Акапелла — это пение без музыки

Дискография

Альбомы

Заголовок Детали альбома Пиковые позиции в чарте Сертификаты
AUT ПЛАВНИК GER JAP NED ШОС SWE SWI Соединенное Королевство
Хелём Халиб
  • Дата выхода: 1989 г.
  • Лейбл: Media Records
U получил 2 знать
  • Год выпуска: 1994
  • Этикетка: Mercury
8 1 10 11 9 12 1 10
  • SWI : золото
  • Великобритания : золото
Двигайся, детка
  • Год выпуска: 1994
  • Этикетка: Cutting Edge
49
Война на небесах
  • Дата выхода: 1996 г.
  • Лейбл: Media Records
12 66 64 25
Капелла
  • Год выпуска: 1998
  • Этикетка: Cutting Edge
Лучшее из Капеллы
  • Дата выхода: 2005 г.
  • Лейбл: ZYX Music
77
«-» обозначает элементы, которые не попали в чарты или не были выпущены на этой территории.

Одиночные игры

Год Заголовок Пиковые позиции в чарте Сертификаты Альбом
ITA AUT BEL ПЛАВНИК GER IRE NED SWE SWI Соединенное Королевство
1988 г. «Push the Beat / Баухаус» 60 Хелём Халиб
1989 г. «Хелём Халиб» 29 11
«Энергетическая месть дома» 73
1990 г. «Выйди из моего дела»
«Все слушают это» Не альбомный сингл
1991 г. «Все» 66 U получил 2 знать
1992 г. » Take Me Away » (с участием Лолеатты Холлоуэй ) 12 25 Не альбомный сингл
1993 г. «U Got 2 Know» 30 21 год 7 26 год 29 6 U получил 2 знать
«U Got 2 Know» (пересмотренный) 43 год
» U Got 2 Let the Music » 8 1 6 1 3 6 9 14 1 2
  • AUT : золото
  • GER : платина
  • Великобритания: серебро
1994 г. » Двигайся, детка » 3 3 7 1 4 9 1 9 1 7
» U & Me » 5 15 14 1 14 25 4 15 13 10
» Двигайся вверх » 8 17 6 33 26 год 8 19 16
1995 г. «Не гордись» 27 26 год
» Скажи мне дорогу » 6 27 15 29 24 35 год 17 Война на небесах
1996 г. «Мне нужна твоя любовь» 20 34 6 30
«Поверните его вверх и вниз» 7 54
1997 г. «Ты сбежал сейчас» 10
«Будь моей детка» 11 53 Капелла
«Ты разорвал мой мир на части»
1998 г. «Выбрасывание»
«UR Сила любви» Не альбомный сингл
2002 г. «U Got 2 Know 2002» 97
2004 г. «Ангел»
«-» обозначает элементы, которые не попали в чарты или не были выпущены на этой территории.

Композиторы

Среди композиторов данного периода следует отметить полифонистов: О. Лассо, Ж. Беншуа, Я. Окегема, Г. Дюфаи, Ж. Депре, Я. Обрехта. Выдающаяся роль в становлении данного жанра принадлежит Палестрине. В России подобное пение распространяется в культовой музыке: творчество А. Веделя, Д. Бортнянского, М. Березовского. В конце девятнадцатого века к написанию произведений a capella обращаются: А. Кастальский, П. Чесноков, С. Танеев, С. Рахманинов. Советские композиторы создали огромное количество подобных творений. Среди них особо выделяются: М. Коваль, В. Шебалин, В. Салманов, А. Давиденко, Г. Свиридов, Д. Шостакович.

Члены

Артисты сцены:

  • Певица: Лис Биркс (2013 – настоящее время)
  • Певец: Этторе Форести (1989-1991)
  • Певица: Анна Росс (1992-1993)
  • Певица: Келли Оверетт (1993-1995)
  • Певица: Эллисон Джордан (1995-1998)
  • Рэпер: Маркус Биркс (2013–2021)
  • Рэпер: MC Fixx It (Рикардо Оверман) (1992-1993)
  • Рэпер: Родни Бишоп (1993-1995, 1995-1998)
  • Рэпер: Патрик Осборн (1995)

Художники-исполнители:

  • Певица: Лис Биркс (2013 – настоящее время)
  • Певица: Эйлейна Деннис (1994-1995) (вокал в песнях «Move On Baby», «U & Me» (версия из альбома), «Don’t Be Proud»)
  • Певица: Джеки Рэйв (1994) (вокал на «Move It Up»)
  • Певец: Зитей Массия (1995-1997) (вокал в альбоме War In Heaven)
  • Певица: Эллисон Джордан (1995-1998) (иногда вокал и бэк-вокал в альбоме War In Heaven)
  • Певица: Беверли Скит (1997-1998) (вокал на альбоме «Cappella»)
  • Рэпер: Маркус Биркс (2013–2021)
  • Рэпер: MC Fixx It (Рикардо Оверман) (1994-1996) (рэп-исполнение на «Move On Baby,» U & Me «,» Move It Up «и альбоме War In Heaven)
  • Рэпер: Тициано Пагани (1997-1998) (рэп-исполнение на альбоме «Cappella»)

Большая часть вокала на альбоме U Got 2 Know и более ранних треках Cappella — это прямые сэмплы из других песен. Они не напрямую от вокалистов студии.

А капелла – что это за пение? что такое a capella в музыке

А капелла – это пение без инструментального сопровождения. В современной музыке, в частности, в хип-хопе, так еще называют дорожку с записью голоса, которую можно скачать и использовать отдельно от всей песни.

Термин пришел к нам из XVII века. Изначально так назывался стиль пения в папском богослужении в Сикстинской капелле в Италии. Позже этот термин получил более широкое значение: так стали называть любое пение без инструментального аккомпанемента.

Практически вся музыка на просторах Европы берет свое начало из церкви. Хоровые и ансамблевые формы пения были там в приоритете, впрочем, как и сейчас. Если светская музыка претерпела значительные изменения за прошедшие столетия, то христианская музыка почти не изменилась.

Так, сегодня в православии хоровое церковное пение – это а капелла.

А капелла – что это такое в наше время?

В наше время а капелла – это не только хор, но и дуэт, трио и ансамбль.

Исполнение без сопровождения встречается очень часто в жанре народной песни. Иногда поражает до глубины души, как люди, не получившие музыкального образования, могут а капелла спеть народную песню с двумя-тремя партиями. Русские народные песни всегда звучат очень душевно и трогают за сердце.

Народный фольклор надо беречь, ведь популярная музыка постепенно вытесняет эти душевные песни. Будем надеяться, что в памяти людей – и особенно компьютеров! – народная музыка сохранится на следующую тысячу лет.

сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения. Особым шиком считается исполнение а капелла в хоровом жанре, когда голоса красиво переливаются и каждый держит свою партию.

Приведу некоторые примеры мастерского исполнения а капелла.

Примеры

Мужской хор а капелла всегда производит волшебное впечатление. Глубина, мощь и сила всегда были отличительными чертами мужского хора.

В этом примере мы видим, как хор Сретенского монастыря исполняет песню «Конь» группы «Любе».

Все привыкли к этой песне как к эстрадной, а хоровое исполнение смешивает жанры. К тому же сама песня давно стала народной.

«Хоровое пение – слушать с примерами и полным разбором видов хорового исполнения» >>>

Известный коллектив «Хор Турецкого» исполняет многие свои композиции а капелла. Солисты не боятся сложностей, каждый член хора держит свою партию абсолютно блистательно.

А капелла у женщин

А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.

Это смешанный хор с девушкой-солисткой. Очень проникновенная народная песня. Кубанский казачий хор – это что-то неповторимое: невероятная палитра звука и красивые индивидуальные голоса!

Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:

Сложности сольного исполнения

В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.

В сольном исполнении за все отвечает сам музыкант! Иногда и под музыку спеть чисто достаточно непросто, а без музыки эта задача становится и вовсе непосильной! Поэтому только опытные вокалисты могут себе позволить спеть а капелла.

В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:

Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.

А капелла коллектива Pentatonix

Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:

Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.

Группа Take 6 – это еще одни мастера имитации. Можно только представить, какой труд стоит за этой кажущейся легкостью исполнения. Сколько времени нужно для того, чтобы добиться такого ансамбля и сливания тембров! Это действительно кропотливая и требующая времени работа!

Заключение

А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!

Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

А капелла у женщин

А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.

Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:

Сложности сольного исполнения

В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.

В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:

Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.

Исторический

До XVIII — го  века, песня капелла означает религиозную вокальную работу, как правило , написанную для четырех смешанных голосов, часто извлекаемых из массы или песнопения , используя контрапункт и , в гармонии просто избежать диссонанса , иногда подкрепляться органом или по крайней мере, с помощью или других инструментов, присутствующих в часовне, где происходят повторы (отсюда и термин без сопровождения  : в манере работы, выполняемой в часовне). За каждой партией может следовать монодический инструмент , но весь хор также может быть дублирован консортом инструментов. Этот стиль написания , характерный для религиозной музыки , противопоставляется другим произведениям для голоса, таким как , речитатив , кантилена или ария .

Kyrie из Missa Brevis из Лотти является частью репертуара а капелла , это может быть дублируется консорта на рекордере .

Техник и его репертуар, затем преподавали в степени магистра в католических школах , прикрепленных к крупным приходам , в княжеском , королевские или папские судах о Сикстинской капелле в Риме. В полифонические песни свойственными литургических церемоний выращены, как певцы участники приема, в дополнение к твердому общего образования, музыкальной подготовки и религиозной направленностью.

Он не был до в XIX — го  века , что термин капелла используется для определения любого широкого вокального практику с несколькими голосами прилагаемая раздели , а затем и, соответственно, петь в один голос или профанного вдохновения ( григорианский хорал , мадригал на французском или итальянском Ренессанс , псалмы и гимны из реформированных или православных церквей , zemirot  (ан) иудейского , Нашид мусульман ).

Хор

Акапелла – это вид исполнения, который в минувшие века иногда сопровождался инструментами-соло либо генерал-басом. Позднее вернулись к варианту без аккомпанемента. Именно такое умение стало особо цениться в певческом искусстве. В православных церквях обращаются к хоровому пению a capella. Незначительное музыкальное сопровождение допускалось в древних церквях Востока – Эфиопской, Малабарской, Коптской. В них разрешалось применение африканских и азиатских инструментов.

В России композитор Гречанинов выступал за применение в богослужениях инструментального сопровождения. Данное решение в 1917-1918 годах было отвергнуто Поместным собором. Пение a capella часто использовалось в хоровой камерной музыке композиторами XIX века. В русской культуре двадцатого века достигли высот произведения таких знаменитых авторов, как Коваль, Чесноков, Давиденко, Шебалин, Шостакович, Свиридов, Танеев, Рахманинов. Отдельного внимания заслуживает Придворная певческая капелла и Синодальный хор. Сегодня a capella получила широкое распространение в разных странах.

Жанры и применение

Пение акапелла довольно широко распространено и встречается в самых разных жанрах: народные песни, церковное пение, джаз, фолк, рок и многие другие. 

Особенности исполнения и звучания a капелла открывают широкий спектр применения этого стиля исполнения.

  • Мужские хоры акапелла отличаются глубиной и величием. Наиболее известным в России является «Хор Турецкого».
  • Женский вокал более мягкий и нежный, отчего женские хоровые ансамбли при пении a capella могут создавать мелодичные переливы, отдаленно напоминающие птичьи трели. 
  • Некоторые вокальные коллективы используют пение a капелла для имитации музыкальных инструментов. К ним относятся: Pentatonix, Take 6, Van Canto и многие другие.  
  • Наиболее сложной задачей считается спеть акапелла соло. Поэтому практикуется такое исполнение чаще всего опытными вокалистами. Однако получаемые при этом невероятные ощущения от прослушивания стоят затраченных сил певца.

Хор Турецкого

Как создается

Поговорим о том, как сделать акапеллу, не посещая студию. Для этого разработаны специальные программы. Сначала нужно записать вокал в моно-режиме при определенных параметрах. Полученный материал сохраняется в файле с форматом wav. Далее следует этап обработки записи. Для этого подойдет любой музыкальный редактор. Необходимо задать громкость вокала. Выполнить наиболее трудоемкую задачу поможет эквалайзер. Далее проводится «утепление» вокала. Завершающим этапом является накладка делей и ревербация. На этом основную обработку акапеллы можно считать завершенной.

Отметим, что современные композиторы также обращаются к этому жанру. Сегодня a cappella поют не только в церквях. К данному жанру обращаются различные коллективы со своей аудиторией. Пение a cappella представлено в разнообразных жанрах: роке, ритм-энд-блюзе, джазе, массово-популярном направлении, народной музыке.

Значение в 20 веке

Классическая музыка

В широкой массе традиционных хоров понимание a cappella как музыки без аккомпанемента в значительной степени укрепилось. Благодаря большему весу знаний об исторической исполнительской практике в музыкальных исследованиях, по крайней мере, профессиональные музыканты осознают первоначальное значение. Хоры и церковные хоры , которые теперь считаются исторической исполнительской практикой, опираются на свое исполнение старинной хоровой музыки, в Cappellstil снова появляется все больше инструментов.

Популярная музыка

The Chordettes , одна из первых женских групп а капелла

В начале 20 века в США возник новый жанр небольших вокальных коллективов, таких как The Whiffenpoofs в 1909 году. Они пели в стиле парикмахерских в Close Harmony . В 1927 году на основе американской модели The Revelers в Германии были созданы Comedian Harmonists . Они пели под аккомпанемент фортепиано, но благодаря своей популярности сильно продвинули чисто вокальный жанр. Музыка а капелла получила дальнейшее влияние из Doo Wop 1950-х годов. Одной из первых женских групп, исполнивших а капелла, был квартет The Chordettes , самым известным хитом которого стал Mister Sandman 1954 года.

В настоящее время музыку а капелла исполняют в основном современные вокальные ансамбли от четырех до шести человек. Помимо множества чисто мужских и смешанных ансамблей, есть только несколько чисто женских коллективов , например Aquabella , medlz или Niniwe . С одной стороны, в качестве песенного материала используются специальные кавер-версии песен из поп- и рок- секторов, аранжированные без инструментов. С другой стороны, используются специально написанные и аранжированные песни.

В аранжировках отдельные голоса в мелодии и тексте могут стоять бок о бок на равных основаниях. Однако часто один или несколько голосов принимают на себя основной голос в смысле сольного голоса или ведущего голоса , в то время как другие голоса обеспечивают аккомпанемент. Отдельные голоса, часто усиленные электронными средствами и студийными технологиями, имитируют отдельные инструменты — особенно барабаны с помощью вокальной перкуссии или битбокса , а иногда и хлопка в ладоши или щелканья пальцами. Иногда группы а капелла также используют яйцеклетки для ритмического сопровождения. Из-за этих различных задач группы а капелла классически делятся на мелодические и ритм-группы .

Международный фестиваль вокальной музыки «a cappella» проводится ежегодно в Лейпциге с 1997 года , а с 2007 года он также спонсирует молодые ансамбли в рамках конкурса. Другие важные конкурсы для ансамблей а капелла — это в немецкоязычных странах, в частности, Международный конкурс а капелла в Граце, премия а капелла в Ульме и приз в культурном отношении молодежи .

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • العربية
  • Azərbaycanca
  • Беларуская
  • Български
  • Bosanski
  • Català
  • Corsu
  • Čeština
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Gaeilge
  • Galego
  • עברית
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • 한국어
  • Latviešu
  • Македонски
  • മലയാളം
  • Bahasa Melayu
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Polski
  • Português
  • Română
  • Scots
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Тоҷикӣ
  • ไทย
  • Türkçe
  • Тыва дыл
  • Українська
  • اردو
  • Tiếng Việt
  • Walon
  • 吴语
  • 中文
  • 粵語

Настоящее время

С середины XX — го  века, пение а капелла распространение в популярной музыке , в джазе , в R & B , в слэм . Некоторые певцы и всевозможные группы, специализирующиеся на этой вокальной технике, иногда для фразы или песни, или для всего своего репертуара.

Если в классической музыке и особенно в религиозной музыке, ни один аккомпанирующий инструмент не поддерживает певцов, этномузыкологические группы , хоры, такие как хоры жанра госпел , а некоторые современные певцы иногда сопровождаются простым ритмом, состоящим из щелчков пальцев, хлопков в ладоши , или ударный инструмент с неопределенным звуком, такой как бубен , кастаньеты , маракасы или другие бонги и конги . Оставаясь без гармонического сопровождения ( фортепиано , гитара …), они не теряют квалификатор «  а капелла  ».

Сегодня самые популярные группы состоят из четырех-шести певцов. Наиболее классическая организация тогда состоит из распределения SATB ( сопрано , альт , тенор , бас ) для смешанных групп и TBB ( тенор , баритон , бас ) для мужских групп. Исключительно женские группы a cappella встречаются довольно редко, в основном из-за того, что диапазон разных женских голосов не покрывает такую ​​большую амплитуду, как амплитуда разных мужских голосов . В результате женские группы очень часто имеют инструмент аккомпанемента, предназначенный для обеспечения отсутствия басовой линии в женских голосах. Так обстоит дело с французской группой LEJ , один из певцов которой часто играет на виолончели в своих песнях. Группы также часто состоят из битбоксеров или перкуссионистов, чтобы сохранить ритм песен.

Современные певцы и группы, поющие а капелла

  • Южная Африка  : Ледисмит Блэк Мамбазо  ;
  • Германия  : Ван Канто , мудрые парни  ;
  • Англия  : певцы короля , Джезуальдо Шесть  ;
  • Австралия  : Идея Севера  (en)  ;
  • Бельгия  : Там-Эхо-Там , залив Витлуф  ;
  • Бразилия  : Trio Esperança  ;
  • Канада  : Nylons  (в) , В Трубочисты ада , Qw4rtz  ;
  • Куба  : вокальные сэмплы  ;
  • США  : The Blanks , Naturally 7 , Voiceplay, Take 6 , Pentatonix , Home Free , Voctave, Питер Холленс , Бобби Макферрин  ;
  • США / Армения  : Зула  ;
  • Франция  : Les Frères Jacques , Pow woW , Ommm , A4 , LEJ  ;
  • Финляндия  : Радятон  ;
  • Израиль  : народ Вока  ;
  • Польша  : банановая лодка  ;
  • Словения  : Perpetuum Jazzile  ;
  • Швеция  : The Real Group  ;
  • Швейцария  : Voxset .

Как записать a капелла самому?

Для записи вокала обычно прибегают к услугам звукозаписывающей студии, имеющей необходимое профессиональное оборудование. Однако можно попробовать сделать это самостоятельно.

В случае самостоятельной записи голоса, используются специальные программы (Audacity, Free Audio Recorder, Sound Forge и другие). Для начала нужно разогреть связи и провести распевки

На курсах обучения вокалу данному аспекту уделяется особое внимание. Далее стоит прорепетировать музыкальную композицию, отрабатывая трудные места

Дальше нужно постараться изолировать все источники шума и посторонних звуков. И только тогда можно приступать к записи.

Сначала делается запись вокала в режиме моно с определёнными параметрами (16 bit/44.1 kHz), полученный файл сохраняется в формате wav.

Затем идет обработка полученной записи

  • удаляют посторонние призвуки, шумы;
  • выравнивают громкость, уменьшают резкие пики, подавляют второстепенные частоты, обрабатывают эквалайзером для придания голосу естественности;
  • сводят вокальные партии с основным треком, исправляют фальшивые ноты;
  • совершают панорамирование;
  • делают «утепление» вокала;
  • завершающим этапом будут реверберация и накладка дилэй.

Интерфейс приложения Audacity

Для того, чтобы добиться максимально качественной и красивой акапеллы, необходимо сохранить несколько записей пения. В самом удачном варианте могут также присутствовать недочеты, которые можно заменить на фрагмент из другой записи, где он звучал лучше. 

Однако нельзя делать много дублей подряд. Вокалист не должен работать до изнеможения, так как это негативно скажется как на качестве трека, так и на здоровье исполнителя. Чтобы избежать этого, нужно делать перерывы в записи, давать связкам певца отдохнуть. 

Во время записи пения также не стоит забывать о положении головы. Правильные движения головой могут отрегулировать с помощью изменения угла и расстояния от микрофона громкость пения, спрятать вдохи, устранить посторонние шумы. Нервные суетливые движения наоборот — снижают качество записи и создают множество артефактов, затрудняя процесс дальнейшей обработки трека.

Однако переживания за конечный результат не должны отвлекать исполнителя. Ему нужно чувствовать то, о чём он поёт. Целью вокалиста является передача эмоций, настроения слушателю. Так что певец не должен выходить из образа, несмотря ни на что.

Характеристика[править | править код]

Yale Whiffenpoofs а капелла исполняют песню «Bright College Years»

Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. В широком смысле пением «а капелла» называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор и комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения.

Распространено в народном творчестве, церковной музыке (раннехристианской — апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом (логосом), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский; ранней католической и православной — органное сопровождение на Западе впервые было использовало только примерно в 670 году), а затем в произведениях композиторов нидерландской школы, творчестве Джованни Палестрины.

Стиль пения «а капелла» развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.

Как стиль профессионального хорового искусства пение «а капелла» определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в Римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII—XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.

Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «а капелла». В Древневосточных православных церквях (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято поместным собором 1917—1918 гг.

В мировой литературе существует огромное количество работ, написанных для исполнения без музыкального сопровождения, как мужским, так и смешанным хором. К ним относятся оратории, сюиты для хора и солиста, циклы песен, реквием. Также в них прослеживается большое влияние традиций духовной музыки.

Пение а капелла широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX века (сочинения Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение а капелла распространено во многих странах.

В разговорном языке музыкантов используется словосочетание «акапельное пение».

Первоначальное значение

Мюнхенская придворная часовня

Стиль а капелла впервые появился во времена композитора Жоскена де Пре в конце 15 века, а в конце 16 века занял видное место у Палестрины , который использовал его в своей хоровой музыке для Сикстинской капеллы .

Термин «а капелла» основан на итальянском alla cappella и первоначально означает музыку «в стиле часовни » (церковный хор). Сначала это понималось как полифоническая вокальная музыка, в которой хор сопровождается музыкальными инструментами, а инструменты играют именно то, что поют голоса ( colla parte ).

— Иоганн Готфрид Вальтер : Музыкальный лексикон, 1732 г.

— Ф.А. Брокгауз: Всеобщая немецкая настоящая энциклопедия для образованных классов. Лейпциг 1851 г.

Это означает практику исполнения вокальной музыки, которая может быть представлена ​​по-разному. По возможности капельмейстер использовал для выступления существующие инструменты. Инструменты могли дублировать или заменять певческие голоса. В 17 веке музыка а капелла нашла свое отражение в кантатах .

Практика исполнения Сикстинской капеллы была особым случаем еще в 18 веке:

— Иоганн Готфрид Вальтер : Музыкальный лексикон, 1732 г.

Сложности и требуемые навыки

Произведения для исполнения в стиле a capella требуют длительного разучивания, так как любые недочеты и фальшь, которые обычно незаметны благодаря аккомпанементу, при исполнении будут сразу слышны. 

Для чистого пения a капелла, помимо отличного знания музыкального произведения, от исполнителя требуется хороший музыкальный слух, правильная дикция, владение своим голосом, умение оставаться в нужной тональности и держать ритм. Все эти навыки начинающий вокалист может освоить во время базового обучения вокалу

При коллективном исполнении также важно знать свою партию

Необходимым навыком для любого певца также является умение правильно дышать

Пение происходит на выдохе, поэтому основное внимание уделяется обеспечению незаметного вдоха. Его нужно делать только в конце слова или фразы, так он не разорвет собой мелодию

Вдохи должны быть короткими и энергичными. Для обеспечения максимального наполнения легких кислородом следует дышать животом и держать ровную осанку

При исполнении a capella правильное дыхание особенно важно, так как любой шумный вдох может испортить всё звучание песни. Поэтому еще на начальном этапе обучения стоит уделить особое внимание постановке голоса и дыхания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector