Текст песни величит душа моя господа

Содержание:

Когда следует молиться Богородице

Царица Небесная во все времена считалась заступницей рода человеческого перед Господом. Верующие просят Ее об исцелении от болезней и утоления печали. В дни радости и счастья принято благодарить Богородицу за помощь и покровительство.

«Честнейшую херувим» входит в список самых известных молитв

Часто люди самонадеянно считают, что способны разобраться со своими проблемами без покровительства Высших сил. Но на практике оказывается, что для каждого дела нужно благословение Господне, именно Бог дает нам силы нести свой крест и преодолевать трудности. Тогда на помощь приходят слова молитв, которыми люди просят помощи у Всевышнего, Богородицы и Святых.

Молитву «Честнейшую Херувим» христиане читают в следующих случаях:

  • Если нужно найти ответ на сложный, беспокоящий душу вопрос.
  • Когда человеческой душе нанесен вред алчностью и злобой других людей.
  • Когда у самого человека в душе зарождаются греховные мысли.

Важно! Если в дни смуты христианин будет читать эту молитву, Богородица дарует ему покой, защитит от недобрых людей, придаст душевных сил для того, чтобы справиться с неурядицами, избавит от порочных мыслей

В чем помогает молитва «Честнейшую Херувим»?

Издревле Богородица выступает защитницей рода человеческого перед Господом. Ей можно довериться и поведать о всех своих радостях и горестях. Царица Небесная преумножит отраду и утолит печали. Люди обращаются к ней в следующих случаях:

  • неуверенность в себе;
  • алчность, зависть и корыстные намерения;
  • в поисках ответа на тягостные вопросы;
  • в тяжелой жизненной ситуации.

Матерь Божия дарует смирение и стойкость духа, избавляет от всяких дурных помыслов и утверждает на пути праведном. По вере просящего да прибудет ему.

О чем молятся иконе Пресвятой Богородицы Призри на смирение

  1. Образу Богородицы «Призри на смирение» молятся при различных обстоятельствах, причиняющих страдания человеку.
  2. Чудотворная икона исцеляет от различных болезней, чему есть письменное подтверждение и приношение даров от людей, получивших ее благодать.
  3. Отмечается, что к иконе можно обращаться с молитвами о помощи умершим людям, которые при жизни не успели исповедаться и покаяться в своих грехах. Родные и близкие умерших при усиленной молитве перед иконой «Призри на смирение» могут вымолить заступничество Богородицы перед Всевышним.
  4. По заступничеству Пресвятой Богородицы происходят исцеления от сердечно-сосудистых заболеваний, женских болезней.
  5. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.

^ Ангел вопияше

(задостойник Пасхи)

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся. Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

* * *

Перевод: Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил». Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим (Новозаветная Церковь) – слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Аудио:

Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”

История возникновения молебна

Многие православные верят, что слова этой чудесной молитвы были подсказаны её автору самой Божией Матерью. Действительно, история написания святого текста просто необыкновенна.

Молебен был написан в VIII веке преподобным Космой Маюмским. В Великую Пятницу его посетило божественное озарение, в результате чего святой сложил эту молитву. По преданию, сама Богородица явилась после этого Косме, выразив своё одобрение и вознеся ему похвалу.

Чудесное дополнение получила песнь, посвящённая Царице Небесной, в Х веке в монастыре Святого Афона. Один из монахов в своей келье усердно молился. Когда он начал произносить слова молитвы «Честнейшую Херувим», в келье внезапно появился очень красивый юноша. Он остановил монаха и пропел другое, неизвестное начало молебна. А уже потом добавил к этим словам окончание «Честнейшую Херувим». Неизвестные дотоле слова были столь прекрасны и изумительны, что афонский инок стал просить незнакомого юношу, чтобы он написал ему начало заветной молитвы. Но в келье не было никаких письменных принадлежностей. Тогда гость попросил принести каменную плиту и рукой написал на плите пропетые им слова. Затем он произнёс: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане», – и стал невидим. После этого изумлённый инок понял, что это был Ангел Божий.

Так и возникла эта удивительная песнь во славу Матери Божьей, в которой человеческое творение переплелось с ангельским. Отныне, с 980 года, священный текст звучит в полном чтении.

В чем помогает молитва

Во все времена Царица Небесная является покровительницей рода человеческого перед Господом. Верующие ищут у неё утоление своих печалей и преумножение отрады.

Христиане обычно обращаются с просьбами к Богородице и произносят слова заветной молитвы, когда в жизни возникают следующие ситуации:

  • неуверенность в себе, растерянность и потеря нравственных ценностей. Далеко не всегда возможно справиться с неуверенностью самому. Здесь приходит на помощь искренняя молитва;
  • невозможность самому найти ответы на тяготящие вопросы;
  • зависть, алчность и корыстные намерения других людей причиняют немалый вред;
  • неспособность самостоятельно выбраться из тяжелой жизненной ситуации.

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа, избавляет от греховных мыслей и злого умысла, направляет на путь истинный. Человек, потерявший покой, в любом бедствии может обратиться за помощью к небесам – далеко не со всеми трудностями можно справиться самостоятельно.

Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа

Как и когда читать молитвенное обращение

Несмотря на то, что молебен известен почти всем православным верующим, в Евангелии нет чётких и твёрдых указаний относительно места и времени его проведения. Однако многие священнослужители придерживаются некоторых правил и традиций чтения речей Богородицы. В наше время они считаются общепринятыми:

  • по традициям православия молитву Богородицы «Честнейшую Херувим» принято петь на утрене между восьмым и девятым канонами;
  • во время обряда каждения дьякон обходит храм, начиная со святого престола и алтаря и заканчивая царскими воротами;
  • в церкви, дьякон обязательно становится по правую сторону иконостаса, возле иконы, на которой изображен божественный лик Небесной Царицы;
  • после того, как священнослужитель занимает это место, начинает петь хор;
  • читать молитву можно как в церкви, так и дома;
  • чтение молебна необходимо произносить нараспев.

Текст молитвы «Честнейшую Херувим»

Разумеется, молитва, возносимая к Божьей матери, приносит свои плоды лишь в том случае, если просящий искренен в своих помыслах и не имеет зла в душе. Сами священнослужители считают такой обряд признанием и почтением Девы Марии, а христиане посредством этой молитвы могут выразить свою благодарность Матери Спасителя за оказываемую им защиту и помощь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Греческий оригинал

Μεγαλύνει ἡ ψυχή μου τὸν Κύριον καὶ ἠγαλλίασε τὸ πνεῦμά μου ἐπὶ τῷ Θεῷ τῷ Σωτῆρι μου. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφίμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον Σὲ μεγαλύνομεν. Ὅτι ἐπέβλεψεν ἐπὶ τὴν ταπείνωσιν τῆς δούλης Αὐτοῦ· ἰδοὺ γὰρ ἀπὸ τοῦ νῦν μακαριοῦσί με πᾶσαι αἱ γενεαί. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ… Ὅτι ἐποίησέ μοι μεγαλεῖα ὁ δυνατὸς καὶ ἅγιον τὸ ὄνομα Αὐτοῦ, καὶ τὸ ἔλεος Αὐτοῦ εἰς γενεὰν καὶ γενεὰν τοῖς φοβουμένοις Αὐτόν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ… Ἐποίησε κράτος ἐν βραχίονι Αὐτοῦ, διεσκόρπισεν ὑπερηφάνους διανοίᾳ καρδίας αὐτῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ… Καθεῖλε δυνάστας ἀπὸ θρόνων καὶ ὕψωσε ταπεινούς· πεινῶντας ἐνέπλησεν ἀγαθῶν καὶ πλουτοῦντας ἐξαπέστειλε κενούς. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ… Ἀντελάβετο Ἰσραὴλ παιδὸς Αὐτοῦ, μνησθῆναι ἐλέους, καθὼς ἐλάλησε πρὸς τοὺς πατέρας ἡμῶν, τῷ Ἀβραάμ καὶ τῷ σπέρματι Αὐτοῦ ἕως αἰῶνος. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβὶμ…

История возникновения хвалебной песни

История написания молитвы отличается от истории происхождения традиционных воззваний. Православные и католические верующие убеждены, что текст молитвы подсказан людям самой Девой Марией. Согласно преданию, Дева Мария, будучи в положении, посетила свою пожилую родственницу Елизавету. Елизавета всю жизнь мечтала о ребенке, но смогла забеременеть уже в немолодом возрасте. Беременность женщины протекала нелегко, поэтому Мария отправилась в такой дальний путь, желая поддержать родственницу.

Встреча девы Марии и Елизаветы. Картина Р. Санти

Увидев Марию, Елизавета почувствовала Божественную благодать, исходящую от матери и ребенка, и поняла, что Она носит под сердцем Сына Божьего. Женщина и ее ребенок тут же почувствовали себя лучше. Елизавета возрадовалась, а Мария в ответ вознесла хвалебную песнь Господу. Эти слова и стали впоследствии основой известной молитвы.

О других молитвах к Богородицы:

Вторую часть молитвы человечество обрело чуть позже. В монастыре святого Афона один из иноков денно и нощно молился. Он молился так искренне и самозабвенно, что при обращении к Богородице, в келье появился Ангел Божий. Он подсказал иноку вторую часть молитвы.

Слова были настолько прекрасными, что монах горько пожалел о том, что у него нет никаких письменных принадлежностей — мужчина боялся потерять хоть слово из того, что сказал ему Ангел. Тогда его гость написал слова молитвы пальцем на гранитной плите.

Молитва “Честнейшую херувим” составлена на текст хвалебной речи Девы Марии

Так и образовалась хвалебная песнь Богородице, которую сегодня знает каждый христианин. В ней чудесным образом переплетается человеческое и ангельское творения. Оригинальный язык молитвы — греческий, но она существует и в церковнославянском, и в русском переводе.

История возникновения молебна

Будучи на сносях, Дева Мария решила навестить свою дальнюю родственницу. Праведница Елисавета, хоть и была преклонного возраста, но тоже смогла забеременеть. Однако здоровье женщины было подорвано. Местные лекари даже не надеялись на то, что она сможет благополучно родить. Узнав столь печальное известие, благочестивая Мария решила посетить ее и немного приободрить. Она, как никто другой, могла понять, что именно чувствует эта несчастная женщина.

Как только Богородица встретилась с Елисаветой, та сразу почувствовала себя намного лучше. Собственно, как и ребенок в ее чреве. Поскольку он почувствовал божественное присутствие. Радость буквально переполнила еще не рожденного ребенка и мгновенно передалась его матери. Тогда родственница произнесла пророческие слова, которые являлись, по сути, благословлением Сына Божьего.

Услышав эти слова, Дева Мария возрадовалась. В ответ она произнесла торжественную речь. Она представляла собой, скорее, гимн во славу Всевышнего. Именно эти благодарственные слова впоследствии и были записаны церковнослужителями. Уже значительно позже они стали более известны, поскольку священники превратили их в молитву, которая носила название «Честнейшую Херувим».

Как видите, автором этой молитвы фактически является именно Богородица. Конечно, записана она была человеком, который служил церкви. Однако, подобное не отменяет того факта, что произнесла эту речь именно мать Спасителя.

Примечательно, что особое почтение к молебну люди, которые искренне верили в существование Господа, испытывали всегда. Хотя сейчас появилось немало тех, кто оспаривает данный факт. Еретики даже утверждают, что молебен и вовсе был просто придуман каким-то одиноким монахом, а после записан и передан священникам. Иными словами, неверующие пытаются обвинить церковь в том, что именно с ее легкой подачи люди начали настолько сильно ценить данную молитву и часто использовать священный текст.

Но необходимо сразу отметить, что никаких явных доказательств правдивости этого высказывания не существует. Такие язвительные замечания могут отпускать лишь люди, которые все еще очень далеки от веры и отказываются впустить в свое сердце любовь ко Всевышнему. Именно поэтому они всячески стараются найти возможность для отрицания Его могущества и силы.

Но такие потуги для всех верующих выглядят крайне странно и неуместно. Духовные наставники и вовсе рекомендуют никогда не вступать в спор с такими людьми и старательно игнорировать их. Поскольку, если сердце человека закрыто, но достучаться до него никто не сможет. И только Всевышнему решать, как направить его на путь истинный.

Царице моя, Преблагая[править]

Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Перевод: Царица моя преблагая, Надежда моя, Богородица, приют сирот и странников защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.

Чеснейшую Херувим – “Песнь Богородицы” – видео

Честнейшую Херувим – “Песнь Богородицы” – видео

Добрый день, дорогие наши посетители!

Все мы знаем молитву, которую оставил нам Сам Господь! Она называется “Молитва Господня” и начинается словами “Отче наш, иже еси на Небесех…”.

Также есть прекрасная молитва, оставленная нам Самой Божией Матерью, которая называется “Песнь Богородицы”, и начинается она словами “Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…”.

Эта молитва любимая всем христианским народом! Она поется в храме на вечернем богослужении (Всенощном бдении), и по словам некоторых святых Пресвятая Богородица во время пения этой молитвы, ходит по храму, и благословляет тех, кто с усердием молиться.

Ниже мы разместили видео ролик с пением этой дивной молитвы в исполнении хора Серафимо-Дивеевского монастыря, а под роликом слова молитвы.

Величит душа Моя Господа,

и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моём,

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея,

се бо от ныне ублажат Мя вси роди,

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко сотвори Мне величие Сильный,

и свято имя Его, и милость Его

в роды родов боящимся Его.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Сотвори державу мышцею Своею:

Расточи гордыя мыслию сердца их

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Низложи сильныя со престол

и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ

и богатящияся отпусти тщи.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего,

помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,

Аврааму и семени его, даже до века.

Честнейшую Херувим и славнейшую

без сравнения Серафим, без истления

Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

К записи “Чеснейшую Херувим – “Песнь Богородицы” – видео” оставлено 9 коммент.

Доброго здравия всем! Подскажите, а можно ли это песнопение исполнять перед Причастием на Божественной литургии? Или только строго на Всенощном бдении?

Перед причащением, в так называемую “предпричастную паузу, поют различные песнопения, посвященные Господу, Богородице и св. угодникам Христовым. Да конечно, это песнопение также можно исполнять перед причастием.

Храни Вас Господи!

Большое спасибо! Буду учить и петь.

Сейчас только узнала, что можно задать вопрос Священнику.Я не решалась спросить об этом у своего приходского батюшки.Лет 8 назад, когда я только начинала серьезно посещать храм, во время вечернего Богослужения запрестольная икона Господа с исходящими от нее золотыми лучами на миг преобразилась: все лучи слились в одно золотое сияние, а посреди – Спаситель. Я вздрогнула, стала всматриваться, но это было лишь мгновение. Я часто во время службы об этом вспоминания и думаю, как мне к этому относиться?

Буду благодарна , если ответите.

Советую вам не обращать внимания на подобного рода видения. Святые отцы учат не придавать значения таким видениям, так как они нам не полезны, и часто бывают от лукавого, дабы заставить нас возгордиться.

Мир вам и Божие благословение!

Самая моя любимая молитва, а дивеевские сестры поют ее замечательно. Долго собиралась найти текст в Интеренете, наконец, открыла .Благодарю.

Слушайте, во славу Божию!

Спасибо за песню Богородицы! Очень ее люблю!Рада ,что обнаружила ваш сайт!)))

Ирина, пожалуйста, во славу Божию!

Заходите на Аудио рубрику сайта, где есть много православного и интересного материала.

^ О Тебе радуется

О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, де́вственная похвало́, из нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш. Ложесна́ бо Твоя́ престо́л сотвори́. И чре́во Твое́ простра́ннее небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́.

* * *

Перевод: О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: Ангельский сонм и человеческий род. Ты – освященный храм и рай духовный, слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал прежде всех веков Существующий Бог наш. Ибо недра Твои Он в престол обратил и чрево Твоё обширнее небес соделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава Тебе!

Аудио:

Смысл текста и песнь в богослужении

Текст молитвы сохранился только на греческом языке, а также в переводах. Можно предположить, что первоначально данная молитва была на арамейском или еврейском языке.

Есть определенный установленный порядок использования данной молитвы. Зачастую ее исполняют между 8 и 9 канонами и после каждого стиха добавляется один и тот же припев. После 9 канона «Честнейшую херувим» можно петь и припев «Достойно есть». Во время пения молитвы служащий производит полное каждение храма. братия же в свою очередь творит поклоны.

Так же читайте: Молитва от злого начальника на работе

Есть определенные дни, когда пение данной песни отменяется:

  • Светлая и Страстная седмицы,
  • двунадесятые Господские праздники,
  • двунадесятые Богородичные праздники,
  • Недели Цветной Триоди,
  • следующий день после Рождества Христова,
  • Богоявления,
  • Пятидесятницы,
  • Обрезание Господне и прочие.

В такие дни на 9-й песни канона могут петься другие особые припевы. Первый из них бывает оглашается диаконом.

ДОСТОЙНО ЕСТЬ

Архангел Гавриил учит инока песнопению «Достойно есть». Икона XX-XXI в. Греция (?)

Достойно есть

(греч. Ἄξιον Ἐστί) — первые слова известной молитвы ко Пресвятой Богородице и название одновременно прославившегося Её образа

Полный церковнославянский текст молитвы:

Песнопение-молитва «Достойно есть» составлено из двух частей различного происхождения.

Вторая половина молитвословия

Более древней является вторая часть — «Честнейшую херувим». Это — ирмос трипеснца Великой Пятницы, написанный в VIII веке преподобным Космой Маиумским. «Честнейшую херувим» — это прославление Божией Матери, Которая родила «без истления», то есть девственно, Бога-Слово. Поэтому Она выше самых высших ангельских чинов — херувимов и серафимов. Благодаря красоте слов это песнопение стало одним из самых любимых и распространённых в Церкви. Иногда оно употребляется в богослужении само по себе — т.е. без начальной части.

Начальная половина молитвословия

Начальная часть — «Достойно есть» — была чудесно открыта Афонскому послушнику в воскресенье, 11 июня 982 года. Это произошо в келлии старца-священноинока, которая стояла в овраге при потоке, в местности Адин, недалеко от Кареи, близ монастыря Пантократор. В то время старец-священноинок оставил своего послушника в келлии одного. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок, назвавшийся смиренным Гавриилом и попросившийся на ночлег.

Наутро оба они встали на молитву перед стоявшей в келье иконой Божией Матери «Милующая». Инок по обыкновению славил Богородицу словами: «Честнейшую херувим. «, но незнакомец неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя сначала слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего

.» Когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова и, т. к. в келье не оказалось ни чернил, ни пергамента, по просьбе незнакомца поставил перед ним каменную плиту. Тот стал писать на ней пальцем, как на вощеной дощечке, и, закончив, исчез. Икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет.

Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Старец сразу же понял, что приходил в келию архангел Гавриил. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на Соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть,» а плиту со словами молитвы отправили патриарху Николаю в Константинополь как свидетельство чуда. Келья Успения Богородицы, в которой архангел открыл молитву «Достойно есть», сохраняется поныне и принадлежит Пантократорскому монастырю.

Употребление молитвословия

С того времени песнопение «Честнейшую херувим» было дополнено припевом «Достойно есть» и стало одним из любимых православных песнопений – оно поётся во время каждой Божественной литургии. Эта молитва звучит или в заключении определённых частей службы, или в самом её конце. На домашней молитве «Достойно есть» обычно читается или поётся в самом конце.

Об иконе Божией Матери «Достойно есть» см. статью «Достойно есть, икона».

Церковнославянский текст

Транскрипция русским алфавитом:

Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. Я́ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди. Честне́йшую херуви́м… Я́ко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́ды родо́в боя́щимся Его́. Честне́йшую херуви́м… Сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, расточи́ го́рдыя мы́слию се́рдца их. Честне́йшую херуви́м… Низложи́ си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя; а́лчущия испо́лни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи. Честне́йшую херуви́м… Восприя́т Изра́иля о́трока Своего́, помяну́ти ми́лости, я́коже глаго́ла ко отце́м на́шим, Авраа́му и се́мени его́ да́же до ве́ка. Честне́йшую херуви́м…

Достойно есть. Молитва

Молитва «Достойно есть»

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

История молитвы «Достойно есть»

Молитва — это общение с Богом. Некоторые молитвы, такие, как молитва «Отче наш» мы знаем из Писания. Церковные гимнографы пишут молитвы, которые мы можем прочитать в Минее, келейно люди обращаются в молитвах, которые пишут сами. У некоторых, таких как молитва «Достойно есть» — необычная история и значение. Молитва — это не всегда просьба, обращенная к Богу или благодарение. Мы славим Господа, Божию Матерь и святых, обращаясь к ним особым образом во время богослужения.

Молитвой «Достойно есть», как правило заканчивается молитвенное правило. Это — молитва Богородице. Молитва «Достойно есть» не относится ни к просительным, ни к благодарственным молитвам. Такие молитвы называются славословными. В этой молитве мы прославляем Богородицу как Божию Матерь, достойно восхваляем Ту, Кто непорочно зачал Христа. Это означает, что мы признаем Деву Марию Матерью Бога нашего. А Иисуса — Спасителем и Мессией.

Молитва «Достойно есть» создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть — не Богородица, а Христородица. Виной тому стала ересь Павла Самосатского, который утверждал, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит Дева Мария — Христородица, а не Богородица. Велись серьезные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери. Молитва «Достойно есть» признает Деву Марию сверхнепорочной, непорочной в высшей степени «Пренепорочную», Матерью Бога.

После III Вселенского Собора (Ефесского, который проходил в 431 году), было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, который также заявлял, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения. Несторий отрицал Богоматеринство и называл Деву Марию матерью человека Иисуса, Христородицей. С ним не согласились отцы Ефесского Собора и торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей. Память об этих событиях стала причиной, по которой появилась необходимость в написании особой славословной молитвы.

В молитве говорится о том, что Богородица выше самых высших ангельских чинов. В славе Своей, Дева Мария превзошла ангелов. Слова «без истления» в молитве «Достойно есть» говорят о том, что без повреждения и нарушения чистоты Бога-Сына (Бога-Слово), Дева Мария родила Его в наш мир. Бог Триедин и Бог-слово — одна из Его ипостасей. «Сущая Богородица» — эти слова означают «подлинную Богородицу».

В молитве мы выражаем доверие Божией Матери, славим Ее. Молитва «Достойно есть» состоит из двух частей. Вторая часть, начинающаяся с «Честнейшую херувим» появилась позже первой, которая начинается со слов «Достойно есть». В VIII веке вторую часть молитвы написал преподобный Косма епископ Маиумский. Преподобный Косма написал еще множество церковных гимнов и песнопений, молитв, которые можно найти в Минее.

Первая часть молитва «Достойно есть» возникла в X веке на святой горе Афон, у нее очень необычная история: согласно одному преданию считается, что некий инок увидел ангела Господня, который явился ему в образе монаха. Когда они вместе молились и читали молитву «Честнейшую херувим» и возгласил начало молитвы. Когда афонский монах огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.

^ Ангел вопияше

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся. Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Перевод:Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил». Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим (Новозаветная Церковь) – слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Как читают молитву в храме

При ее исполнении священник проводит каждения алтаря и всего храма. Данную молитву очень любят люди. Многие говорят о том, что во время ее пения сама Божья Матерь проходит по храму и благословляет тех, кто молится с усердием.

Пребывая в храме, можно увидеть людей, которые крестятся и кланяются невпопад. Перед тем, как бить покаянные поклоны, верующим стоит узнать все правила поведения в церкви. Так, после произнесения данного молитвенного текста стоит:

  • сделать поясной поклон;
  • а после осенить себя крестным знамением.

В большинстве храмов ее поют на 2 лика или вместе с народом. Язык оригинала – греческий. Есть также на церковнославянском и в русской транскрипции.

Молитва честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Что это за молитва

Чтобы разобраться, что собой представляет молитва «Честнейшую херувим», стоит обратиться к библейским текстам. В Евангелиях описывается случай, когда Дева Мария пришла посетить свою дальнюю родственницу — Елисавету. Обе женщины находились в положении, и младенец, который находился в животе у Елисаветы, почувствовал Божье присутствие и начал приветствовать Господнего Сына.

Радость малыша в утробе передалась и его матери, и она стала приветствовать гостью пророческими словами. В ответ Дева Мария произнесла торжественный гимн, восхваляющий Создателя, слова этого гимна впоследствии были записаны и стали известной молитвой.

Православные христиане считают, что слова этой молитвы были подсказаны автору текста самой Пречистой Девой Марией, и сегодня, когда слова молебна звучат в храме, она незримо присутствует среди прихожан и благословляет их. И действительно, история написания текста молитвы довольно необычна.

Слова этого молебна были написаны преподобным Космой Маюмским еще в VIII веке, а произошло это следующим образом. В одну из Великих Пятниц святого посетило Божественное озарение, в результате чего и был записан текст молитвы во славу Богородицы. Существует легенда, согласно которой после написания текста Дева Мария явилась преподобному и похвалила его за это и выразила свою благодарность.

Эта песнь во славу Матери Божьей получила дополнение в монастыре, расположенном на Афонской горе. Один из иноков в своей келье усердно молился, и в это время рядом с ним возник юноша необыкновенной красоты. Произошло это именно в тот момент, когда монах произносил слова молитвы «Честнейшую херувим».

Он остановил молитвенное обращение инока и приятным голосом пропел совершенно другое, незнакомое начало этой молитвы. Монаху этот вариант показался настолько прекрасным, что он стал умолять юношу записать слова, чтобы после не забыть. Однако письменных принадлежностей в келье не оказалось. Чудесный гость принес каменную плиту и на ней начертал тот текст, который пел перед этим. Также он оставил повеление всем христианам отныне петь этот текст вместо старого. В этот момент монах понял, что ему явился не кто иной, как ангел Божий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector