Аугсбургский мир

причины

Религиозный отдел

Римская империя Сакрама разделилась за несколько десятилетий до Аугсбургского мира в 1555 году. Протестантские религии, которые возникали каждый раз, приобретали больше преданных, что вызывало конфликты между ними и католиками..

Религиозные разногласия в Империи принесли не только краткосрочные последствия, такие как усиление вооруженных конфликтов между протестантами и католиками, но и в долгосрочной перспективе. Возникшие ими проблемы можно считать одной из основных причин Тридцатилетней войны..

Интерконтиненталь Аугсбурга

Еще одной из главных причин Аугсбургского мира был указ императора Карла V, который назывался Межконтинентальным в Аугсбурге. Этот указ, который вскоре был преобразован в закон, был издан в 1548 году с целью положить конец религиозным конфликтам, в то время как между протестантами и католиками было найдено более постоянное решение проблемы..

Этот указ основывался на католических принципах и содержал 26 законов, которые в определенной степени наносили вред лютеранским князьям. Однако доставка христианского хлеба и вина мирянам была разрешена, и священникам также разрешалось вступать в брак. Христианская природа соглашения была тем, что заставило его рухнуть.

Протестанты не хотели придерживаться норм, установленных в указе, ввиду их сильного католического влияния. Это привело к тому, что те же протестанты установили собственный указ в немецком городе Лейпциге, который не был полностью принят христианами или империей..

Все это породило больше разногласий между обеими сторонами, и они не были исправлены до принятия Аугсбургского мира в 1555 году..

Аугсбургский религиозный мир

Аугсбургский религиозный мир — соглашение, заключённое 25 сентября 1555 года на рейхстаге в Аугсбурге между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века. В то же время Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа cujus regio, ejus religio и создало почву для возобновления конфессионального противостояния. Система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века, что стало одной из причин Тридцатилетней войны.

  • Лейпцигский диспут
  • Вормсский эдикт
  • Крестьянская война в Германии
  • Шпайерская протестация
  • Марбургский диспут
  • Аугсбургский рейхстаг
  • Аугсбургский религиозный мир
  • Вестфальский мир
  • Мартин Лютер (Г, 1483–1546)
  • Филипп Меланхтон (Г, 1497–1560)
  • Ганс Таусен (Д, 1494–1561)
  • Олаус Петри (Швец, 1493–1552)
  • Ульрих Цвингли (Швейц, 1484–1531)
  • Жан Кальвин (Швейц, 1509–1564)
  • Томас Кранмер (А, 1489–1556)
  • Джон Нокс (Шот, 1514?–1572)
  • Вальденсы
  • Авиньонское пленение пап (1309–1377)
  • Лолларды
  • Великий западный раскол (1378–1417)
  • Гуситские войны (1420 до

Реформация, начавшаяся в Германии с выступления Мартина Лютера в 1517 г., привела к религиозному расколу Священной Римской империи и системному кризису её государственной организации. Противостояние католических и лютеранских князей, усугублявшееся попытками Карла V создать мировую империю с сильной центральной властью, вылилось в Шмалькальденскую войну 1546—1547 гг. Война потрясла основы империи и продемонстрировала неэффективность функционирования крупных религиозно-политических объединений, созданных противостоящими лагерями. Угроза коллапса империи, реальность которой стала очевидной в ходе войны, заставила лидеров обоих группировок начать движение на достижение компромисса по политическим и конфессиональным вопросам. Этому также способствовали охлаждение отношений императора c папой римским и боязнь немецких князей передачи имперского престола старшему сыну Карла V Филиппу II, представителю испанской линии Габсбургов.

На переговорах в Пассау в 1552 г., завершивших очередное восстание лютеранских князей против императора, впервые сложилась политическая группа нейтральных князей, посредничавших при достижении соглашения между враждующими группировками, во главе которой стоял римский король, младший брат императора, Фердинанд I. В отличие от Карла V Фердинанд был готов пойти на признание лютеранства без ограничения сроков и реформу государственного устройства империи на основе компромисса с князьями обоих конфессий. Совместные действия Фердинанда I и курфюрста Морица Саксонского, лидера протестантской партии, в 1553 г. при подавлении восстания Альбрехта Арчибальда, маркграфа Бранденбург-Кульмбахского, а также подписание в том же году Гейдельбергского соглашения о защите мира нейтральными князьями, среди которых были правители католических Майнца, Трира и Баварии и лютеранских Пфальца и Вюртемберга, способствовали сближению позиций основных политических группировок в империи. Большое значение также имело трёхстороннее соглашение, заключённое в марте 1555 г. между Саксонией, Гессеном и Бранденбургом о согласовании позиций на переговорах с императором. В стороне от процесса сближения остался император Карл V, продолжавший отказываться от уступок протестантам и имперским князьям. В 1554 г. должен был состояться рейхстаг империи, однако император затягивал его открытие, а после того как дал, наконец, согласие на созыв рейхстага, отказался прибыть на его заседания. При этом Карл V предоставил все полномочия для ведения переговоров и утверждения решений рейхстага своему брату Фердинанду I.

Предпосылки

Реформация, начавшаяся в Германии с выступления Мартина Лютера в 1517 году, привела к религиозному расколу Священной Римской империи и системному кризису её государственной организации. Противостояние католических и лютеранских князей, усугублявшееся попытками Карла V создать мировую империю с сильной универсальной центральной властью, вылилось в Шмалькальденскую войну —1547 годов. Война потрясла основы империи и продемонстрировала неэффективность функционирования крупных религиозно-политических объединений, созданных противостоящими лагерями. Угроза коллапса империи, реальность которой стала очевидной в ходе войны, заставила лидеров обеих группировок начать движение на достижение компромисса по политическим и конфессиональным вопросам. Этому также способствовали охлаждение отношений императора с папой римским и боязнь немецких князей передачи имперского престола старшему сыну Карла V Филиппу II, представителю испанской линии Габсбургов.

На переговорах в Пассау в 1552 году, завершивших очередное восстание лютеранских князей против императора, впервые сложилась политическая группа нейтральных князей, посредничавших при достижении соглашения между враждующими группировками, во главе которой стоял римский король, младший брат императора, Фердинанд I. В отличие от Карла V Фердинанд был готов пойти на признание лютеранства без ограничения сроков и реформу государственного устройства империи на основе компромисса с князьями обеих конфессий. Совместные действия Фердинанда I и курфюрста Морица Саксонского, лидера протестантской партии, в 1553 году при подавлении восстания Альбрехта Алкивиада, маркграфа Бранденбург-Кульмбахского, а также подписание в том же году Гейдельбергского соглашения о защите мира нейтральными князьями, среди которых были правители католических Майнца, Трира и Баварии и лютеранских Пфальца и Вюртемберга, способствовали сближению позиций основных политических группировок в империи. Большое значение также имело трёхстороннее соглашение, заключённое в марте 1555 года между Саксонией, Гессеном и Бранденбургом о согласовании позиций на переговорах с императором. В стороне от процесса сближения остался император Карл V, продолжавший отказываться от уступок протестантам и имперским князьям. В 1554 году должен был состояться рейхстаг империи, однако император затягивал его открытие, а после того как дал, наконец, согласие на созыв рейхстага, отказался прибыть на его заседания. При этом Карл V предоставил все полномочия для ведения переговоров и утверждения решений рейхстага своему брату Фердинанду I.

Семья Мартина Лютера: быт и нравы

Семья не голодала и не находилась в постоянном поиске материальных средств. Но Мартин всегда вспоминал детские годы, которые были наполнены воздержанием во всём: в еде, в одежде, в быту. Экономия была везде: мать постоянно ходила в лес собирать хворост чтобы топить очаг, пища была скудной, а одежду носили до последнего. Жили по-прежнему в бедном районе, и помещения дома не отличались хорошим убранством.

Если говорить о личностных характеристиках родителей Мартина Лютера, то следует отметить ряд интересных моментов. Маргарет Линдеман отличалась музыкальными способностями, хорошо пела, была очень благочестивой и впечатлительной особой. Именно она познакомила Мартина с идеями Нового благочестия (возвращение к раннехристианским догмам), которые были так популярны в немецких землях во второй половине XV века. Ганс Людер — рассудительный, твёрдый и упорный человек. Будучи уже по сути бюргером, он всё так же рассуждал на вольные темы как крестьянин. Но ему требуется постоянно переступать через себя: бюргеру следует быть прагматичным. Лютер в своих воспоминаниях это неоднократно отмечал. Пара относилась к типичным верующим Германии XV-XVI столетий, которые уважали наказы апостольского престола, справляли обряды и в какой-то степени были недовольны злоупотреблявшими своим положением церковными иерархами.

Мартин Лютер — монах. (Wikimedia Commons)

К воспитанию детей Ганс и Маргарет относились довольно стандартно, по-библейски. Притчи Соломоновы были очень хорошо восприняты ими: за провинности дети наказывались розгами. За взятую без спроса со стола булку Мартина будет жестоко бить хворостинами прямо-таки до крови его матушка. Как и большинство горняцких детей, Мартин Лютер всё же оставался без должного внимания: родители долго трудились, и после работы у них совершенно не было времени на планомерное общение со своим чадом. Тем более, что мать рожала чуть ли не через год: правда, многие дети ещё в младенчестве умерли.

95 тезисов. (Wikimedia Commons)

Но надо отдать должное отцу будущего реформатора: он накопил достаточно денег, чтобы Мартин получил образование сперва в латинской школе Мансфельда, а после учился в Магдебурге. Именно там Мартин попал в общину «братьев общей жизни», и там же началось формирование его собственного взгляда на религиозную жизнь.

важность

Установление мира было безукоризненно важным, поскольку две основные религии Империи могли, наконец, сосуществовать более мирно. Те же католики уже просили вмешательства имперских властей, чтобы свести счеты с лютеранами, поскольку конфликт распространялся в течение длительного времени.

Тем не менее, соглашение было очень спорным и вызвало одну из самых кровавых войн в истории человечества.

После религиозного конфликта между протестантами и государством в XVII веке другие страны присоединились к борьбе и начали войну, которая продлится 30 лет, в результате чего погибло 8 миллионов человек. Большинство из них были римлянами.

Cujus regio, ejus religio

Аугсбургское соглашение установило гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Каждый субъект империи мог свободно перейти из католичества в лютеранство или обратно. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию не могла служить причиной ограничения данного субъекта в правах. В свободных имперских городах был введён принцип равных прав представителей обеих конфессий на отправление религиозных культов. Свободу вероисповедания получили также имперские рыцари, находившиеся в непосредственной вассальной зависимости от императора. Однако, несмотря на требования лютеран, Аугсбургский мир не предоставил право выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Позднее это положение трансформировалось в принцип cujus regio, eius religio — лат. чья страна, того и вера . Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества.

Католической партии удалось внести в текст Аугсбургского мира так называемую «духовную оговорку» (лат. Reservatum Ecclesiasticum ), в соответствии с которой в случае перехода духовного князя (епископа или аббата) в лютеранство он подлежал отрешению от власти, а на его место избирался католик. Таким образом, гарантировалось сохранение за католиками всех духовных владений, существовавших на 1552 год. Церковные земли, секуляризированные ранее, оставались под властью лютеранских правителей.

Условия соглашения[править | править код]

Аугсбургский религиозный мир представлял собой компромисс между католическими и протестантскими субъектами Священной Римской империи, направленный на поддержание мира и стабильности в биконфессиональной стране. В этом отношении соглашение являлось очередным шагом в развитии идеи «земского мира», утверждённой ещё в г. в качестве имперского закона. Хотя конфессиональный раскол Германии на католический и протестантский лагеря сохранялся, в государственно-правовой и общественно-политической сфере Аугсбургский мир восстановил единство империи.

Важнейшим положением Аугсбургского религиозного мира стало признание лютеранства в качестве легитимной конфессии. Само соглашение представляло по-сути договор между католическими и лютеранскими субъектами империи под главенством объединяющих институтов — имперских учреждений и императора из дома Габсбургов. Однако в тексте Аугсбургского мира не содержались чёткие критерии отнесения исповедуемой конфессии к лютеранству: под лютеранами понимались лица, исповедующие Аугсбургское вероисповедание г., и «конфессионально родственные им члены». Эта оговорка позволила в дальнейшем кальвинистам также претендовать на легитимность и полноправное участие в государственной системе империи. Другие протестантские конфессии (цвинглианство, анабаптизм, спиритуализм) не получили признания в империи и оказались вне закона. Утвердив легитимность лютеранства, Аугсбургский мир также провозгласил амнистию для всех лиц, осуждённых из-за своей принадлежности к этому вероисповеданию, и прекращение юрисдикции католических церковных судов над лютеранами.

Аугсбургское соглашение установило гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей). Каждый субъект империи мог свободно перейти из католичества в лютеранство или обратно. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию не могла служить причиной ограничения данного субъекта в правах. В свободных имперских городах был введён принцип равных прав представителей обоих конфессий на отправление религиозных культов. Свободу вероисповедания получили также имперские рыцари, находившиеся в непосредственной вассальной зависимости от императора. Однако, несмотря на требования лютеран, Аугсбургский мир не предоставил право выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Позднее это положение трансформировалось в принцип «чья страна, того и вера» (лат. cujus regio, ejus religio). Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества.

Католической партии удалось внести в текст Аугсбургского мира так называемую «духовную оговорку» (лат. Reservatum Ecclesiasticum), в соответствии с которой, в случае перехода духовного князя (епископа или аббата) в лютеранство, он подлежал отрешению от власти, а на его место избирался католик. Таким образом гарантировалось сохранение за католиками всех духовных владений, существовавших на г. Церковные земли, секуляризированные ранее, оставались под властью лютеранских правителей.

Реформация в Священной Римской империи

В 1520-х годах в Священной Римской империи стремительно росло число сторонников Реформации среди всех сословий и на большинстве имперских территорий. Саксонское курфюршество во главе с Фридрихом Мудрым открыто поддерживало Мартина Лютера, также на стороне протестантов были прусские земли и Гессен.

В 1521 году на Вормсском рейхстаге высшая власть в лице императора Карла V и папы римского объявила Лютера еретиком, а его учение незаконным. Проповеди реформатора были запрещены, книги подлежали сожжению, а сам Лютер укрылся в одном из замков Саксонии.

Борьба за лютеранскую реформу совпала по времени с противостоянием крестьянских общин давлению феодалов, что вылилось в Крестьянскую войну 1524-1526 гг. Сословное общество стремительно теряло стабильность и, несмотря на победу Швабского союза над повстанцами, имперская администрация с трудом сохраняла контроль над ситуацией. В регионах напротив набирали силу местные правители, образуя военно-религиозные альянсы.

В 1529 году Карл V попытался призвать своих вассалов к порядку и принудить их следовать решениям Вормсского рейхстага, но от авторитета короны уже мало что осталось. На Аугсбургском рейхстаге, состоявшемся летом 1530 года, императору была представлена формула лютеранской веры в редакции Меланхтона. Карл V отклонил ее, после чего не подчинившиеся протестанты объединились и создали Шмалькальденский союз (Шмалькаден — город в Гессене). Этот альянс располагал достаточными ресурсами и начал экспансию в центральных и южных регионах Германии.

В 1532 году Карл V, учитывая сложную внешнюю и внутреннюю политику в стране, пошел на заключение Нюрнбергского религиозного мира, формально признав законность Шмалькальденского союза и протестантизма. Следующие 10-15 лет стали временем высшего размаха Реформации в Германии и дальнейшего ослабления государственных институтов.

Основные принципы

Аугсбургский мир содержал три основных принципа:

  1. Принцип cuius regio, eius Religio («Чье царство, его религия») предусматривал внутреннее религиозное единство внутри государства: религия князя стала религией государства и всех его жителей. Тем жителям, которые не могли соответствовать религии принца, разрешили уехать: новаторская идея 16 века. Этот принцип подробно обсуждался различными делегатами, которые, наконец, пришли к соглашению о деталях его формулировки после изучения проблемы и предлагаемого решения со всех возможных сторон.
  2. Второй принцип, называемый reservatum ecclesiasticum (церковная резервация), охватывал особый статус церковного государства. Если прелат церковного государства менял свою религию, жители этого государства не должны были этого делать. Вместо этого ожидалось, что прелат уйдет в отставку со своего поста, хотя это не было прописано в соглашении.
  3. Третий принцип, известный как Declaratio Ferdinandei ( Декларация Фердинанда ), освобождал рыцарей и некоторые города от требования религиозного единообразия, если реформированная религия практиковалась там с середины 1520-х годов. Это позволило создать несколько смешанных городов и поселков, где католики и лютеране жили вместе. Он также защищал власть княжеских семей, рыцарей и некоторых городов, чтобы определить, что означает религиозное единообразие на их территориях. Фердинанд вставил это в последнюю минуту по собственному усмотрению.

Третий принцип исключал рыцарей и некоторые города, находившиеся под юрисдикцией церковного князя, если они какое-то время практиковали лютеранство (лютеранство было единственной ветвью протестантизма, признанной в соответствии с Миром). Это положение не было опубликовано как часть договора и держалось в секрете почти два десятилетия.

Условия соглашения

В Аугсбургском мире были прописаны компромиссы, которые устроили и протестантов, и католиков, живущих в разных частях империи, где должны были установиться мир и стабильность, а государство стало бы единым.

Аугсбургский религиозный мир имеет одно очень важное положение, в котором лютеранство признается, как легитимная конфессия. Лютеране в соглашении были прописаны, как подданные империи, придерживающиеся Аугсбургского исповедания 1530 г., а также их родственники

Благодаря этой оговорке в будущем кальвинисты претендовали на официальное признание своей религии. Они хотели получить такие же права, как католики и лютеране.

В Аугсбургском соглашении была объявлена амнистия подданных, исповедующих лютеранство. Теперь их дела не могли рассматривать католические церковные суды.

Обзор

Мир нарушил принцип Cuius regio, eius Religio («чье царство, его религия»), который позволял князьям государств в пределах Священной Римской империи принимать лютеранство или католицизм в пределах контролируемых ими владений, в конечном итоге подтверждая свой суверенитет над ними. домены. Подданным, гражданам или жителям, которые не желали подчиняться выбору принца, был предоставлен льготный период, в течение которого они могли свободно эмигрировать в различные регионы, в которых была принята их желаемая религия.

В статье 24 говорилось: «В случае, если наши подданные, исповедующие старую религию или Аугсбургское вероисповедание , намереваются покинуть свои дома со своими женами и детьми, чтобы поселиться в другом, им не будут препятствовать ни в продаже их имений после надлежащей оплаты. местных налогов и не пострадал в их честь «.

Карл V вынес временное постановление, Аугсбургский Interim 1548 года, о законности двух религиозных верований в империи, и оно было закреплено в законе 30 июня 1548 года по настоянию Карла V, который хотел урегулировать религиозные разногласия при под покровительством генерального совета католической церкви. Промежуточный период в значительной степени отражал принципы религиозного поведения в своих 26 статьях, хотя он разрешал брак духовенства и раздачу хлеба и вина мирянам. Это привело к сопротивлению протестантских территорий, которые в следующем году провозгласили в Лейпциге свое собственное Временное решение.

Временный орган был свергнут в 1552 году восстанием протестантского курфюрста Мориса Саксонского и его союзников. На переговорах в Пассау летом 1552 года даже католические князья призывали к прочному миру, опасаясь, что религиозный спор никогда не будет урегулирован. Император, однако, не хотел признавать религиозное разделение в западном христианском мире постоянным. Этот документ был предвестником Пассауского мира , который в 1552 году предоставил лютеранам свободу вероисповедания после победы протестантских войск. Согласно документу Пассау, Карл предоставил мир только до следующего императорского сейма, заседание которого было созвано в начале 1555 года.

Договор, заключенный от имени Карла его братом Фердинандом , фактически предоставил лютеранству официальный статус во владениях Священной Римской империи в соответствии с политикой cuius regio, eius Religio . Рыцари и города, которые в течение некоторого времени практиковали лютеранство, были исключены согласно Declaratio Ferdinandei , но церковная резервация якобы препятствовала применению принципа cuius regio, eius Religio , если церковный правитель переходил в лютеранство.

ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. АУГСБУРГСКИЙ МИР

Для решения религиозной распри император Священной Римской империи Карл V созвал имперский сейм в Аугсбурге (1530). Протестанты представили сейму изложение своего вероучения, составленное Меланхтоном. (Это так называемое Аугсбургское исповедание веры.)

В следующем году протестантские князья заключили между собой союз в городе Шмалькальдене, чтобы оружием защищать Реформацию, если католики захотят употребить силу (1531).

Карл V редко бывал в Германии. Занятый войнами с французами и турками и нуждаясь в помощи германских князей, он долго не принимал решительных мер против Реформации. Наконец, когда прекратились его войны с Франциском I, он решился смирить непокорных протестантов.

Лютер умер перед самым началом Шмалькальденской войны в своем родном городке Эйслебене, в 1546 г. Но главы этого союза курфюрсты саксонский Иоанн Твердый (брат и преемник Фридриха Мудрого) и ландграф гессенский Иоганн-Фридрих Великодушный действовали очень вяло. Притом даровитейший из протестантских князей, саксонский герцог Мориц, родственник саксонского курфюрста, изменил своей партии и перешел на сторону Карла V.

Протестанты были побеждены (1547). Оба предводителя попали в плен и были осуждены на заключение, а герцог Мориц в награду получил от императора Саксонское курфюршество.

Но следует сказать, Карл умеренно обошелся с побежденными протестантами. Когда он вступил в Виттенберг, один епископ предложил ему вынуть из могилы тело еретика Лютера и сжечь. «Я не веду войны с мертвыми, — отвечал Карл. — Он уже нашел своего судию».

Однако торжество императора продолжалось недолго. Могущество Карла V стало опасным для германских князей, а испанские и итальянские войска обременяли Германию. Тот же Мориц Саксонский (тщетно просивший Карла V об освобождении своего тестя Иоганна-Фридриха Великодушного) стал решительным защитником протестантизма и княжеской самостоятельности.

Он тайно заключил союз с французским королем и совсем неожиданно двинулся в Тироль, где находился тогда император, следивший за совещаниями Тридентского собора.

Карл V едва не был захвачен в плен и с трудом спасся бегством через Тирольские горы. Он не имел под рукой запасных войск и вынужден был заключить с протестантами перемирие.

А спустя три года противоборствующие стороны заключили религиозный мир на имперском сейме в городе Аугсбурге (1555). По Аугсбургскому миру протестанты получили свободу вероисповедания. Но право менять религию предоставлялось лишь князьям, подданные должны были держаться одного исповедания со своим князем (лат.cujus regio, ejus religio — какова власть, такова и религия).

Католики настаивали, чтобы духовные князья в случае перемены религии лишались своего сана и своих доходов. Но протестанты не соглашались, и этот пункт (названный reservamm ecclesiastic urn — свободный для обсуждения) остался нерешенным.

Шмалькальденская война

К середине 1540-х годов Карл V решился на войну с протестантами, ради чего заключил мир с Францией в 1544 году, перемирие с Османской империей в 1545 году и союз с папой Павлом III, предоставившим значительные финансовые и военные ресурсы. Также император заручился тайной поддержкой брандербургского курфюрста Иоахима II и герцога Морица Саксонского.

Летом 1546 года император наложил опалу на лидеров Шмалькальденского союза и начал войну. Поначалу перевес был на стороне протестантов, но Мориц Саксонский ударил им в тыл и заставил отступить на север. Осенью 1546 года Карл V совершил рейд по саксонским землям, а в апреле 1547 года разгромил армию протестантов.

Император воспользовался победой для сплочения империи. В 1547-1548 гг на Аугсбургском рейхстаге Шмалькальденский союз был распущен, а протестантам был навязан религиозный договор об «интериме» — временном компромиссе между католиками и лютеранами, согласно которому на протестантских территориях вводилось нечто похожее на реформированный католицизм. Такое положение вещей вызвало недовольство и папы, и самих лютеран.

Впрочем, политика интерима часто игнорировалась протестантскими общинами, а усиление императорской власти лишь сплачивала лютеран для продолжения борьбы. В итоге на севере Германии набирала силу оппозиция — в Кенигсберге в 1550 году сложился новый протестантский союз, а Магдебург решительно отказался вводить интерим.

На сторону протестантов перешел и Мориц Саксонский, разочарованный политикой Карла V. Именно он обеспечил новому союзу протестантов поддержку Франции и стал новым лидером движения.

В 1552 году войска протестантской коалиции пошли в наступление и захватили тирольские перевалы. Карл V чуть было не попал в плен, но сумел бежать в Инсбрук. Летом того же года при активном участии брата императора Фердинанда в Пассау был подписан мирный договор — он отменил религиозный компромисс и признал лютеранство. Император обязался содействовать общему примирению в вопросах веры.

Соглашение с оговорками

В феврале 1555 г. открылось заседание рейхстага. После ожесточенных дебатов в сентябре текст соглашения был готов. Аугсбургский мир был направлен на поддержание политической стабильности в обширной империи Габсбургов, поэтому был ничем иным как компромиссом.

Тем не менее князья-протестанты добились главного: права выбирать религию в своих владениях. На их подданных, впрочем, такое право не распространялось, они полностью зависели от выбора своего государя. Лютеранство признавалось законной религией наравне с католицизмом. Другое протестантское течение – кальвинизм – оставалось вне закона.

Из этих основных положений видно, что условия Аугсбургского мира носили половинчатый характер. Новые военные конфликты на почве религии были всего лишь делом времени, что и подтвердилось спустя несколько десятилетий, когда в Европе разгорелась Тридцатилетняя война.

Проблемы

В самом документе были критические проблемы. Хотя он давал правовую основу для практики лютеранского вероисповедания, он не принимал никаких реформатских традиций, таких как кальвинизм , и не признавал анабаптизм . Хотя Аугсбургский мир был умеренно успешным в ослаблении напряженности в империи и повышении терпимости, важные дела остались невыполненными. Ни анабаптисты, ни кальвинисты не были защищены в условиях мира, поэтому многие протестантские группы, жившие под властью лютеранского князя, все еще подвергались опасности обвинения в ереси . (Статья 17: «Однако все, кто не принадлежит к двум вышеупомянутым религиям, не должны быть включены в настоящий мир, но должны быть полностью исключены из него».) Эти меньшинства не получили юридического признания до заключения Вестфальского мира в 1648. Нетерпимость к кальвинистам заставила их принять отчаянные меры, которые привели к Тридцатилетней войне . Одной из наиболее заметных мер была (1618 г.), в которой два представителя яростного католического короля Богемии эрцгерцога Фердинанда (Маттиас был императором до 20 марта 1619 г.) были выброшены из окна замка в Праге .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector