Ассирийцы

Ашшур — древний религиозный центр

Раскопки свидетельствуют о том, что город был развитой столицей для своего времени. Во многих жилых домах были ванны, функционировали канализация и водопровод. Поскольку город был связан с верховным божеством, он приобрёл статус религиозного центра.

Ярким примером наличия в Ашшуре культовых сооружений служит монументальный зиккурат, построенный из глинобитного кирпича. В результате многовековой эрозии, вызванной ветрами и дождями, он утратил свой первозданный вид. В надежде найти царские гробницы или клад археологи прорыли у основания пирамиды большой тоннель, но не обнаружили ни того, ни другого.

По мнению исследователей, зиккурат в Ашшуре использовался как храм. Находясь на вершине его башни, верховные жрецы (правители) совершали жертвоприношения и молились за хороший урожай. Предполагается также, что зиккурат использовался в качестве укрытия при разливе реки Тигр. В Ветхом Завете написано, что люди с домашними животными спасались от наводнений именно в таком строении.

Каменная дорога, ведущая к главному храму (согласно клинописному «путеводителю» по городу, им был храм главного божества — Ашшура) от берега реки Тигр, считалась священной. Во время праздников по ней передвигались ритуальные процессии.

Ещё одним значительным святилищем Ашшура был двойной храм Адада, бога непогоды, и Ану, верховного бога неба.

В ходе раскопок в городе учёные обнаружили не только руины культовых сооружений, но и разрушенные стены царских дворцов, украшенных рельефами со сценами охоты, изображениями Ашшура, а также неких крылатых существ с головами орла или человека.

Возобновление широкой завоевательной политики Ассирии.

Хотя Ассирия была оттеснена из Северной Месопотамии, однако она оставалась достаточно сильной, чтобы постепенно снова начать борьбу со своими противниками

По численности и — что более важно — по организованности и вооружению своего войска, а в особенности по благоприятному стратегическому положению Ассирия продолжала обладать превосходством над своими соседями. Важным обстоятельством было отсутствие у неё в то время сильных противников

Поэтому к концу Х в. до н. э. ассирийцы могли возобновить наступление. Однако опыт XI—Х вв. до н. э. показал, что трудность заключается не в том, чтобы завоевать, а в том, чтобы закрепить эти завоевания. Очередная задача военной политики Ассирии заключалась в том, чтобы сделать невозможным отпадение покоряемых ею областей.

В этот период на престол Ассирии вступил Ашшурнасирапал II (883—859). Отличавшийся необыкновенной жестокостью, не имеющей себе равной даже в кровавой летописи ассирийских царей, Ашшурнасирапал II прошёл Месопотамию и Сирию огнём и мечом, повсюду оставляя запустение. Он обрекал покоряемые страны, в устрашение соседним областям, на полное разграбление, почти поголовно истребляя жителей тех местностей, которые проявляли малейшие признаки неповиновения и стремления к независимости. В стратегически наиболее важных пунктах он создавал, как базы для дальнейшего наступления, ассирийские крепости, куда из окружающей области свозились запасы провианта и фуража для войска. Остатки населения о значительной части уводились в плен и обращались в рабство; наиболее активная часть населения и все те, кто был связан с прежней властью, истреблялись: с них сдирали кожу, их обезглавливали, сажали на колья, складывали связанными в живые пирамиды. Об этом с немалым хвастовством рассказывают надписи Ашшурнасирапала.

В своих завоеваниях Ашшурнасирапал опирался на ассирийских колонистов, поселённых в предшествующие периоды в различных пунктах Месопотамии и лишь частично оттеснённых арамеями с мест их первоначального обитания. Этими колонистами заселялись создаваемые ассирийцами крепости. Однако случалось, что и сами ассирийские колонисты не желали полностью подчиниться политике Ашшурнасирапала; в этих случаях их ожидала такая же судьба, как и всех других «бунтовщиков».

В течение 883—876 гг. до н. э. Ашшурнасирапал II подчинил верховному господству Ассирии всю Месопотамию до Каркемиша на Евфрате, расширил пределы государства в восточной горной области, совершил ряд грабительских походов. В 876 г. ассирийский царь при подобострастном содействии царьков северного сирийского союза прошёл до финикийского побережья. После этого до конца его правления велись только мелкие карательные походы. Ассирийская держава уже достигла приблизительно тех же размеров, которые она имела в XIII—XII вв. до н. э., хотя и включала отдельные ещё наполовину самостоятельные области.

Падение Ассирии

Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

Это интересно: 309,История варварских народов

Староассирийский период (XX-XVI века до н.э.)

Появление Ассирии на карте мира

В староассирийский период государство Ассирия занимало сравнительно небольшую территорию, центром которой был город Ашшур. Население страны занималось земледелием: выращивало ячмень и полбу, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме – с помощью ирригационных сооружений – воды реки Тигр. В восточных районах страны большое влияние имело скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля.

Дело в том, что через Ассирию в то время проходили важнейшие торговые пути: с Средиземноморья и из Малой Азии по Тигру в районы Средней и Южной Месопотамии и далее в Элам. Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных рубежах. Уже на рубеже 3-2 тыс. до н.э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тигра)

Особенно активно колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Ассирии сырье : металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево – и куда ввозили зерно, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия

Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя. Существовали царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, земля которого обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общины. Земельные участки находились во владении большесемейных общин “битум“, включавших в себя несколько поколений ближайших родственников. Земля подвергалась регулярным переделам, но могла находиться и в частой собственности. В этот период выделилась торговая знать, разбогатевшая в результате международной торговли. Уже было широко распространено рабство. Рабы приобретались путем долгового рабства, покупки у других племен, а также в результате удачных военных походов.

Ассирийское государство в это время называлось Алум Ашшур, что означало просто “город” или “община” Ашшур. Еще сохранились народные собрания и советы старейшин, которые выбирали укуллума – должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами города государства. Существовала также наследственная должность правителя – ишшаккума, который обладал религиозными функциями, руководил храмовым строительством и другими общественными работами, а во время войны становился военачальником. Иногда эти две должности совмещались в руках одного человека.

Ассирия становится одной из ведущих держав региона

В начале 20 века до н.э. международная ситуация для Ассирии складывается неудачно: возвышение государства Мари в районе Евфрата стало серьезным препятствием для западной торговли Ашшура, а образование Хеттского царства вскоре свело на нет деятельность ассирийских купцов в Малой Азии. Затрудняло торговлю также и продвижение племен амореев в Месопотамии. Видимо, с целью ее восстановления Ашшур в правление Илушумы предпринимает первые походы на запад, к Евфрату, и на юг, по течению Тигра.

Особенно активную внешнюю политику, в которой преобладает западное направление, Ассирия ведет при Шамши-Ададе I (1813-1781 гг. до н.э.). Ее войска захватывают северомесопотамские города, подчиняет себе Мари, захватывают сирийский город Катной. К Ашшуру переходит посредническая торговля с западом. С южными соседями – Вавилонией и Эшнунной Ассирия поддерживает мирные отношения, но на востоке ей приходится вести постоянные войны с хурритами. Таким образом в конце 19 – начале 18 века до н.э. Ассирия превратилась в крупное государство и Шамши-Адад I присвоил себе титул “царь множеств“.

Ассирийское государство было реорганизовано. Царь возглавил обширный административный аппарат, стал верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Вся территория ассирийского государства была поделена на округа, или провинции (хальсум), во главе которых стояли наместники назначаемые царем. Основной единицей ассирийского государства была община – алум. Все население государства платило в казну налоги и выполняло различные трудовые повинности. Армия состояла из профессиональных воинов и всеобщего ополчения.

Ассирия утрачивает самостоятельность

При приемниках Шамши-Адада I Ассирия начала терпеть поражения от Вавилонского государства, где тогда правил Хаммурапи. Он, в союзе с Мари разгромил Ассирию и она, в конце 16 века до н.э. стала добычей молодого государства – Митанни. Торговля Ассирии пришла в упадок, поскольку Хеттское царство вытеснило ассирийских купцов из Малой Азии, Египет из Сирии, а Митанни закрыло пути на запад.

Ассирийский царь с колесницы охотится на львов

Бог Ашшур — патрон одноимённой столицы

Ухудшение климата на Аравийском полуострове во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. привело к тому, что многие семитские племена стали переселяться к среднему течению Евфрата. Ассирийцы были северной группой семитских племён. Первый город они построили на правом берегу Тигра у Нижнего Заба. Это было очень выгодное положение для города, поскольку он представлял собой естественную крепость на скалистом берегу, защищённую с одной стороны рекой. Город был назван в честь племенного бога Ашшура, который поначалу считался покровителем охоты и изображался вместе с быками. Но постепенно, с разрастанием города и ростом военной угрозы, образ божества трансформировался в покровителя воинов и был наделён регалиями творца Вселенной.

Барельеф с изображением бога Ашшура. (wikipedia.org)

Возобновление широкой завоевательной политики Ассирии.

Хотя Ассирия была оттеснена из Северной Месопотамии, однако она оставалась достаточно сильной, чтобы постепенно снова начать борьбу со своими противниками

По численности и — что более важно — по организованности и вооружению своего войска, а в особенности по благоприятному стратегическому положению Ассирия продолжала обладать превосходством над своими соседями. Важным обстоятельством было отсутствие у неё в то время сильных противников

Поэтому к концу Х в. до н. э. ассирийцы могли возобновить наступление. Однако опыт XI—Х вв. до н. э. показал, что трудность заключается не в том, чтобы завоевать, а в том, чтобы закрепить эти завоевания. Очередная задача военной политики Ассирии заключалась в том, чтобы сделать невозможным отпадение покоряемых ею областей.

В этот период на престол Ассирии вступил Ашшурнасирапал II (883—859). Отличавшийся необыкновенной жестокостью, не имеющей себе равной даже в кровавой летописи ассирийских царей, Ашшурнасирапал II прошёл Месопотамию и Сирию огнём и мечом, повсюду оставляя запустение. Он обрекал покоряемые страны, в устрашение соседним областям, на полное разграбление, почти поголовно истребляя жителей тех местностей, которые проявляли малейшие признаки неповиновения и стремления к независимости. В стратегически наиболее важных пунктах он создавал, как базы для дальнейшего наступления, ассирийские крепости, куда из окружающей области свозились запасы провианта и фуража для войска. Остатки населения о значительной части уводились в плен и обращались в рабство; наиболее активная часть населения и все те, кто был связан с прежней властью, истреблялись: с них сдирали кожу, их обезглавливали, сажали на колья, складывали связанными в живые пирамиды. Об этом с немалым хвастовством рассказывают надписи Ашшурнасирапала.

В своих завоеваниях Ашшурнасирапал опирался на ассирийских колонистов, поселённых в предшествующие периоды в различных пунктах Месопотамии и лишь частично оттеснённых арамеями с мест их первоначального обитания. Этими колонистами заселялись создаваемые ассирийцами крепости. Однако случалось, что и сами ассирийские колонисты не желали полностью подчиниться политике Ашшурнасирапала; в этих случаях их ожидала такая же судьба, как и всех других «бунтовщиков».

В течение 883—876 гг. до н. э. Ашшурнасирапал II подчинил верховному господству Ассирии всю Месопотамию до Каркемиша на Евфрате, расширил пределы государства в восточной горной области, совершил ряд грабительских походов. В 876 г. ассирийский царь при подобострастном содействии царьков северного сирийского союза прошёл до финикийского побережья. После этого до конца его правления велись только мелкие карательные походы. Ассирийская держава уже достигла приблизительно тех же размеров, которые она имела в XIII—XII вв. до н. э., хотя и включала отдельные ещё наполовину самостоятельные области.

Не всё Мардуку пятница

Теория у климатологов строго научная и хорошо коррелирует с уже известными фактами. Но, как обычно, человеческая история полна сюрпризов.

Начнём с того, что серьёзным игроком на Ближнем Востоке Ассирия стала в XIII веке до н. э. Её цари Салманасар I и Тукульти-Нинурта I подчинили себе север современного Ирака и часть западного Ирана. Государство вело успешную войну с хеттами. Около 1223 года до н. э. Тукульти-Нинурта завоевал Вавилон. Это был период максимального расширения ассирийского царства, вскоре обернувшийся провалом.

Все просто. Завоевательные походы истощили Ассирию, настроили против неё всех соседей и обострили борьбу за власть в самом царстве. Тукульти-Нинурту свергли, держава стала распадаться.

Обратный процесс начался с воцарением в 1114 году до н. э. царя Тиглатпаласара I. Катастрофа Бронзового века разрушила или ослабила всех традиционных врагов Ассирии — от хеттов и до Вавилона. За какие-то 30 лет Ассирия подчинила себе северную Сирию и Финикию, её могущество признал Египет, а армянское нагорье подвергалось опустошительным нашествиям. Даже Вавилону пришлось туго: Тиглатпаласар временно захватил его. Правда, война завершилась разгромом ассирийцев, но завоевания на севере и западе они удержали.

Так вот, всё это — сто лет имперского расширения в XIV–XIII веках до н. э., откат в XII веке и последующее расширение в XI веке до н. э. — происходило во время постоянных засух. Но это не стесняло действия ассирийцев. Более того, именно в это время они начали активно применять ирригацию. Оказывается, они освоили её задолго до воцарения Ашшурнасирпала II в IX веке до н. э.

На ту же тему Правда ли? Климатические катастрофы влияют на историю

В тоже самое время засуха и знание ирригации не спасли Вавилон от нашествия ассирийцев и халдеев. Финикийцы и сирийцы терпели жестокие поражения от ассирийской армии.

А как же климат? А никак. Население древнего Междуречья научилось справляться с его колебаниями. Ассирия, как и весь регион, страдала от засух. Но именно она сумела подняться в XII веке до н. э. и победить своих соперников. Ей климат никак не помешал.

С другой стороны, засухи в X или XIII веках не идут в сравнение с засухами VII века до н. э. Ведь именно в это время, по расчётам климатологов, во всём регионе наступила хроническая мегасушь.

Расширение Ассирии началось с царствования Тиглатпаласара II в 745-727 годах до н. э. и продолжалось вплоть до смерти Ашшурбанапала в 627 году до н. э. За век с небольшим Ассирийская империя подчинила себе весь Ближний Восток, западную Малую Азию, армянское нагорье и западный Иран. Египет признал себя данником Ассирии. При Ашшурбанапале в Нижнем Египте стояли ассирийские гарнизоны. Цари Аравии платили Ассирии дань. Вавилония была полностью подчинена. Сотни тысяч мидийцев обратили в рабов и поселили в пределах империи.

Если сравнить с хронологией мегазасухи, с 725 по 525 годы до н. э., то получается, что максимальное расширение Ассирии пришлось именно на этот период — с 747 по 627 годы до н. э.

Получается, климат строительству империи не помеха. Более того, от него зависят все — и Ассирия, и её враги. Но почему-то только у неё получилось создать империю.

Значит, дело не в климате. Он может только посодействовать чему-либо, но всё в руках людей: захотят — и профукают любую возможность.

Моделирование циклов засухи — влажного климата с осадками. Верхняя шкала — годы

Колониальная политика Ассирии

Поскольку страна, на севере которой возникло Ассирийское государство, уже в начале IX века была полностью им же завоёвана, то последующие 3 столетия являются не чем иным, как периодом их общей истории, изобилующей множеством драматических страниц. Известно, что все покорённые народы ассирийцы облагали данью, для сбора которой ими периодически высылались вооружённые отряды.

Кроме того, на территорию Ассирии угоняли всех искусных ремесленников, благодаря чему удалось поднять на небывалую по тем временам высоту уровень производства, а достижениями культуры оказывать влияние на все окружавшие народы. Такой порядок поддерживался на протяжении веков самыми жестокими карательными мерами. Все недовольные неминуемо обрекались на смерть или, в лучшем случае, на немедленную депортацию.

«Ассирия (XIV-VII вв. до н.э.)»

Ассирия — государство северомесопотамских племен, создавших в XIV-VII вв. до н. э. мощное государство. Новая Ассирийская империя (750-620 г. до н. э.) считается первой империей в  истории человечества. Название происходит от имени верховного бога Ашшура и названия столицы государства.

Правитель носил титул «ишаккум». В древности государство носило остаточные черты военно-общинного строя. Его название звучало как «община Ашшура». Власть ишаккума возросла только в связи с началом ассирийских завоеваний.

Опираясь на многочисленное войско, ассирийский царь Салманассар I начал в ХШ в. до н. э, походы, продолжавшиеся и при его сыне Тикульти-Нинурте I. Царство Митанни, ослабленное хеттами, было окончательно разгромлено, границы ассирийских владений были расширены, был завоеван Вавилон. Это первое возвышение Ассирии оказалось недолговечным.

История Ассирия — это чередование циклов упадка и укрепления, основанное на соотношении сил этнических образований в регионе. Приход сильных завоевателей из других частей Передней Азии и государствообразование у соседей грозило Ассирии гибелью, но ей удавалось сохраниться и дожить до периода следующего подъема.

Новый подъем могущества начался при Тиглатпаласаре I (конец XII — начало XI вв. до н. э.). Он вел войны в Вавилонии, Северной Сирии и Финикии и совершал набеги на Армянское нагорье. Усиление арамейских племен привело к ослаблению Ассирии. В X в. до н. э. арамейский натиск стад ослабевать, и ассирийские цари смогли уже сами перейти в наступление против урартийцев и арамеев. Это наступление было завершено в начале IX века до н. э. победами царя Ашшурнасирпала II (883—859 гг. до н. э,), который заложил основу будущей Ассирийской военной державы.

В конце IX в. до н. э. Ассирия была ослаблена внутренними смутами и наступлением урартийцев. Только с середины VIII в. до н. э. ассирийцы вновь начинают экспансию. Ассирийские цари Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н. э.) и Саргон II (722-705 гг. до н. э.) завоевали Сирию с Дамаском, Вавилонию, нанесли тяжелое поражение Урарту. Асархаддом в 671 г. подчинил Египет своей власти, но через двадцать лет Египет освободился.

Это завоевание было последним военным успехом Ассирии. Вскоре она гибнет, ослабленная внутренним кризисом и восстаниями покоренных народов.

Многовековая битва за выживание определила особенности ассирийской культуры и ментальности, которая характеризуется брутальностью и культом силы. Ассирийское право отличалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины. В искусстве деспотизм отразился в каноне обезличенного изображения человека. Реализм проявился лишь в изображении животных, в частности, их страданий и силы.

Ассирийцы были страстными охотниками, сохранилось много барельефов с изображениями сцен охоты.

Это конспект по теме «Ассирия (XIV-VII вв. до н.э.)». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Нововавилонское царство
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Правление династии Илушума

В итоге Аккад распался на части. Отделился Шумер со всеми своими городами, а после смерти последнего аккадского царя Шу-Турула, столицу царства — город Аккад разорили гутии, уничтожив весь центральный чиновничий аппарат. После этого Аккадское царство окончательно распалась и перестало существовать.

На смену ему пришли, отколовшиеся в последние годы существования Аккадо государства династии Ура, под влияние которых попадает Ашшур.

Только тогда, в конце XXI века до н. э., власть в Ашшуре впервые за долгое время переходит к ее коренным жителям. До наших дней дошли надписи времен правления Илушумы, где он предоставляет особые привилегии купцам, включающие налоговые льготы, отмену пошлины на экспорт и импорт меди, олова, свинца и тканей. Таким образом Илушума стремился сделать Ашшур своеобразной зоной свободной торговли Междуречья.

Сын Илушумы — правитель Эришум I создает народное собрание и городской совет. Это значит, что важные решения принимались не единоличной волей правителя, и его власть не была абсолютной, как в других городах-государствах Междуречья.

Эришум I также вводит летоисчисления по календарю «лимму», когда правитель избирал одного из представителей совета на роль чиновника, ежегодно представляющего царя на новогоднем фестивале в Ашшуре.

После каждого новогоднего фестиваля избирался новый «лимму», что ознаменовывало конец прошлого года и начало нового. Поэтому календарь и получил соответствующее название.

Счастье и процветание Ашшура длилось недолго. Во второй половине XXI века до н. э. западносемитский народ амореев вторгается в Месопотамию и довольно быстро подчиняет раздробленное государство и династии Междуречья.

Кризис политики завоевании

Дальнейшие годы в общем были свидетелями временного ослабления Ассирии. Шамшиадад V (823—811) за Евфрат не переходил и на гегемонию в Сирии не претендовал. При следующем царе, Ададнерари III, за малолетством которого вначале правила его мать Саммурамат, известная позднейшей традиции под именем Семирамиды, был проведён целый ряд походов — в Сирию, а также на восток, причём ассирийцы достигли Каспийского моря. В Вавилонии было закреплено верховенство Ассирии, установленное Шамшиададом V. Но в борьбе против Урарту Ассирия не имела успеха. Напротив, вскоре после 800 г. до н. э. урартский царь Менуа вышел в долину Верхнего Евфрата и закрепился здесь, оттеснив ассирийцев.

Относительные успехи Ассирийской державы в период правления Ададнерари III были непрочны. Это сказалось в следующий период, наполненный оборонительными войнами Ассирии против государства Урарту, перешедшего при царях Аргишти I и Сардури II в наступление на юг; Ассирия потеряла за это время важные стратегические позиции в Сирии; северный сирийский союз, группировавшийся теперь вокруг города Арпада, перешёл к ориентации на Ураргу. Это привело к тому, что Ассирия была полностью отрезана от Сирии и от мест добычи железа и других металлов в Малой Азии. Кризис внешнеполитический смыкался с внутренним кризисом, который в это время переживала Ассирия.

Причины изменений в военной политике и в управлении завоёванными территориями

К этим трудноразрешимым проблемам, созданным грабительской политикой рабовладельцев Ассирии, необходимо добавить те более общие проблемы, которые встали перед рабовладельческим обществом этого времени. Возросшее имущественное расслоение, в особенности в Вавилонии и в самой Ассирии, развитие городов, как торгово-ремесленных рабовладельческих центров, выделение военной знати, царских приближённых, жречества, верхушки городских рабовладельцев в привилегированное сословие по сравнению с прочими свободными общинниками, в том числе и мелкими рабовладельцами,— всё это хотя и способствовало росту рабовладельческого производства, но и создавало новые трудности. Более развитые рабовладельческие хозяйства производили уже не только продукты для удовлетворения потребностей рабовладельцев, но и товары для продажи на рынке, причём во всё возрастающей степени. Но развитие рабовладельческих, хозяйств непрестанно требовало, во-первых, увеличения притока рабов, во-вторых, поддержания и расширения оросительной сети, в-третьих, налаженной доставки сырья из-за рубежа. В странах, потребляющих ввозное сырьё, спрос на это сырьё всё более увеличивался. Между тем страны, производившие это сырьё и жившие в то время обычно ещё в условиях натурального земледельческого хозяйства, лишь в весьма ограниченной мере нуждались во встречном ввозе продуктов из более развитых сельскохозяйственных стран. Сравнительно более важным являлся в этих условиях лишь встречный ввоз ремесленных изделий, в частности тканей. Широкий обмен между этими двумя группами стран не налаживался. Рабовладельческая знать в высокоразвитых сельскохозяйственных странах в этих условиях стремилась к насильственным захватам и включению в состав своих государств чужих земель, которые обеспечили бы приток рабов и сырья.

Эти потребности развивающегося рабовладельческого хозяйства могли быть удовлетворены только с помощью военной силы. Стало необходимым создание вооружённой рукой обширного объединения, включающего в одну административную систему разнородные экономические районы, населённые различными народностями и племенами. Только такое насильственное объединение могло непрерывно поставлять ассирийским и вавилонским рабовладельцам достаточное количество рабочей силы и расширять рабовладельческое хозяйство; только такое объединение могло обеспечить приток необходимого сырья; только сильное в военном отношении государство могло поддерживать непрерывные и безопасные сношения по караванным путям. Такому государству под силу было бы и дальнейшее расширение оросительной сети, на что государство старого типа, например, было уже неспособно.

Падение Ассирии.

Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

Ассирийский Ашшур. Период становления столицы

До 15-го в. до н. э. ставшие впоследствии крупными ассирийские города не представляли собой единого политического целого. Ашшур был поначалу центром небольшого торгового государства, и ведущую роль в нём играли купцы. Город быстро развивался, через него ввозили лес и металл в Месопотамию. Постепенно ассирийские торговцы и ростовщики проникли в Малую Азию и основали там свои торговые колонии. Конечно, богатый город постоянно подвергался набегам, купцам приходилось браться за оружие и защищать свои товары, жители города тоже вынуждены были обороняться.

В 8−7 вв. до н. э. город уже представлял собой крепость. Строители Ашшура отличались высоким мастерством. Город был обнесён стенами высотой 15−18 метров и толщиной 6 метров. Выполнены они были из сырцового кирпича, а облицованы глиной. Вершину стены украшали зубцы из цветных поливных кирпичей. По внешней линии стены через каждые 20 м стояли башни-контрфорсы. Наружные ворота охранялись фланкирующими башнями.

Попасть в Ашшур было не так уж просто. Пройдя через первые ворота, человек оказывался в длинном помещении, которое заканчивалось внутренними воротами с несколькими отсеками.

Реконструкция Ашшура. (wikipedia.org)

Демография

Карта Тур Абдина с изображением сирийских деревень и монастырей. Действующие монастыри обозначены красными крестами, а заброшенные монастыри — оранжевыми крестами.

Ассирийское население распределено между ассирийской родиной и ассирийской диаспорой . Официальной статистики нет, и оценки сильно различаются: от менее одного миллиона на родине Ассирии до 3,3 миллиона с учетом диаспоры, в основном из-за неопределенности количества ассирийцев в Ираке и Сирии . После войны в Ираке 2003 года иракские ассирийцы были перемещены в Сирию в значительном, но неизвестном количестве. С начала гражданской войны в Сирии в 2011 году сирийские ассирийцы были перемещены в Турцию в значительном, но неизвестном количестве. Родина коренных ассирийцев является «частью сегодняшнего северного Ирака, юго-восточной Турции, северо-западного Ирана и северо-восточной Сирии». Ассирийские общины, которые все еще остались на родине Ассирии, находятся в Сирии (400 000), Ираке (300 000), Иране (20 000) и Турции (15 000–25 100). Большинство ассирийцев, проживающих сегодня в Сирии , в провинции Аль-Хасака в деревнях вдоль реки Хабур , происходят от беженцев, прибывших туда после ассирийского геноцида и резни в Симеле в 1910-1930-х годах. Христианские общины восточных православных сирийцев жили в Тур-Абдине , районе на юго-востоке Турции, несторианские ассирийцы жили в горах Хаккари , которые находятся на границе северного Ирака и южной Турции, а также на равнине Урмия , районе, расположенном на западном берегу. от озера Урмии , и халдейского и сирийских католиков жили в Ниневии Plains , область , расположенной в Северном Ираке.

Более половины иракских христиан бежали в соседние страны с начала войны в Ираке , и многие не вернулись, хотя некоторые мигрируют обратно на традиционную родину ассирийцев в Курдском автономном районе. Большинство ассирийцев в настоящее время живут в северном Ираке, при этом община в северных (турецких) Хаккари полностью уничтожена, а жители Тур-Абдина и равнины Урмия в значительной степени обезлюдели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector