назы­вают «тео­фор­ными», то есть «бого­нос­ными». Так через свое личное имя чело­век таин­ствен­ным обра­зом при­об­щался к Богу.

ИМЕНИНЫ

Именины

(или день тезоименитства) — календарный день, поставленный в соответствие одному или нескольким именам.

Имеет религиозное происхождение: у православных и католиков, соблюдающих церковно-бытовые обряды, именины — это день памяти какого-нибудь святого, праздник для человека, который при крещении назван по имени этого святого.

Этимология слова именины восходит к словам «теза» (имеющий такое же имя), «тезоименитство». В России до революции, именины считались для православных жителей более важным праздником, чем день рождения. В настоящее время в связи с уменьшением религиозности общества именины празднуются реже. В Сербии существует день святого всей семьи и всего рода, называемый «Крестная слава». Празднуется как один из самых больших праздников. В православии Празднование именин началось на Руси с XVII века. Православная традиция считает, что при крещении, когда человек приобретает церковное имя, вместе с ним он получает небесного покровителя — святого, по имени которого назвали человека. День памяти данного святого и является датой именин. Народное название именин —день ангела(святого небесного покровителя часто называют «ангелом»), хотя именины и день ангела (ангела-хранителя) — разные понятия.

Как определяется день именин

Имена святых занесены в Святцы — список святых, чтимых православной церковью. В Святцах есть много одноименных святых, поэтому при определении дня именин выбирается святой, чья память ближе всего следует за датой рождения человека.

Список имен святых постоянно обновляется, по мере того, как прославляются новые святые. Так, в 2000 году на Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские, поэтому если человек был крещен до 2000 года, то имя следует выбрать из изданий святцев до 2000 года. Если же крещение произошло после, то можно выбрать из более широкого списка имен. Например, до 2000 года в лике святых была прославлена только одна Екатерина — святая великомученица, после же прославления новомучеников список имен расширился. Если имени нет в святцах, то человека крестят с наиболее близким по звучанию именем: Дина — Евдокия, Лилия — Лия, Анжелика — Ангелина, Жанна — Иоанна, Милана — Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. В разных православных церквях святцы различаются, так, например, британское имя Эдуард или грузинское Шота не приводятся в святцах Русской Православной церкви, но являются православными именами День ангела

(тезоименитство) — в православии день чествования святого покровителя, имя которого носит человек.

Этот день также называют именинами

Важность дня состоит в праздновании духовного рождения человека, получении им своего духовного покровителя, в соответствии с именем которого и дано имя человеку. День ангела условное название, не имеющее отношения к ангелу-хранителю человека, день которого отмечается в дни всех Небесных сил

Посещение храма

Главным действием, которое православный христианин должен совершить в День Ангела, является посещение храма. Архимандрит Амвросий (Юрасов) отмечает, что накануне празднования своего духовного дня рождения имениннику следует прийти на вечернюю службу и непременно исповедаться в грехах, а утром помолиться на литургии и причаститься Святых Христовых Тайн.

Иеромонах Иов (Гумеров) разъясняет, что в день поминовения святого Господь Бог наделяет его особой благодатью молиться за тех, кто на земле носит его имя и находится под его небесным покровительством. Чтобы приобщиться к этой благодати, нужно присутствовать в церкви и, кроме духовного общения со своим святым, с особенным чувством и теплотой возносить молитвы Господу, Богоматери и Ангелу-хранителю.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что молиться своему святому нужно, чтобы он ходатайствовал за человека перед Богом и говорил: «Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector