Святой трифон

Содержание:

Описание

Внутреннее убранство Церковь Трифона — одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Фасады, пересеченные лопатками и горизонтальным кирпичным профилированным карнизом, имеют трифолийное (трехлопастное) завершение. Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелирированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества. В 1911 году по проекту выдающегося московского архитектора Ф. О. Шехтеля были сооружены царские врата иконостаса церкви (в настоящее время утрачены).

Храм мученика Трифона: история

Точная дата создания церкви мученика Трифона неизвестна. Долгое время считалось, что это произошло начало XVI века. Но в начале XX века исследователи сошлись на мнении, что этот храм, скорее всего, воздвигли в в1470-х-1490- годах.

В XIX веке к храму были сделаны пристройки-приделы, но в середине XX века их удалили — ради придания храму по возможности изначального вида. Фото 70-х годов:

Полное название храма такое: храм мученика Трифона в Напрудном. Потому что, когда-то это было село Напрудное. Как и большинство районов Москвы были когда-то селами.

В советское время храм был закрыт — с 1930 по 1993 год.

Внутри мы не фотографировали, но поверьте — это одна из самых маленьких церквей Москвы. Кажется, окажись в ней десять человек, и уже будет тесно

По преданию храм построен на месте, где случилось несчастье у сокольничего великого князя

Трифоновская церковь считается самой древней из всех сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за приделами Кремля. Храм построен как обыкновенный приходской. По преданию, сокольничий московского князя охотился в этих местах, и упустил любимую княжью птицу.

За это великий князь посадил его в тюрьму. Тогда сокольничий вспомнил, что когда-то Трифон, имя святого ему было известно давно, тоже имел дело с птицами и стал молиться ему. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул ему на руке сокола. Когда он проснулся, то увидел на руке перед собой потерянную птицу, после чего его освободили из темницы.

В благодарность за это, сокольничий выстроил во имя мученика Трифона храм в том месте, где случилось несчастье. К иконе святого Трифона приходили со всей Москвы и не только. Это предание было запечатлено в одной из фресок храма конца 15 столетия, которое изображало всадника с соколом на вытянутой руке — Трифона.

На данной фреске, в одном из храмов — изображен мученик Трифон на коне

Внутри Знаменского храма Переяславской слободы

Внутри Знаменского храма диву даешься, с каким высоким художественным вкусом оформлены его интерьеры! Они выдержаны в мягких, теплых пастельных тонах: охра — бежевый — цвет слоновой кости. Тут есть белый, но нет вызывающебелого, напоминающего о евроремонте и финских лакокрасочных покрытиях; есть золотой, но нет повсеместной,всеохватной позолоты — позолоты до безвкусицы, до дурноты… Сразу чувствуешь любовь к храму тех, кто его оформлял, и тех, кто его в таком состоянии поддерживал.

Основной объем компактен и хорошо освещен за счет шести больших окон в верхнем ярусе;на контрасте с ним в приделах, под сводами, и в особенности в трапезной с низкими потолками, царит полумрак. Получается так, что основной объем — своего рода всплеск света в приглушенном, спокойном храмовом пространстве, располагающем к вдумчивой,умиротворенной молитве. Хоры расположены на втором этаже трапезной, в восточной части, и раскрываются внутрь основного объема.

Иконостас — в русских традициях, высокий (почти во всю высоту восточной стены), четырехъярусный; его золочение и затейливый, но опять-таки без вычурности, орнамент прекрасно гармонируют с мягкими пастельными тонами стенописи. Даже не сразу замечаешь, что исполнение росписей соответствует скорее европейской,а нетрадиционной русской школе. Неудивительно, эти росписи выполнены в 1899 году.

Особенно впечатляют изображения в потолочных плафонах. В трапезной — сцены из земной жизни Христа и евангелисты (их традиционное место — в парусах при переходе от четверика к восьмерику, в отсутствие восьмерика их перенесли на потолок). В основном объеме — Воскресение Христово над иконостасом, на внутренней стороне лотка свода, и многие другие.

Если стоять лицом к алтарю, у солеи слева в отдельном киоте расположена икона святого Трифона с мощами, справа — Иверская икона Богородицы. Храмовый образ Божией Матери «Знамение» находится в трапезной с левой стороны, Животворящий крест-распятие из Страстного монастыря — в правом приделе, ближе к основному объему; особо почитаемый москвичами дубовый крест из часовни у Крестовской заставы установлен в новой Воздвиженской часовне,построенной на храмовой территории в наши дни.

По преданию храм построен на месте, где случилось несчастье у сокольничего великого князя

Трифоновская церковь считается самой древней из всех сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за приделами Кремля. Храм построен как обыкновенный приходской. По преданию, сокольничий московского князя охотился в этих местах, и упустил любимую княжью птицу.

За это великий князь посадил его в тюрьму. Тогда сокольничий вспомнил, что когда-то Трифон, имя святого ему было известно давно, тоже имел дело с птицами и стал молиться ему. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул ему на руке сокола. Когда он проснулся, то увидел на руке перед собой потерянную птицу, после чего его освободили из темницы.

В благодарность за это, сокольничий выстроил во имя мученика Трифона храм в том месте, где случилось несчастье. К иконе святого Трифона приходили со всей Москвы и не только. Это предание было запечатлено в одной из фресок храма конца 15 столетия, которое изображало всадника с соколом на вытянутой руке — Трифона.

На данной фреске, в одном из храмов — изображен мученик Трифон на коне

Из истории храма

Так или иначе, большинство исследователей наиболее вероятным временем строительства храма называют 1470-е годы. Значит, наша святыня — почти ровесница Успенского собора. По древности — она вторая за пределами Кремля.

Неудивительно, что церквушка представляет собой целый кладезь загадок, как исторических, так и архитектурных.

Так, по легенде, святыню построил сокольничий царя Грозного — Трифон Патрикеев.

Во время охоты Патрикеев упустил сокола, что могло стоить ему жизни. Сокольничий стал искренне молиться своему покровителю, святому Трифону. Во сне ему предстал образ святого и подсказал, как найти птицу.

На этом месте Трифон возвел храм в Напрудном в честь своего святого.

Однако не все исследователи склонны принять такую версию возникновения храма. Правда, в ее пользу говорит тот факт, что при царе Грозном в этот период возводится немало настоящих архитектурных шедевров.

Приравнять к ним Трифоновскую святыню просто невозможно, поскольку церквушка небольшая, имеет небогатый декор и приземистые пропорции, «неаккуратный» план, где даже стены не параллельны друг другу.

Сложно представить, что храм мученика Трифона возводился по приказу царя, который имел возможность задействовать не только лучших московских зодчих, но и заграничных архитекторов.

В то же время построить храм без царского соизволения в то время было проблематично. Поэтому и вопрос, кто же выступил заказчиком святыни, остается пока открытым.

В начале 19 века к храму пристраивают колокольню, возводят трапезную. В 1825 году святыня имеет новый южный придел, в 1861 — северный. Позже возле храма появится еще одна колокольня, а место прежней трапезной займет новая с куполом.

Датировка

Летописной даты не имеет. В XIX и первой половине XX века датировалась приблизительно серединой XVI века. Л. А. Давид предложил более раннюю датировку — между 1479 и 1492 годами. Эта дата с некоторыми оговорками (ближе к 1500 году) была принята В. В. Седовым, не была принята В. В. Кавельмахером, С. С. Подъяпольским и А. Л. Баталовым (придерживавшимися датировки серединой-второй половиной XVI века), но нашла широкий резонанс в популярной литературе. В начале 2000-х годов С. В. Заграевский обосновал датировку храма во временном промежутке с середины 1470-х до середины 1480-х годов. Недавно было высказано предположение о строительстве церкви выходцами из далматинского (ныне в Черногории) города Котора — города Святого Трифона (см. А. А. Эзерин, указ. статьи).

В 1947 году архитектор Давид реконструировал первоначальный облик Трифоновской церкви

В 1947 году, архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик Трифоновской церкви. После восстановления, в храм вернули икону и мощи Трифона. После революции эти святыни были переданы в Знаменскую церковь в Переяславскую свободу.

Знаменская церковь в Переяславской свободе — после революции святыни были переданы именно в это место

Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану. С 1993 года она приписана к Знаменскому храму, куда и перенесли икону святого.

Очень много людей приходит поклониться и попросить то, в чем сильно нуждаются. Мученик Трифон всегда всем помогает. Ему часто молятся в обретении работы, или если на работе возникают какие-либо трудности, например:

  • злые и завистливые коллеги;
  • застой в карьере;
  • придирки со стороны начальства.

Многие женщины молятся Трифону о суженом, чтобы силы Небесные помогли встретить свою любовь.

Молитва:

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши убо ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою. Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде от диавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего, издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут.

Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

Храм мученика Трифона: история

Точная дата создания церкви мученика Трифона неизвестна. Долгое время считалось, что это произошло начало XVI века. Но в начале XX века исследователи сошлись на мнении, что этот храм, скорее всего, воздвигли в в1470-х-1490- годах.

В XIX веке к храму были сделаны пристройки-приделы, но в середине XX века их удалили — ради придания храму по возможности изначального вида. Фото 70-х годов:

Полное название храма такое: храм мученика Трифона в Напрудном. Потому что, когда-то это было село Напрудное. Как и большинство районов Москвы были когда-то селами.

В советское время храм был закрыт — с 1930 по 1993 год.

Внутри мы не фотографировали, но поверьте — это одна из самых маленьких церквей Москвы. Кажется, окажись в ней десять человек, и уже будет тесно

Каменная церковь мученика Трифона была построена во времена Ивана третьего

Чуть позже появилась иная версия этого предания, на котором был, воздвигнут храм. При реставрации храма, была обнаружена надпись на надгробной плите, на которой была указана дата — 1492. Изучение белого камня, из которого построена церковь, подтвердило дату 1492. Именно после и была установлена мемориальная табличка.

Мемориальная табличка на храме мученика Трифона в Напрудном, означающая то, что храм был построен в 1492 году

Трифону молились и близ села Напрудного, о помощи в различных бедствиях на полях и огородах. Существует мнение, что московская церковь была построена еще в древности и была она деревянной.

Каменная церковь была выстроена во времена Ивана III. Но, та постройка, что сохранилась до наших дней, либо была выстроена, либо перестроена в 1520 году. Это объяснятся тем, что первые письменные свидетельства каменной церкви относятся к первой четверти 17 века.

Поэтому более точной даты нет. Многие исследователи предполагают период конца XV века — начало XVI века. Чуть позднее, при императрице Елизавете в церкви собирались устроить первое в Москве городское кладбище, которое находилось бы за чертой города.

Императрица Елизавета — в церкви Трифона в Напрудном хотела устроить первое в Москве городское кладбище, которое находилось бы за чертой города, по причине того, что не хотела, чтобы умерших хоронили в центральных приходах

Саму же церковь хотели превратить к кладбищенский храм, чтобы совершать в нем панихиды и отпевания. Это происходило по причине того, что императрица не хотела, чтобы умерших хоронили в центральных приходах, поэтому приказала закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец.

Святыни храма

Главной святыней храма иконы Божией Матери «Знамение» является икона Богоматери
, находящаяся на почетном месте собора. Ее обрамляют лики святых. Уникальная икона списана с подлинника, датирующегося шестнадцатым веком. Знамение фото.

Главный престол храма освящен в честь иконы «Знамение» и образа Богоматери. На противоположной стене от величественного иконостаса изображен фрагмент произошедшей в давние времена битвы под стенами Новгорода. Тогда русские князья, объединившись, подошли к стенам города, чтобы с боем взять его. Жители денно и нощно молились Господу Богу о пощаде, надеясь на чудо. И, отбивая молитвы в храме, митрополит услышал голос божий, который велел прихожанам взять икону Богоматери и вознести ее на крепостную стену.

Народ вознес икону на стену и поставил ее лицом к врагам. Но это не остановило нападавших, их стрелы летели еще ожесточеннее. Одна из стрел угодила в лицо на иконе, из глаз Богоматери брызнули слезы, она обратила свой лик на город. Произошло чудо
— враги в панике ретировались и даже начали убивать друг друга. Войско новгородцев разбило вражескую дружину. С тех пор икона стала особо почитаемой на Руси. И в наши дни в декабре существует день почитания иконы, в который Богоматерь помогла новгородцам одержать победу над врагом. Прихожане русских храмов молятся, обращаясь к лику Богоматери, о мире и покое, о прекращении войн, просят не допустить пожаров, исцелить от слепоты и других недугов, защитить от преступников.

К главным святыням Знаменского храма относится икона святого мученика Трифона
. С детства он отличался способностью совершать чудесные деяния. Исцелив дочь государя, попал под его покровительство. После кончины правителя был предан и принял мученическую смерть. Чудотворная икона и части великомученика переправлены в храм из закрывшихся столичных церквей.

Трифон считается защитником и покровителем Москвы и особо почитается москвичами. К нему верующие обращаются с просьбами об исцелении недугов, о защите от нечисти, об избавлении от бед. Приставной престол храма, сделанный из древесины трехвекового дуба, освящен в честь мученика Трифона. В честь великомученика ежедневно проводятся песнопения и молебны, прославляющие чудотворца. Большое богослужение проводится в день почитания мученика Трифона.

Внушительных размеров Крест
, сделанный из дерева, установлен в одном из приделов храма. Первоначально он располагался у ворот для въезда в столицу, где православные верующие встретили мощи московского митрополита Филиппа, переносимые из пришедшей в негодность церкви. У святого Креста останавливались путники, следующие в Троице — Сергиеву Лавру.

У входа в церковь с северной стороны, на постаменте, изображающем Голгофу, стоит чудотворный Животворящий Крест – Распятие
, искусно выполненное из древесины. Стену за ним украшает живописный вид Иерусалима. Эта святыня перенесена из закрывшегося Пименовского монастыря.

Православные прихожане храмов столицы особо почитают Иверскую икону Божией Матери. Она располагается с левой стороны от клироса, в киоте, украшенном изысканной резьбой. В честь иконы в особые дни совершаются богослужения и служат

Так что же между ними общего?

Советский модернизм — это один из самых недооцененных стилей. Вторая половина XX века. Партия объявила курс на избавление от любых излишеств в архитектуре. Главной задачей становятся масштабы и темпы строительства: жилого и казенного (институты, больницы).

Эпоха роскошной сталинской архитектуры закончилась. Архитекторы лишились любой возможности украшать здания. В их руках остались только пропорции зданий и «ритмика» фасадов. И их они использовали в совершенстве, создавая шедевры простой формы. Никаких излишеств.

Ничего лишнего!

!!!

Наверное, это их и объединяет: церковь мученика Трифона и больницу. Строгий белокаменный храм — ни латинизма, ни украшений, только необходимая форма с минимальными изысками. И больница — во внешности которой всё без исключения также подчинено функции, поскольку архитекторы почти не имели возможности самовыразиться.

(только, кажется, изначально у этого корпуса были немного другая отделка фасада, а та, что сейчас — похожа на новую).

По преданию храм построен на месте, где случилось несчастье у сокольничего великого князя

Трифоновская церковь считается самой древней из всех сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за приделами Кремля. Храм построен как обыкновенный приходской. По преданию, сокольничий московского князя охотился в этих местах, и упустил любимую княжью птицу.

За это великий князь посадил его в тюрьму. Тогда сокольничий вспомнил, что когда-то Трифон, имя святого ему было известно давно, тоже имел дело с птицами и стал молиться ему. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул ему на руке сокола. Когда он проснулся, то увидел на руке перед собой потерянную птицу, после чего его освободили из темницы.

В благодарность за это, сокольничий выстроил во имя мученика Трифона храм в том месте, где случилось несчастье. К иконе святого Трифона приходили со всей Москвы и не только. Это предание было запечатлено в одной из фресок храма конца 15 столетия, которое изображало всадника с соколом на вытянутой руке — Трифона.

На данной фреске, в одном из храмов — изображен мученик Трифон на коне

После получения иконы Трифона — храм был расширен по причине большого числа прихожан

С иконой Трифона, приход быстро увеличился. Храм был расширен. В нем было решено построить два придела: один — в честь Святителя Николая Чудотворца, другой — в честь Святого Филарета Милостивого. После была построена колокольня архитектором Зыковым.

После Октябрьской революции, храм на Трифоновской улице не закрыли. Отмечалось, что после 1925 года в нем совершал богослужение святитель патриарх Тихон.

После 1925 года в храме мученика Трифона в Напрудном совершал богослужение святитель патриарх Тихон

С 1920 годов, стали проводиться работы по восстановлению древнейшего облика храма. В них принимали участие довольно известные мастера: Брановский, Сухов и другие. Все же храм был закрыт. Но реставрационные работы все равно продолжались.

В 1932 году храм был разрушен на три четверти в связи с начавшейся войной. Территория храма была занята под лесосклад. Но на всякий случай, во время войны были сделаны ее обмеры. Храм уцелел.

Достопримечательности Москвы » Храмы Москвы | Достопримечательности Марьиной Рощи Храм мученика Трифона в Напрудном

Храм мученика Трифона в Напрудном — вчера, сегодня, завтра

Ныне церковь святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном расположена на территории Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ), однако в храм можно попасть через отдельный вход со стороны Трифоновской улицы.

Значится как каменная в описании 1647 года. Но было установлено что она была построена значительно раньше, в первой половине XVI или в конце XV века во время княжения Василия III, что стало ясно по обнаруженному фрагменту надгробной надписи на южной стороне храма, сделанному из того же камня, что и церковь.

На охранной табличке на здании указан 1472 год постройки. По преданию, храм построил царский сокольничий боярин Патрикеев у великокняжеского села Напрудное. Святой мученик Трифон чудесно явился ему и помог найти пропавшего царского сокола, боярин был спасён от царского гнева и в благодарность возвёл на месте чудесного явления храм во имя святого Трифона.

Первоначально это была небольшая церковь из белого камня с кирпичными сводами и барабаном, с одной главой и одной большой апсидой, стоявшая около пруда. Храм был любимым местом молитвы царей, охотившихся в лесах неподалеку.

В XVII веке здесь была Напрудная слобода, расположенная на месте села Напрудное на месте современной Трифоновской улицы. Напрудной её назвали потому, что здесь был большой пруд, на котором князья охотились с соколами на водоплавающую птицу.

В XIX веке слобода вошла в черту города. С этого времени храм неоднократно расширялся и перестраивался.

В XIX веке к нему была пристроена двухъярусная колокольня, в 1860 году, по выражению Л.Н. Толстого, «прелестную маленькую церковь Трифона Напрудного облепили отвратительными пристройками» (приделами).

К концу XIX века возвели новую трехъярусную колокольню, и новую трапезную, в результате чего храм стал вмещать до 3,5 тысяч человек. В советское время церковь отдали для строительства ушной больницы.

В 1930-х была взорвана на три четверти, уничтожены все позднейшие пристройки: трапезная, приделы, обе колокольни. Осталась маленькая древняя часть церкви, которую удалось сохранить.

После войны церковь ещё 50 лет пустовала, хотя в 1940-х она была отреставрирована архитектором Л.А. Давидом. Во время реставрации на крыше в юго-западном углу храма поставили маленькую звонницу о двух колоннах. Вновь освятили храм лишь в 1947 году.

В настоящее время храм приписан к церкви Знамения в Переяславской слободе. Богослужения в храме пока ограничены, совершается только Божественная литургия по субботам и воскресениям, а также в великие праздники. Богослужения совершает причт храма Знамения иконы Божией Матери в Переяславской слободе.

Храм мученика Трифона в Напрудном

Где находится (адрес) Храм мученика Трифона в Напрудном Центральный административный округ (ЦАО) города Москвы, район Мещанский, , —> Трифоновская улица, 38

Ближайшие станции метро метро «Проспект Мира» метро «Рижская»

Как добираться от ближайших станций метро До храма можно дойти пешком от станций метро «Проспект Мира» или «Рижская». От метро «Рижская», трамвай 5; от метро «Проспект Мира» (выход к спорткомплексу), далее — пешком

Дни и часы работы Храм открыт ежедневно с 09.00 до 19.00, в богослужебные дни – с 07.00.

Появление храма — предания и исследования

Трифоновский храм считается древнейшей из сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за пределами Кремля. Был построен как обыкновенный приходской храм. По преданию, сокольничий Московского великого князя однажды охотился в этих местах, и упустил здесь любимую княжью птицу. За это он был посажен в тюрьму, и, находясь в заточении, вспомнил, что когда-то святой мученик Трифон тоже имел дело с птицами, и стал усердно молиться ему, пока не заснул. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул на руке сокола. Проснувшись, сокольничий действительно увидел перед собою потерянную птицу, после чего его освободили. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя мученика Трифона в тех местах, где случилось его несчастье. К чудотворной иконе святого Трифона, прозванной в народе «Скорая помощь», приходили богомольцы со всей Москвы и из других городов. Это предание было запечатлено на одной из фресок храма конца XVI — начала XVII столетий, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке — святого Трифона.

Впоследствии появилась иная версия предания, описывавшая схожие события, но в отношении к князю Трифону Патрикееву, сокольничему Грозного царя Иоанна Васильевича. Однако в советское время, при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, которая позволила датировать храм более ранней датой — 1492 годом. Изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердило датировку, после чего на стене храма была укреплена мемориальная табличка «1492 год».

Известно, что святому Трифону традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах, почему построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.

Имеется мнение, что в древности церковь была деревянной и была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По убедительной версии деревянная церковь существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом

Каменная Трифоновская церковь была возможно выстроена при Иване III. Но постройка дожившая до наших дней была либо выстроена, либо перестроена во второй половине княжения Василия III, около 1520 года. Версия о перестройке храма подтверждается археологическими находками. Первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся к первой четверти XVII века.

После получения иконы Трифона — храм был расширен по причине большого числа прихожан

С иконой Трифона, приход быстро увеличился. Храм был расширен. В нем было решено построить два придела: один — в честь Святителя Николая Чудотворца, другой — в честь Святого Филарета Милостивого. После была построена колокольня архитектором Зыковым.

После Октябрьской революции, храм на Трифоновской улице не закрыли. Отмечалось, что после 1925 года в нем совершал богослужение святитель патриарх Тихон.

После 1925 года в храме мученика Трифона в Напрудном совершал богослужение святитель патриарх Тихон

С 1920 годов, стали проводиться работы по восстановлению древнейшего облика храма. В них принимали участие довольно известные мастера: Брановский, Сухов и другие. Все же храм был закрыт. Но реставрационные работы все равно продолжались.

В 1932 году храм был разрушен на три четверти в связи с начавшейся войной. Территория храма была занята под лесосклад. Но на всякий случай, во время войны были сделаны ее обмеры. Храм уцелел.

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

Освящена в 1765 г.

Придел: Крестильный храм сщмч. Александра Хотовицкого.

Адрес: Крестовский 2-й пер. 17

Архитектурные стили: Барокко, Аннинское барокко

Год постройки: Между 1757 и 1766.

Адрес:Москва, 2-й Крестовский пер. 17

Проезд: м. «Рижская»

Престолы: «Знамение» иконы Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи

Строительство каменного храма в стиле барокко началось в 1757 году, освящение состоялось в 1766 году. В 1888 году храм перестраивали, увеличивая его внутреннее помещение. При этом боковые приделы были выдвинуты в ряд с главным, застроена с боков колокольня, и здание приобрело тот вид, который имеет сегодня. Резной позолоченный иконостас, выполненный в конце XIX века, отражает развитие русского стиля в церковном убранстве. Пятиярусный в центре и двухъярусный в боковых приделах, он выдержан в традициях XVI–XVII веков.

Роспись храма выполнена в 1899 году художником Я. Е. Епаничковым. В начале ХХ века при храме действовали богадельня и церковно-приходская школа. В советское время церковь не закрывалась, на её колокольне даже сохранились колокола. Храм принимал к себе святыни из закрываемых и разрушаемых окрестных церквей.

В южном приделе сегодня находится распятие из разрушенного Страстного монастыря. Среди чтимых святынь храма – икона «Знамение» (список XVI в. с новгородского подлинника). Почитаются также образа святого Иоанна Предтечи (XVII в.); святителя Николая (XVIII в.); мучеников Адриана и Наталии из снесенной церкви XVII века во имя этих святых, находившейся на 1-ой Мещанской улице; святого Феодосия Черниговского с частицей его облачения; преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба; святого праведного Филарета Милостивого. Больше всего в храме Богородичных икон.

Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы». Причину переименования история не сохранила. В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.

Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.

Крестильный храм Александра Хотовицкого в Переяславской слободе

Москва,2-й Крестовский пер. 17

Проезд: м. «Рижская»

Престолы: Александра Хотовицкого

Год постройки: Между 1995 и 1998.

Архитектор: В.С.Васильев

8 февраля 1998 года в Знаменском приходе был освящен новый храм — Крестильный храм во имя новомученика протопресвитера Александра Хотовицкого.

Строительство храма началось в 1995 году при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма — дар архитектора В.С.Васильева. Росписи на сюжеты, связанные с Крещением, выполнены художником А. Шишкиным. Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением.

Мемориальная крестовская часовня

при храме «Знамение» иконы Божией Матери в Переяславской слободе

Год постройки:2007-2008

Москва,2-й Крестовский пер. 17

Проезд: м. «Рижская»

Крупная кирпичная восьмигранная часовня под купольной кровлей с апсидальными пристройками. Сооружена в 2007-2008 на церковном дворе к западу от Знаменской церкви для хранения древнего памятного креста, отмечавшего место сретения мощей св. Филиппа митрополита в 1652. Освящена в память прежде существовавшей Крестовской часовни.

Храм мученика Трифона: когда был построен

Храм мученика Трифона, который располагается недалеко от станций метро Рижская и Проспект мира — это одно из самых старых каменных зданий Москвы. Старше только главный собор Спасо-Андроникова Монастыря, который тоже был пострен в XV веке, но в самом его начале. Вот он, справа:

Храм мученика Трифона воздвигли немного позже: в конце XV века.

Белый камень. Ничего лишнего. Только строгие — почти идеальные пропорции. Никаких цветных стен или изысканных декоров. Типичная старо-русская архитектура.

Застывшее время.

Храм расположен рядом с Московским областным клиническим центром восстановительной медицины и реабилитации. Корпус был построен спустя 500 лет — во второй половине XX века.

История Святого

Трифон родился в Малой Азии в 232 году в семье верующих христиан. В детском возрасте мальчик понял, что обладает особенным даром и может вершить чудеса. Многие болящие обрели здоровье с его помощью и спокойствие на душе.

За всю свою жизнь Трифон помог многим, совершил добрые дела.

В возрасте 16ти лет, Трифон смог «отчитать» дочь императора Рима и избавил ее от темной сущности, завладевшей ее телом. Не поверивший в это император приказал Святому показать ему эту сущность, после чего пред ним предстал демон и рассказал, что может овладевать людьми со страстями в душе.

Вскоре на трон взошел император Декий, злостный ненавистник христиан. Наступили времена гонений и Декею донесли, что Трифон верует в Господа и проповедует свою веру среди людей. Святого схватили и несколько дней подряд подвергали страшным мукам и избиениями, при которых Трифон не издал ни единого стона, и не отказался от своей веры в Христа до самой смерти.

Интересно! После убиения, тело Трифона хотели похоронить там же, где и произошла казнь. Однако святой явился в видении одному из последователей и попросил похоронить его на родине.

Спустя некоторое время мощи святого были перевезены в Византию. А оттуда уже в Рим. В дальнейшем мощи разделили на две части и помещены в двух разных храмах.

Икона Святого мученика Трифона

Датировка

Летописной даты не имеет. В XIX и первой половине XX века датировалась приблизительно серединой XVI века. Л. А. Давид предложил более раннюю датировку — между 1479 и 1492 годами. Эта дата с некоторыми оговорками (ближе к 1500 году) была принята В. В. Седовым, не была принята В. В. Кавельмахером, С. С. Подъяпольским и А. Л. Баталовым (придерживавшимися датировки серединой-второй половиной XVI века), но нашла широкий резонанс в популярной литературе. В начале 2000-х годов С. В. Заграевский обосновал датировку храма во временном промежутке с середины 1470-х до середины 1480-х годов. Недавно было высказано предположение о строительстве церкви выходцами из далматинского (ныне в Черногории) города Котора — города Святого Трифона (см. А. А. Эзерин, указ. статьи).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector