Честертон гилберт кийт — человек в проулке

биография

Г.К. Честертон в 13 лет.

Честертон родился в Лондоне в семье среднего класса. Его мать, Мари-Луиза, урожденная Грожан, — дочь швейцарского проповедника- мирянина. Его отец, Эдвард Честертон (1841-1922), вместе со своим братом управлял агентством недвижимости.

Через месяц он был крещен в англиканской церкви , хотя его семья нерегулярно практиковала унитаризм . У него была сестра, которая умерла в младенчестве, и брат Сесил, который был на пять лет моложе, с которыми у него сложились интенсивные культурные и семейные отношения. Когда родился его брат, Честертон написал в своей автобиографии, что он счастлив: «Наконец-то у меня появилась аудитория, с которой можно было поговорить. »

Он учился в школе Святого Павла в Лондоне , затем в Школе искусств Слейда, чтобы стать иллюстратором. Позже он прошел курсы литературы в Университетском колледже , но не получил ученой степени. В году он начал работать в лондонском издательстве Redway, затем в T. Fisher Unwin, где оставался до 1902 года . В этот период он также начал заниматься журналистикой как писатель- фрилансер, занимающийся литературной и художественной критикой. В году он женился на Фрэнсис Блогг, с которой оставался женатым всю жизнь (у них не могло быть детей). В следующем году ему предложили еженедельную колонку мнений в Daily News , затем в 1905 году в Illustrated London News , где он оставался в течение тридцати лет.

По его собственным свидетельствам, в юности он был очарован оккультизмом и, в частности, использовал уиджу со своим братом . С возрастом он все больше и больше интересовался христианством, окончательно приняв католицизм в 1922 году в возрасте 48 лет.

Карикатура на Честертона Макса Бирбома .

Честертон был высоким (1,93  м ) и очень полным (весил более 130  кг ). Его фигура и личность вдохновили писателя Джона Диксона Карра на роль детектива Гидеона Фелла .

Честертон обычно носил плащ, трость, постоянно держал во рту сигару. Однажды он сказал своему (тощему) «другу» Джорджу Бернарду Шоу  : «  Увидев тебя, каждый может подумать, что в Англии царит голод  »; на что Шоу ответил бы: «  Увидев тебя, все могут подумать, что ты виноват  ».

Он часто забывал, куда он должен был пойти, и сообщается, что однажды, когда он не знал, куда идти, он отправил своей жене телеграмму, в которой говорилось: «Я в Маркет-Харборо». Где я должен быть? «. На что его жена ответила: «Домой».

Джордж Бернард Шоу , Хилэр Беллок и Г.К. Честертон

Честертон пользовались дискуссии, и часто участвуют в общественных и дружеских бесед с Джорджем Бернардом Шоу , Герберт Уэллс , Бертран Рассел и Кларенс Дэрроу , среди других. Согласно его автобиографии, они с Шоу сыграли бы роли ковбоев в немом фильме, который так и не вышел.

Он возглавил успешную кампанию против внесенной Уинстоном Черчиллем поправки к закону 1913 года об умственно отсталых (Закон 1913 года о психических расстройствах ), разработанной для создания программы стрессовой стерилизации . В 1922 году он напишет « Евгеника и другое зло» , эссе против евгеники, последователем которого был Джордж Бернард Шоу .

Он умер в своем доме в Биконсфилде , графство Бакингемшир ,14 июня 1936 г.. Это Рональд Нокс произносит проповедь на похоронной мессе в Вестминстерском соборе в Лондоне. Он похоронен на католическом кладбище Биконсфилд .

Ближе к концу своей жизни Папа Пий XI присвоил ему статус Рыцаря-командора с мемориальной доской Ордена Святого Григория Великого .

1 — го августа 2013 года президент Американского общества Честертон, Дейл Ahlquist, объявляет о том , что британский епископ Питер Джон Хаворт Дойл назвал клириком , чтобы выяснить причину беатификации Честертон.

Взгляды

По словам историка Ричарда Терлоу , «странная смесь расизма, этноцентризма и теории заговора» Честертона в его расовой теории и его патернализме , монархизме (особенно почитании Эдуарда I , изгнавшего евреев), культурного пессимизма, социального дарвинизма и диалектического способа аргументации. политическая теория больше сродни образцам мышления, преобладающим в донацистском немецком консерватизме, чем любому английскому эквиваленту ».

После войны Честертон отверг фашизм и решительно отверг обвинения в том, что он преследует « неофашистские » планы. Он смягчил антисемитские образы своих довоенных работ, хотя евреи оставались в центре параноидальных теорий заговора. Описанные в Blackshirt (1935) как «гораздо более паразитические и испорченные, чем любой ребенок может зачать» , они по-прежнему были «основными пропагандистами идеи интеграции народов разнородных расовых групп» в его книге 1965 года «Новые несчастные лорды» .

Хотя в 1973 году он признал, что «любой компетентный еврейский писатель может сделать вздор попытки доказать их подлинность», Честертон рассматривал «Протоколы сионских мудрецов» , царскую антисемитскую подделку, как «мастерский анализ слабостей нееврейского общества». в «Новый счастливый лорд» (1965). Позднее он стал рассматривать использование грубого антисемитизма как «обуздание и угрозу» для националистического движения. В сентябре 1970 года Честертон начал публичную атаку на теоретика антисемитского заговора Юстаса Маллинза в « Искренности» под заголовком «Этот человек опасен».

Список используемой литературы

  • Роджер Арнальдез , Честертон, Un thinkeur pour notre temps , Париж, Éditions de Paris , 2001, 231 стр. ( ISBN  2-85162-035-5 )
  • «Честертон, благодарный» (2007), Угловой камень п о  13, 214 р. ( ISSN   )
  • Ив Дени, Г.К. Честертон: парадокс и католицизм , Париж, Les Belles Lettres, 1978, 479 стр.
  • Кристиан д’Осси, La Vision du monde chez G.-K. Честертон , Пэрис, Дидье, 1981, сб.  «Английское Исследование», п о  77, 279 р.
  • Жерар Жулье, Честертон или эксцентричный поиск центра , Париж, Издания Пьера-Гийома де Ру, 2018, 150 стр. ( ISBN  2-36371-262-5 )
  • ( фр ) Ян Кер , Честертон. Биография , Оксфорд, Oxford University Press , 2011
  • Раймонд Лас Вергнас , Английские портреты: Г. К. Честертон. Илер Беллок. Морис Бэринг , Париж, Librairie Hachette, 1937, 191 стр.
  • Саймон Лейс , «Г. К. Честертон (1874-1936): Поэт, который танцевал на сотне ног» в «Студии тщетности» , Париж, Фламмарион, 2012 г. (переиздание в 2014 г.)
  • Патрик Марколини, «Гилберт Кейт Честертон» , в книге Седрика Бьяджини, Дэвида Мюррея и Пьера Тиссе (координация), Истоки роста: пятьдесят мыслителей , L’Echappée — Le Pas de cote — Écosociété2017 г., 312  с. ( ISBN  978-23730901-7-8 ) , стр.  68-73
  • Андре Моруа , «Г.-К. Честертон »в Magiciens et Logiciens , Paris, Grasset, 1935, 367 с.
  • Филипп Максенс , Pour le Réenchantement du monde: введение в Честертон , Женеву и Париж, Ad Solem , 2004, 189 с. ( ISBN  978-2-88482-041-7 )
  • Филипп Максенс (реж.), Вселенная Г.К. Честертона: небольшой аргументированный словарь , Версаль, Via Romana , 2008, 310 стр. ( ISBN  978-2-916727-37-0 )
  • Филипп Максенс, Честертон лицом к исламу , Париж, Via Romana , колл. «Друзья Честертона», 2014, 178 с.
  • Макс Рибштейн, Г. К. Честертон: 1874-1936, романтическое творчество и воображение , Париж, Клинксик, 1981, сб.  «Библиотека университета Haute-Эльзас» п о  5, 294 р. ( ISBN  2-252-02330-9 )
  • Франсуа Ривьер , Le Divin Chesterton: биография , Париж, Rivages, 2015, 270 стр. ( ISBN  978-2-7436-3179-6 )
  • Жозеф де Тонкедек , Г. К. Честертон, его идеи и его характер , Париж, Nouvelle Librairie nationale, 1920, 118 стр.
  • Войтек Голонка, Гилберт Кейт Честертон. Философский портрет писателя. 1874-1936, Париж, Коллекция Cerf Patrimoine, 2016, 432 стр.
  • Войтек Голонка, Честертон перед протестантизмом , Версаль, Via Romana, 124 стр. ( ISBN  978-2372711197 ) .
  • Мир согласно Честертону , Artège editions, 2021 год.

Автор

  • Именованный четверг  : кошмар , Галлимар, колл.  «Воображаемое»,2002 г., 294  с. ( ISBN  978-2-07-076668-0 )
  • Ясновидение отца Брауна , изд. Франция досуг,2002 г., 267  с. ( ISBN  978-2-7441-5632-8 )
  • Вечный человек , Доминик Мартин Морен,2004 г., 301  с. ( ISBN  978-2-85652-278-3 )
  • Еретики ( пер.  С англ.), Париж, Климаты,2010 г., 271  с. ( ISBN  978-2-08-122029-4 )
  • (ru) Православие , Саймон и Браун,2010 г., 150  с. ( ISBN  978-1613827413 )
  • Православие ( перевод  с английского), Париж, Климат,2010 г., 254  с. ( ISBN  978-2-08-122028-7 )
  • Saint Thomas du Créateur ( перевод  с английского), Пуатье, Доминик Мартен Морен,2011 г., 172  с. ( ISBN  978-2-85652-325-4 )
  • (ru) Вечный человек: крупное издание , Magdalene Press,2014 г., 558  с. ( ISBN  978-1897384152 )
  • Дело в том, почему я католик ( пер.  С англ.), Париж, Фламмарион,2015 г., 352  с. ( ISBN  978-2-08-130087-3 )
  • (ru) Полные тайны отца Брауна , Независимая издательская платформа CreateSpace,2016 г., 280  с. ( ISBN  978-1532966163 )
  • Почему я католик ( перевод  с английского), Версаль / Париж, Via Romana,2017 г., 364  с. ( ISBN  978-2-37271-040-4 )
  • Святой Франциск Ассизский ( 2- е исправленное издание) ( перевод  с английского), Пуатье, DMM,2017 г., 208  с. ( ISBN  978-2-85652-388-9 )
  • Little Great Things , Париж, Desclée De Brouwer, сб.  «DDB.Ess.Literr. «,2018 г., 260  с. ( ISBN  978-2-220-09210-2 )
  • Manalive  (in) Man alive , Независимо опубликовано,2019 г., 344  с. ( ISBN  978-1-0712-3764-9 )

Сатанизм

На свете есть вера, которая гораздо хуже атеизма. Зовут ее сатанизмом,
а заключается она в том, что человек считает Богом самого себя.
— , с. 282.

Поклонник дьявола горд и хитер; он любит властвовать и пугать невинных
непонятным; он хочет, чтобы у детей мороз подирал по коже. Вот почему
сатанизм — это тайны, и посвящения, и тайные общества, и все такое
прочее. Сатанист видит лишь самого себя, а каким бы великолепным
и важным он ни казался, внутри него всегда прячется гадкая, безумная
усмешечка. — , с. 373.

Те, кто жалуется, — просто обычные, хорошие, надоедливые люди;
я ничего против них не имею. Но те, кто жалуется, что никогда не
жалуется, — это черт знает что! Да, именно черт. Разве это хвастовство
своей стойкостью — не самая суть
байроновского культа сатаны? — ,
с. 258.

1900–1909

Обложка Наполеона из Ноттинг-Хилла

  • Честертон, Гилберт Кейт (1900), Седобородые в игре (поэзия), Лондон: Р. Бримли Джонсон .
  • ——— (1900), «Дикий рыцарь и другие стихи» (стихи) .
  • ——— (1901), Ответчик   , Лондон: Р. Бримли Джонсон — через Wikisource .
  • ———; Уильямс, Дж. Э. Ходдер (1902), Томас Карлайл , Лондон: Ходдер и Стоутон .
  • ———; Николл, У. Робертсон (1902), Роберт Луи Стивенсон , Лондон: Ходдер и Стоутон .
  • ——— (1902), Двенадцать типов , Лондон: Артур Л. Хамфрис .
  • ——— (1903), Роберт Браунинг , Лондон: Macmillan & Co., Ltd. .
  • ———; Киттон, FG (1903), Чарльз Диккенс: с многочисленными иллюстрациями , Лондон: Ходдер и Стоутон .
  • ———; Гарнетт, Ричард (1903), Теннисон , Лондон: Ходдер и Стоутон .
  • ———; Мелвилл, Льюис (1903), Теккерей , Лондон: Ходдер и Стоутон .
  • ———; Perris, GH ; Гарнетт, Эдвард (1903), Лев Толстой , Лондон: Ходдер и Стоутон .
  • ——— (1903), Разнообразные типы , Нью-Йорк: Додд, Мид и компания .
  • ——— (1904), Наполеон из Ноттинг-Хилла (роман), Лондон и Нью-Йорк: Джон Лейн: Голова Бодли .
  • ——— (1904), Г. Ф. Уоттс , Лондон: Duckworth & Co. .
  • ——— (1905), Клуб странных промыслов (рассказы), Нью-Йорк и Лондон: Харпер и братья .
  • ——— (1905), Еретики , Лондон: Джон Лейн: Голова Бодли .
  • ——— (1906), Чарльз Диккенс .
  • ——— (1908), Человек, который был четвергом: кошмар (роман), Нью-Йорк: Додд, Мид и компания .
  • ——— (1908), Православие , Лондон: Bodley Head .
  • ——— (1908), Все учтенные   , Лондон: Метуэн и Ко — через Wikisource .
  • ——— (1909), Джордж Бернард Шоу , Нью-Йорк: John Lane Company .
  • ——— (1909), « Огромные мелочи» , Лондон: Methuen & Co. .
  • ——— (1909), «Мяч и крест»   (роман), Лондон: Wells Gardner, Darton & Co., Ltd. — через Wikisource .

Посмертный

  • Честертон, Гилберт Кейт (1937), Парадоксы мистера Понд .
  • ——— (1937), Человек, который был Честертоном (антология)
  • ——— (1938), Цветные земли .
  • ——— (1940), Шид, Фрэнк (ред.), Конец перемирия .
  • ——— (1943), Карманная книга отца Брауна , и многие другие коллекции репринтов, в том числе:

    • ——— (1959), Второй отец Браун ,
    • ——— (1961), Десять приключений отца Брауна ,
    • ——— (1981), «Пингвин», «Отец Браун» ,
    • ——— (1983), Отец Браун Омнибус ,
    • ——— (1987), Лучший отец Брауна ,
    • ——— (1989), Аннотированная невиновность отца Брауна ,
    • ——— (1990), Истории преступлений отца Брауна ,
    • ——— (1996), отец Браун Римской церкви .
  • ——— (1950), Обычный человек .
  • ——— (1952), «Сюрприз» (пьеса) .
  • ——— (1953), Горстка авторов .
  • ——— (1954), Сборник стихов .
  • ——— (1955), Коллинз, Дороти (ред.), Стеклянная трость .
  • ——— (1958), Коллинз, Дороти (ред.), « Безумие и письма» .
  • ——— (1961), Куда ведут все дороги .
  • ——— (1965), Коллинз, Дороти (ред.), «Пряность жизни» .
  • ——— (1970), Оден, WH (ред.), Г. К. Честертон. Выбор из его не-вымышленных проз , Faber & Faber .
  • ——— (1972), Коллинз, Дороти (ред.), Честертон о Шекспире .
  • ——— (1975), Коллинз, Дороти (ред.), Апостол и дикие утки .
  • ——— (1978), Небесная собака и другие стихи .
  • ——— (1984), Смит, Мари (ред.), Дух Рождества .
  • ——— (1984), Basic Chesterton .
  • ——— (1985), Kavanagh, PJ (ed.), The Bodley Head GK Chesterton .
  • ——— (1986), Смит, Мари (ред.), « Дневной свет и кошмар» (несобранная короткометражка) .
  • ——— (1986), Еженедельник GK: Образец .
  • ——— (1986), Собрание сочинений Г. К. Честертона , Игнатиус Пресс .
  • ——— (1986), Illustrated London News, 1905–1907 гг. .
  • ——— (1987), Illustrated London News, 1908–1910 .
  • ——— (1988), Illustrated London News, 1911–1913 гг. .
  • ——— (1988), Illustrated London News, 1914–1916 гг. .
  • ——— (1989), Illustrated London News, 1917–1919 .
  • ——— (1989), Illustrated London News, 1920–1922 .
  • ——— (1989), Смит, Мари (ред.), « Тринадцать детективов» .
  • ——— (1989), Собрание сочинений Г. К. Честертона: пьесы .
  • ——— (1990), Смит, Мари (ред.), Семь подозреваемых .
  • ——— (1990), де Сильва, Альваро (ред.), Дивная новая семья .
  • ——— (1990), Illustrated London News, 1923–1925 гг. .
  • ——— (1991), Illustrated London News, 1926–1928 гг. .
  • ——— (1991), Illustrated London News, 1929–1931 гг. .
  • ——— (1991), Маска Мидаса .
  • ——— (1994), Собрание сочинений Г. К. Честертона: Собрание стихов: Часть 1 .
  • — (1997), банальности Отменен- (аннотаций), банальности в Создании по Холбрук Джексон .
  • ——— (1997), Спаркс, Рассел (ред.), Пророк Православия: Мудрость Г. К. Честертона .
  • ——— (2000), Евгеника и другие пороки .
  • ——— (2000), О лежании в постели и других эссе .
  • ——— (2001), Критика и оценка работ Чарльза Диккенса .
  • ——— (2001), Документы Г.К. Честертона: Дополнительные рукописи .
  • ——— (2002), Chesterton Day by Day: The Wit and Wisdom of GK Chesterton .
  • ——— (2003), Основные сочинения .
  • ——— (2004), Ранняя поэзия Г. К. Честертона: Седобородые в игре, Белый рыцарь и другие стихи, Баллада о Белой лошади .
  • ——— (2011 г.), Illustrated London News, 1932–1934 гг. .
  • ——— (2011), Стэплтон, Джулия (редактор), Г. К. Честертон в Daily News: Literature, Liberalism, and Revolution, Part 1, тома 1–4 , Pickering & Chatto .
  • ——— (2012), Стэплтон, Джулия (редактор), Г. К. Честертон в Daily News: Literature, Liberalism, and Revolution, Part 2, тома 5–8 , Pickering & Chatto .

Смерть

Впервые серьезные проблемы со здоровьем Честертон испытал в 40 лет. Мужчина месяцами не вставал с постели, находясь едва ли не в бессознательном состоянии. Тогда ему поставили диагноз водянка и болезнь сердца, и понемногу писатель выправился. В 1936 году проблемы вернулись. Появились слабость, сонливость, и Гилберт слег в постель. В последние дни от него не отходили жена и дочь, а 14 июня мужчины не стало. Причиной смерти признали сердечную недостаточность.

Прощание с Честертоном стало событием: на него пришли сотни людей, среди которых присутствовали писатели, общественные деятели, священнослужители. Все подчеркивали роль, которую сыграл мужчина в каждой из областей. Богословские труды оказали влияние на возрождение британского католичества, и даже поднимался вопрос о причислении англичанина к лику блаженных, однако церковь отклонила это предложение в связи с тем, что автора при жизни неоднократно обвиняли в антисемитизме.

Влияющий

Телеграмма, отправленная кардиналом Эухенио Пачелли (будущий Пий XII) от имени Папы Пия XI, обращаясь к народу Англии после смерти Честертона.

Эссе Честертона « Вечный человек» способствовало обращению в христианство К. С. Льюиса , автора «Хроник Нарнии» . В письме от 31 декабря к Ронде Бодл Льюис написал: «Лучшая (безусловно) популярная защита христианства, о которой я знаю, — это « Вечный человек »Г. К. Честертона».

Биография Чарльза Диккенса Честертоном вызвала возрождение популярного и академического интереса к работе Диккенса.

Работа Честертона получил похвалу от таких авторов, как: Эрнест Хемингуэй , Грэм Грин , Ивлин Во , Франца Кафки , Хорхе Луис Борхес , Габриэль Гарсиа Маркес , Толкиена , Карела Чапека , Поль Клодель , Жильсон , Клоссовски , Джордж Оруэлл , Жан Полан , Агата Кристи , Сигрид Унсет , Энтони Берджесс , Орсон Уэллс , Дороти Дэй , Джин Вулф , Тим Пауэрс , Мартин Гарднер , Нил Гейман , Марк-Эдуард Набэ , Саймон Лейс и др.

Литературное творчество

Честертон писал стихи, пьесы, но в основном прозу: очерки, многочисленные рассказы и романы. Написанные им биографии, например, о св. Фома Аквинский , св. Фрэнсис , Чарльз Диккенс , Роберт Луи Стивенсон и Джордж Бернард Шоу .

Его короткий роман «Человек, который был четвергом» (датирован 1910 г., 1908 г. «Человек, который был четвергом» ) представляет собой политическую сатиру на фантастическую литературу, которую можно отнести: к сюжету об анархистских террористах начала 20 века, он развивался, усиливая отчуждение от реальности в безумно-божественное зрелище. Как и в других своих произведениях, в этом романе Честертон обращается к теологическим и философским вопросам.

Отец Браун

Самым известным литературным творением Честертона является отец Браун (неверно переведенный как « Отец Браун » в старых немецких переводах), которому в общей сложности посвящено 49 рассказов, первый из которых появился в 1910 году и был опубликован в пяти томах. Браун — священнослужитель, который раскрывает даже самые загадочные уголовные дела с психологической эмпатией и логическими выводами

В отличие от других известных героев романов, таких как Эркюль Пуаро» Шерлока Холмса и Агаты Кристи , Браун уделяет внимание не столько внешней логике развития событий, сколько внутренней логике и мотивации преступника. В 1953 году Алек Гиннесс сыграл пастора-детектива в странном образе отца Брауна (Father Brown)

Не в последнюю очередь из этой встречи с Честертоном произошло позднее обращение Гиннесса в католическую церковь. Благодаря съемкам криминальных рассказов Патера Брауна с Хайнцем Рюманном работы Честертона также стали известны в Германии в 1960-х годах. Однако во многих отношениях эти фильмы были адаптированы к вкусам немецких 1950-60-х годов. Между 1966 и 1972 годами для австрийско-немецкого телесериала « Патер Браун» с Йозефом Мейнрадом в главной роли было снято 39 очень точных экранизаций .

Немецкие издания

Старые немецкие переводы книг Честертона были частично смягчены и, таким образом, фальсифицированы в соответствии со вкусом немецкой публики. Только в начале 1990-х Хаффманс Верлаг опубликовал более верные немецкие издания рассказов отца Брауна, которые переводил Хансвильхельм Хефс . В 1998 и 2000 годах Эйхборн Верлаг опубликовал два сборника эссе Честертона в своей серии «Другая библиотека : Еретик и Православие» . В последние годы боннская компания nova & vetera Verlag также выпустила в основном оригинальные и новые переводы работ Честертона.

Юродство

Ср.
характеристику .

Великий дурак — тот, о ком не знаешь, нарочно он смешон или нечаянно;
мы смеемся и над ним, и вместе с ним. Прекрасный пример — обычный
счастливый брак. Мужчина и женщина не смогут
ужиться, если они не подтрунивают друг над другом. Каждый знает,
что другой — глупец, но глупец великий. — ,
с. 163.
 

Даты жизни и публикаций

1901 — знакомство с о. Конрадом Ноэлем, который больше влияет на
его брата Сесиля, а Ч. остается при very haziest religiosity (,
69).

1902, окт. — выход второго сборника эссе, «Двенадцать типов» (,
68).

1903 — выход книги о Роберте Броунинге.

1903, 20 июня, Дейли Ньюс — эссе «Философия благодарения».
 

1904 — 22 марта выходит Наполеон Ноттингхилльский.
Пер. В.Муравьева. Цит. по изд.: Честертон Г.К. В кн.: Избранные
произведения в трех томах. Т. 1. М.: Художественная литература,
1990. Публикует биографию Джорджа Уаттса, художника. Сентябрь: уклоняется
от диспута с Алистером Кроули, оккультистом,
прославившимся в 1921 г., погубившем жену и ребенка  (,
96).

1906. Чарльз Диккенс. Пер. Н.Трауберг. Цит.
по изд.: М.: Радуга, 1982.
1908 — Человек, который был Четвергом.
Цит. по изд.: Честертон Г.К. Человек, который был Четвергом. СПб.:
Азбука-классика, 1999. Пер. Н.Трауберг. 25 сентября — выход «Ортодоксии».

1909, лето — переезжают из Баттерси в Биконсфилд.
1910 — Роман «Шар и крест». пер. Н. Трауберг.
Цит. по изд.: Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т.
3. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1911 — Неведение отца Брауна. Цит.
по изд.: Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т. 1. М.:
Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1913 — Жив-человек. Пер. К.Чуковского. Цит.
по изд.: Честертон Г.К.  Избранные произведения в трех томах.
Т. 2. М.: Художественная литература, 1990.
1914 — Перелетный кабак. Пер. Н.Трауберг. 
Цит. по изд.: Честертон Г.К.  Избранные произведения в трех
томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1990. Мудрость
отца Брауна.Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т. 1.
М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1922 Недоверчивость отца Брауна.
Цит. по изд.: Честертон Г.К.  Избранные произведения в трех
томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1990. Особо: Небесная стрела.
— Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т. 2. М.: Бук
Чембэр Интернэшнл, 1994. Человек,
который слишком много знал. — По изд.: Честертон Г. Избранные
произведения в 4х томах. Т. 4. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
С. 233. 1925 — Охотничьи рассказы.
Цит. по изд.: Честертон Г.К. Возвращение Дон Кихота. В кн.:
Избранные произведения в трех томах. Т. 3. М.: Художественная литература,
1990.
1927 г. Возвращение Дон-Кихота. Пер.
Н.Трауберг. Цит. по изд.: Честертон Г.К.  Избранные произведения
в трех томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1990. Тайна
отца Брауна. — Там же. За исключением рассказов: Тайна
отца Брауна и др. — Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах.
Т. 2. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1929. Поэт и безумцы. Цит. по изд.: Честертон
Г.К.  Избранные произведения в трех томах. Т. 3. М.: Художественная
литература, 1990. «Желтенькая птичка»
цит. по изд,: Честертон Г. Избранные произведения в 4х томах. Т.
3. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.
1930. Четыре праведных преступника. Цит.
по изд.: Честертон Г.К.  Избранные произведения в трех томах.
Т. 3. М.: Художественная литература, 1990.
1936. Скандальное происшествие с
отцом Брауном. Цит. по изд.: Честертон Г.К.  Избранные произведения
в трех томах. Т. 3. М.: Художественная литература, 1990.
 

Смех

«Лишать людей свободы — ужасный грех, но еще хуже лишать их радости»
(The oppression of the people is a terrible sin; but the depression
of the people is a far worse one.» — 1920, ,
с. 252. Эссе против поэтов-пессимистов.

Человек, нашедший истину, пляшет как мальчик, нашедший монетку;
радость его завершается чудачеством, как украшались химерами христианские
храмы. В сущности, только правду можно преувеличить, все остальное
не выдержит и лопнет. — , с. 121.

Распятие — смехотворно. Это сущая потеха. Это — нелепая и позорная
казнь, надругательство, которому подвергали жалкий сброд — рабов
м варваров, зубодеров и лавочников … И вот кресты, эти древние
виселицы, которые римские мальчишки для пущего озорства рисовали
на стенах, ныне блещут над куполами храмов. … Напрасно вы думаете,
что убийственный смех непременно убивает. Петра … распяли, и распяли
вниз головой. Куда уж смешнее — почтенный старик апостол вверх
ногами? Ну и что? Так или иначе распятый Петр остался Петром. —
, с. 71. Ср. о
и свободе.

Люди убегают от жала великих сатириков, как от жала ехидны. Но
верно и то, что они убегают от объятий великих оптимистов, как от
объятий медведя. Ничто не влечет за собою больше проклятий, чем
искреннее благословение. — , с. 107.

Нынешние люди ничего не смыслят в жизни. Они ждут от природы того,
чего она не обещала, а потом разрушают то, что она дала … Я не
знаю, хочет ли Бог, чтобы человек обрел на земле полное, высшее счастье.
Но Бог несомненно хочет, чтобы человек повесилился; и я от этого
не откажусь. Если я не утешу сердце, я его потешу. — ,
с. 173.

Всякая радость, даже грубый смех, начинается с того, что мы найдем
и сразим что-нибудь явственно дурное. — ,
с. 239.

Нетрудно понять, почему сами поборники преувеличения не любят Диккенса;
он не то преувеличивал. Они знают, что есть такая тоска, которую
выразишь только гротеком; они не знают, что есть такая же радость.
— , с.24.

Люди не знают, куда может завести здравый и бодрый дух. Мы забыли,
не в пример старым сказкам, что он заводит и в мир духовный. Если
это не так, почему в нынешней мистике нет старого, народного веселья?
— , с.25.

Веселье — не физическое, а мистическое явление и может быть глубоким,
как горе. … Шутка способна потрясти свод небес. Становясь все
нелепей, уподобишься божеству; ведь от смешного до великого — один
шаг. — , с. 25.

Как странно, что христиан считают врагами жизни, когда они хотят,
чтобы она длилась вечно Еще удивительнее, что старых авторов комических
книг считают скучными, тогда как они хотели дать вечную жизнь своим
героям. И вечная радость народной веры, и вечный смех народной книги
исчезли в наши дни. Мы слишком слабы, чтобы желать бессмертия. Нам
кажется, что хорошее не должно быть в избытке, а это кощунство,
оно низвергает небеса и разбивает надежду. Великие богоборцы не
боялись вечной муки; мы боимся вечной радости. — ,
с.64.

Мне нравится толпа, когда я возбужден и торжествую: только толпа
умеет веселиться, как только петух умеет кукарекать. … Но скорбь
лучше выражает один, а не миллион. — 1901 г., письмо жене. ,
65.

Связь смеха, простоты, кротости:

За простаком остается победа; он берет от жизни больше всех. …Тот,
кто достаточно мудр, чтобы прослыть глупцом,
не будет обделен ни радостью, ни подвигом. Он сумеет веселиться
в ловушке и спать, укутавшись сетью. … Это
прекрасно выражено в точном слове: «провести». Тот, кого провели,
вошел внутрь, в самую суть бытия. Обстоятелсьтва привечают его.
С факулами и трубами, как гостя, вводят они в жизнь простака и отвергают
недоверчивых. — , с. 69.

Скука греха:

Необычно и ценно попасть в цель; промах — нелеп и скучен. Когда
человек, приручив стрелу, поражает далекую птицу, мы видим в этом
величие. почему же не увидеть его, когда, приручив поезд, он попадает
на дальнюю станцию? Хаос уныл, ибо в хаосе можно попасть и на Бейкер-стрит,
и в Багдад. … Мне не нужны ваши стихи и рассказы, мне нужно расписание
поездов! — , с. 13.

Тот, кто смеется один, почти наверняка или очень плох, или очень
хорош. Он поверяет шутку или Богу, или дьяволу. — ,
с. 291.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector