Заповеди божьи
Содержание:
- Первая заповедь говорит о блаженстве нищих духом
- Что такое Заповедь?
- Заповеди и законы природы
- Заповеди Иисуса Христа
- Толкование 10 заповедей Господа
- Я есть Господь твой, и нет других богов, кроме Меня
- Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им
- Не поминай имени Господа твоего всуе
- Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен
- Не убий
- Не прелюбодействуй
- Не укради
- Не лжесвидетельствуй
- Не пожелай чужого
- В чем отличие между заповедями Моисеевыми и Христовыми?
- Что думают об этих заповедях библеисты?
- Моисей дал миру 10 заповедей, он мог быть пророком, жрецом или художественным образом
- Новозаветные заповеди блаженств
- Заповеди Иисуса Христа
- Заповеди Божьи и смертные грехи
- Вторая заповедь обещает блаженство и утешение плачущим
- Заповеди Иисуса Христа
- Любовь — основа евангельского закона
- Заповеди Христа: духовная жизнь начинается с мыслей, а не поступков
- С чего все началось…
- Сколько этих заповедей?
Первая заповедь говорит о блаженстве нищих духом
В тексте первой заповеди из заповедей блаженства сообщается о блаженстве нищих духом. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что нищий духом человек сокрушён сердцем и смирен.
Его противоположность — гордый человек, имеющий о себе большое мнение и считающий себя духовно богатым.
Мирослав Йотов. Дедушка Добри. Болгарский старец Добри — образец человека, нищего духом. Он был смиренен перед Господом, вёл образ нищего и из собранной им милостыни помогал детским домам
Духовная нищета подразумевает то, что человек видит себя в истинном свете. Как нищий носит чужую одежду и питается тем, что ему подадут, так и он понимает, что всё получил от Бога. Эта заповедь как бы продолжает заповедь любви, в которой говорится:
Таким образом, только тем, кто будет смирён перед Господом, обещается Царство Небесное, ведь они понимают, что все, что у них есть — это не их заслуга, а дар Божий. Его необходимо преумножать во спасение души, а не использовать для обогащения и властвования.
Что такое Заповедь?
Обыденный взгляд на заповеди такой: это правила, которые нужно соблюдать. То есть некий свод законов, который что-то дает для духовной жизни. Например, соблюдая их, человек будет «хорошим христианином».
В принципе, так и есть. Хотя в Церковном понимании суть заповедей гораздо глубже. В рамках интернет-статьи эту полноту не передашь, но если свести суть заповедей к нескольким тезисами, то они могут быть такие:
- Заповеди — это Откровение, которое было дано человеку в какой-то момент истории.
- Сами по себе Заповеди — не самоценны и не делают человека святым или счастливым «автоматически».
- Заповеди — это не религиозный регламент, а Путь, который по силу пройти человеку.
- И этот путь — поистине Царский, потому что помогает сделать жизнь человека созвучной тому Замыслу, который был заложен в него Богом.
Заповеди и законы природы
Основы православия — заповеди Божии. Можно сравнить их с законами природы, ведь источником и тех и других является Творец. Они дополняют друг друга: первые дают человеческой душе нравственную основу, а вторые регулируют бездушную природу. Разница же заключается в том, что материя подчиняется законам физическим, человек же волен подчиняться законам нравственным или игнорировать их. Великая Божия милость заключается в предоставлении каждому из нас свободы выбора. Благодаря ей мы духовно совершенствуемся и даже можем уподобиться Господу. Тем не менее нравственная свобода имеет и другую сторону — она налагает на каждого из нас ответственность за совершенные поступки.
Семь смертных грехов и 10 заповедей — основа, на которой должна строиться вся жизнь человека. Если мы сознательно нарушаем Божии Заповеди, мы вырождаемся духовно и физически. Несоблюдение их приводит к страданию, рабству и в итоге — к катастрофе. Предлагаем вам подробно познакомиться с заповедями Божиими. Они лежат в основе как современных, так и древних законодательных систем.
Заповеди Иисуса Христа
Заповеди дают главную нравственную основу для человеческой души. О чем говорят заповеди Иисуса Христа? Примечательно, что у человека всегда есть свобода в том, чтобы подчиняться им или нет, – великая милость Божия. Она дает человеку возможность духовно расти и совершенствоваться, но и налагает на него ответственность за совершающиеся поступки. Нарушение хоть одной заповеди Христа ведет к страданиям, рабству и вырождению, в общем, к катастрофе.
Вспомним, когда Бог создал наш земной мир, то в ангельском мире произошла трагедия. Гордый ангел Денница восстал против Бога и захотел создать свое царствие, которое теперь именуется Адом.
Следующая трагедия произошла, когда Адам и Ева не послушали Бога, и их жизнь познала смерть, страдания и нищету.
Другая трагедия случилась во времена Всемирного потопа, когда Бог наказал людей — современников Ноя — за неверие и нарушение законов Божиих. За этим событием происходит уничтожение Содома и Гоморры тоже за грехи жителей этих городов. Дальше наступает разрушение Израильского, а за ним Иудейского царства. Потом падет Византия и Русская империя, а за ними будут и другие несчастья и бедствия, которые обрушатся Божиим гневом за грехи. Нравственные законы вечны и неизменны, а кто не будет соблюдать заповеди Христа, тот будет уничтожен.
Толкование 10 заповедей Господа
Чтобы лучше понимать правила и предупреждения Бога для людей, нужно разобраться с толкованием каждой из 10 заповедей. Объяснения простыми словами делают Божеские правила доступными и разумными. Выполнять их несложно, нужно лишь стараться быть как можно ближе к Отцу Небесному и помнить, что тело наше бренно, а душа бессмертна. И именно душа после кончины тела пребывает рядом с Господом и живет вечно.
Я есть Господь твой, и нет других богов, кроме Меня
Постулат понятен – не выбирай и не избирай себе других богов. В православной вере имеется немало подтверждений, что все сущее на земле создано Богом, в Нем живет и к Нему же возвратиться. Господь Бог не имеет начала и конца. Если человек выбирает двух богов, не значит ли, что один из них более главный, а второй – второстепенный, не значит ли, что один из них Дьявол. По заповеди грехом считают многобожие, суеверие и эзотерику, атеизм.
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им
Этим грехом страдают люди, независимо от возраста. Кто-то создает себе кумира из «звезды» экрана, музыки, а кто-то старается стать похожим на начальника, богатого человека. Но все они творения Господа и потому поклонение им, их изображениям – грех.
Но как тогда молиться перед иконами, ведь это преклонение перед «картинкой»? Священники дают четкие разъяснения: Есть один Бог, его изображения (иконы) и его славословие (молитвы). Молясь перед иконой Отца Небесного, христиане обращаются к Нему, а не к образу на изображении.
Не поминай имени Господа твоего всуе
Не стоит часто обращаться к Богу, упоминать имя Его без особых причин. Для разговора и обращения к Богу есть молитвы, беседы с духовником. Особенно грешным считается упоминание Господа в мирских беседах, где произносят скабрезные слова, высказывают кощунственные мысли.
Удержаться от греха поможет знание силы Слова. Словом Господь сотворил мир, по Его Слову происходят все дела.
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен
Почитание и уважение родителей – одна из главных заповедей Божиих. Уважать родителей нужно независимо от их возраста, сложившейся жизненной ситуации. В понятие почитания входит забота о родителях, любовь к ним, поддержка, беспокойство о здоровье и молитвы Богу о благополучии папы, мамы. В уважении к родителям христиане показывают свою любовь к Господу, а значит, душа их становится чище и будет жить вечно.
Не убий
Эта заповедь предупреждает о страшном грехе – убийстве. Лишение жизни других людей невозможно по самому учению христиан. Помните, что самоубийство приравнивается к убийству, и нет такой причины, чтобы человек лишил жизни себя и других. Что бы ни послал Господь, через какие бы испытания не пришлось пройти, их надо выдержать.
Грехом считают не только убийство, но и невмешательство в случае совершения преступления против Бога и человека.
Не прелюбодействуй
Прелюбодейство – не только измена мужу или жене, но и мысли об этом. Верность хранят в словах, взглядах и мыслях. Недопустимо сквернословить на супруга, просматривать бесстыдные фотографии, фильмы «взрослых» жанров, читать подобные журналы или рассматривать картинки.
Не укради
Воровство в данной заповеди не только вещественное (материальное), но и духовное, мысленное. Если воруют не предмет, но разработку, патент, это тоже нарушение заповедей Божиих. Не надо посягать на то, что есть у других людей, довольствуйтесь тем, что есть у вас. Если остаетесь недовольными, зарабатывайте достаток честным трудом.
Не лжесвидетельствуй
Ложь считают смертным грехом, поэтому для христианина недопустимо оболгать кого-то или свидетельствовать ложно против кого-то. Наговор, сплетня, злословие в чей-то адрес, а также дача ложных показаний – все это грех.
Не пожелай чужого
Зависть, желание получить бесплатно то, что есть у соседа – это нарушение правил. Завидовать и желать отобрать у человека его имущество – грех. Такие мысли надо уничтожать в себе и направлять силы на добывание благ собственным трудом. А за человека, у которого все хорошо, следует порадоваться, искренне восхититься его трудолюбием, упорством.
В чем отличие между заповедями Моисеевыми и Христовыми?
В основных предписаниях христианства перечисляется то, что ведет к греховности. Иными словами, то, чем заниматься христианину не пристало. Евангельские заповеди Иисуса же, наоборот, разъясняют людям то, какими свойствами души, качествами характера необходимо обладать для того, чтобы жить праведно и попасть в Царство Божие.
Закон Божий был дан людям в глубокой древности. Даже при жизни Христа времена ветхозаветные уже считались днями давно минувшими, очень далеким прошлым. Человек в то время был гораздо более слаб духовно, чем в первые годы после наступления нашей эры. Он был гораздо ближе к первобытности и не всегда мог удержать «в узде» собственные примитивные порывы, естество. Соответственно, прямым назначением основных христианских заповедей являлось удержание людей от примитивных и греховных свойств их природы — от злости, неумения ценить чужую жизнь или имущество, жадности, стремления к низменным телесным удовольствиям и от прочего аналогичного.
Евангельские заповеди же появились в гораздо более поздние времена. Они стали своего рода эволюционной ступенью, следующим шагом в духовном развитии людей. Они не призваны удержать от греховности или же показать, что является злым, плохим. Эти предписания адресованы людям уже просвещенным, понимающим, что есть добродетель, а что – ее противоположность. Эти предписания показывают людям, как именно следует жить, поступать и думать, чтобы приблизиться к христианской святости и обрести Царствие Божие.
Что думают об этих заповедях библеисты?
Библеистика – это отдельное научное направление, в рамках которого изучаются древние религиозные тексты. Данная дисциплина возникла вовсе не по причине скептического отношения к религии, а из необходимости. Все без исключения тексты, включая Библию и Евангелия, многократно переписывались и переводились, адаптировались и толковались. Соответственно, поэтому достаточно велики разночтения.
Библеисты же, занимаясь изучением существующих вариантов текстов и подвергая их научной критике, определяют то, что с большой вероятностью было начертано в первоисточниках. Разумеется, ученые не могли оставить без внимания евангельские заповеди.
При изучении Евангелий было установлено, что в первоисточнике, с большой долей вероятности, упоминались лишь три заповеди. Речь в них шла о нищих, алчущих и скорбящих. Остальные же предписания библеисты считают производными от этих трех, своего рода дополнениями или же вариантами толкования, разъяснения.
Моисей дал миру 10 заповедей, он мог быть пророком, жрецом или художественным образом
Законы Моисея — это правила, которые дал своему народу и миру один из величайших пророков в истории человечества. Хотя он считается первым автором Библии и важным в ней персонажем, из книг Пятикнижия мы узнаём мало подробностей о самом Моисее. Да и те довольно спорны. Сегодня есть несколько разных взглядов на фигуру Моисея.
Моисей — это иудейский пророк. Такая версия традиционна для иудаизма, христианства и ислама. Она согласуется со священными текстами этих религиозных традиций. Если кратко, то Моисей был иудейским младенцем, который волей случая попал к египетской царице. Когда он вырос, то решил заступиться за свой народ, освободил его от Египетского рабства, а попутно установил иудейскую религию. Историк Иосиф Флавий настаивает на реальности Моисея.
Не утихают споры о том, кем был Моисей, если он реальная личность
Моисей — это собирательный образ. Ряд противоречий в Библии не позволяет всецело довериться её авторитету. Многие исследователи отмечают этот факт и настаивают на том, что Моисей — это не историческая личность, а некое художественное обобщение в образе идеального пророка иудейских лидеров за несколько тысячелетий. Доказать или опровергнуть это невозможно.
Моисей — это египетский жрец. Влиятельность этой фигуры, его возможность свободно посещать фараона, уровень образования, сила духа — всё это позволяет делать выводы о том, что Моисей был не простым человеком, а выходцем из египетских жрецов. Такая версия популярна у независимых исследователей и эзотериков. Например, на неё намекает Е.П.Блаватская, той же версии придерживается философ Э.Шюре.
В любом случае вклад Моисея в мировые духовные традиции невероятен. Без него могло бы не существовать не только православие, но и монотеизм.
Новозаветные заповеди блаженств
Мы не будем говорить об остальных 603 ветхозаветных заповедях. Их можно посмотреть в Законе Моисея — первых пяти книгах Библии. В сущности — они либо более подробно раскладывают десять Заповедей Моисея, либо включают в себя определенные ритуальные правила, которые были актуальны для ветхозаветных времен.
А вот о новозаветных заповедях не сказать нельзя.
Их дал Иисус Христос во время Нагорной проповеди (5–7 главы Евангелия от Матфея) — это одно из центральных событий всей Библии. Во время этой проповеди Христос открыл перед человеком новую реальность, которая, скажем, не так ощущалась в Заповедях Ветхого Завета. («Не для нарушения древнего закона, но для большего сохранения его Христос дал закон новый», — сказал о них святитель Иоанн Златоуст).
Вся проповедь и Заповеди Иисуса Христа — про новую жизнь, в которой мерой становятся Любовь и кротость.
В следующем тексте мы подробно рассказали про новозаветные заповеди, а пока просто проглядите их. Они — как и вся нагорная проповедь — отражают суть учения Иисуса Христа.
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Заповеди Иисуса Христа
Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?
Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).
О чем говорится в этих заповедях?
В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.
Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. Яко – потому что.
В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.
Вторая заповедь Божия для получения блаженства:
Тии – те.
В этой заповеди говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.
Третья заповедь Божия:
Кротцыи – кроткие, смиренные.
Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.
Четвертая заповедь:
Алчущий – хотящие есть. Жаждущий – хотящие пить. Правда – оправдание, добро.
В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.
Пятая заповедь:
В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.
Шестая заповедь:
Узрят – увидят.
Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.
Седьмая заповедь:
Нарекутся – назовутся.
В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.
Восьмая заповедь:
Изгнани – изгнанные, гонимые.
В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.
Девятая заповедь:
Егда – когда. Поносят – ругают. Ижденут – выгонят. Рекут – скажут. Глагол – слово. Зол глагол – злое слово. Лжуще – говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда – награда.
Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Источник teksty-pesenok.ru По-русски:
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, когда придешь в Царствие Твое.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут порочить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Текст песни добавил: Аноним
Исправить текст песни
Поделитесь текстом песни:
Заповеди Блаженств , православная икона
За́поведи блаже́нства (макаризмы, от греч. μακαριος — счастливый, блаженный) — согласно христианскому вероучению, это часть заповедей Иисуса Христа, произнесённая им во время Нагорной проповеди и дополняющая Десять заповедей Моисея. Заповеди блаженства вошли в Евангелие (Мф. 5:3—12 и Лк. 6:20—23).
Своё название Заповеди блаженства получили из предположения о том, что следование им при земной жизни ведёт к вечному блаженству в последующей вечной жизни.
Заповеди Божьи и смертные грехи
Наиболее порочным из семи смертных грехов является гордыня, чего Господь Бог не может простить.
Заповеди божьи в православии позволяют жить правильно и гармонично. Соблюдать их, несомненно, в повседневной жизни очень сложно, но всегда нужно стремиться к лучшему. Многие люди, которым удалось начать жить по законам Божьим, спустя короткий период времени просто перестали замечать изменения в своем повседневном бытии. И, несомненно, в этом им помог Господь Бог.
Лучшая статья для Вас, переходите: Протоиерей Андрей Ткачев: биография, книги, лекции, проповеди
Заповеди, выше перечисленные, обязательно принесут вам пользу, только в том случае, если вы их сделаете своими. Иными словами позволите им полностью руководить вашим мировоззрением и деяниями. Они обязательно должны быть вашем подсознании, что позволит избежать возможного их нарушения.
В завершении стоит отметить, что людям, живущим по закону Божьему, всегда везет, а их жизнь складывается наилучшим образом. Также им удается создать крепкие семьи и воспитывать хорошее поколение. Живите с Господом, и он обязательно благословит вас на удачу и везение не только в жизненных ситуациях, но и во всех, даже самых безнадежных, начинаниях.
Господь всегда с Вами!
Вторая заповедь обещает блаженство и утешение плачущим
Произнося вторую заповедь, Спаситель имел в виду не всякий плач, а только лишь плачь человека о своих грехах. Блаженство им обещано потому, что без покаяния нет единения с Богом. Этому препятствуют человеческие грехи.
Видеоролик: Евангелие от Матфея: 11.Нагорная проповедь. Блаженны плачущие.
Святые отцы говорят о покаянии, как о втором спасении. Кроме того, блаженными называются слёзы сострадания о ближнем своём.
Прощать людям согрешения Христос призывает на протяжении всей Нагорной проповеди.
Грехи есть у всех, поэтому не нужно кичиться мнимой безгрешностью, а каяться.
Ближнему же необходимо сострадать и только тогда плачущий может быть утешен, войдя в Царство Небесное.
Заповеди Иисуса Христа
Заповеди дают главную нравственную основу для человеческой души. О чем говорят заповеди Иисуса Христа? Примечательно, что у человека всегда есть свобода в том, чтобы подчиняться им или нет, – великая милость Божия. Она дает человеку возможность духовно расти и совершенствоваться, но и налагает на него ответственность за совершающиеся поступки. Нарушение хоть одной заповеди Христа ведет к страданиям, рабству и вырождению, в общем, к катастрофе.
Вспомним, когда Бог создал наш земной мир, то в ангельском мире произошла трагедия. Гордый ангел Денница восстал против Бога и захотел создать свое царствие, которое теперь именуется Адом.
Следующая трагедия произошла, когда Адам и Ева не послушали Бога, и их жизнь познала смерть, страдания и нищету.
Другая трагедия случилась во времена Всемирного потопа, когда Бог наказал людей — современников Ноя — за неверие и нарушение законов Божиих. За этим событием происходит уничтожение Содома и Гоморры тоже за грехи жителей этих городов. Дальше наступает разрушение Израильского, а за ним Иудейского царства. Потом падет Византия и Русская империя, а за ними будут и другие несчастья и бедствия, которые обрушатся Божиим гневом за грехи. Нравственные законы вечны и неизменны, а кто не будет соблюдать заповеди Христа, тот будет уничтожен.
Любовь — основа евангельского закона
Библия содержит в себе заповеди Ветхого и Нового Завета. Заповеди Ветхого Завета даны людям Богом, который послал пророка Моисея записать их. Назначение заповедей — защитить человечество от зла, а также предупредить об опасности греха.
Явившись в мир Иисус Христос заключил Новый Завет с людьми и даровал им заповеди Евангелия. Основой этого закона называется любовь. Необходимо отметить, что Христос не отменил старые заповеди, но наполнил их новым содержанием.
Таким образом человечество было переведено на новый уровень святости. Новый Завет говорит уже о том, как христианин должен жить, а не просто устанавливает запреты для того, чтобы оградить человечество от греха.
Икона. Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины. Бог даровал людям заповеди через пророка Моисея
Иисус Христос, искупив грехи человечества, заключил с Богом Новый Завет и даровал ему новые заповеди.
Заповеди любви в Ветхом Завете две. Они в Евангелии объявляются основной всего Божественного Закона и определяют содержание всех остальных заповедей.
Кроме того, эти заповеди объявляются Иисусом важнейшим при ответе на вопрос о высшем человеческом законе. Так, когда фарисей, знающий законы, спрашивает у Христа о том, какая заповедь из всех заповедей наиважнейшая, Он отвечает так:
(Мф.22:37-40)
Любовь к богу — основная черта христианина. Далее идёт любовь к ближнему своему. При этом Христос говорит не только о прощении, но и любви. Например, говоря «возлюби врага своего», Спаситель идёт дальше заповедей Ветхого Завета. Он призывает прощать друг друга, а не мстить за злые дела.
Заповеди Христа: духовная жизнь начинается с мыслей, а не поступков
Мысль о том, что любому поступку предшествует мысль, кажется очевидной. Сначала мы что-то решаем — потом делаем. Даже спонтанным действиям предшествует мысль — с той лишь разницей, что перед импульсивными действиями мысль бесконтрольна.
Возможно, еврейский народ, встретив Христа, понимал все это. Однако у иудеев были на тот момент ветхозаветные заповеди, в которых вполне ясно обозначались истины: не укради, не убей. Они были непререкаемой святыней, и в них по большому счету ничего не говорилось про мысли. Такое положение нередко порождало религиозный формализм. В Евангелии — это образ фарисея: человека который исполняет все 600 ветхозаветных заповедей, но внутри него нет ничего общего с праведностью. В его «багаже» — только показное соблюдение устоев.
Образ фарисея (справа) — один из самых ярких в Евангелии. Фарисейство стало олицетворением религиозного формализма. На иллюстрации изображена сцена из притчи про мытаря и фарисея.
В Нагорной проповеди Иисус Христос дал людям новую высоту: чистота человека измеряется не поступками, а чистотой мысли.
- Если ты в мысли подумал о человеке зло — ты уже разрушаешь Божественный замысел о себе.
- Если ты помогаешь человеку, но делаешь это только чтобы похвалиться перед собой — этому поступку мало цены.
- Если ты просто посмотрел с желанием на чужую женщину — ты уже совершил прелюбодеяние.
Если мысли человека полны дисгармонии и в них нет любви, то и поступки в конечном итоге ни к чему хорошему не приведут — либо не дадут пользы самому человеку.
А если мысли человека чисты, то и сам человек, и жизнь его будет чиста.
С чего все началось…
Иисус Христос во время своей земной жизни проповедовал единого Бога и вместе с учениками ходил по свету. Однажды, на вершине горы, он прочитал Нагорную проповедь. Это не были заповеди, а только толкования, как их исполнять и жить в мире друг с другом и Господом в душе. Когда Моисей, спасая христиан, вывел евреев из Египта, где они последние 200 лет были рабами. Когда в поисках земли для поселения, они вышли к горе Синай, то услышали заповеди Бога.
Гора была вся покрыта тучами, гремел гром и сверкали молнии. Среди буйства природа и шума ветра, евреи четко слышали голос Бога, читающего им свои заповеди. Затем Моисей по велению Всевышнего приготовил две каменные плиты и поднялся в гору. Бог сам начертал на скрижалях свои 10 заповедей.
Моисей провел на горе 40 дней. Когда он спустился вниз, то увидел грехопадение своего народа. Они поклонялись золотому тельцу, забыв о Боге и правилах праведной жизни. Тогда пророк в сердцах разбил скрижали о скалу. Еврейский народ был поражен таким поступком и раскаялся. После этого Господь приказал ему вытесать еще 2 каменные пластины и принести ему, чтобы написать новые заповеди.
Читайте: Воскресная Молитва
Согласно церковному писанию, второй текст Заповеди немного отличается от первого. Их условно разделили на еврейский и христианский. На самом деле было провозглашено девять заповедей. Православная церковь, большая часть протестантов и Греко католики делят на две 2 заповедь. Лютеранская и Римско-католическая церковь, разделяют на 2 части девятую заповедь.
Во время Нагорной проповеди Иисус Христос огласил заповеди блаженства – 9 положений жизни блаженного человека. Далее шло толкование заповедей и правил поведения во время праздников, постов и как вести себя христианину в повседневной жизни, общении с другими людьми. На страницах Евангелия от Матвея, можно прочитать речь Христа, изложенную в речитативной форме для легкого запоминания и освоения.
Сколько этих заповедей?
На православных иконах со сложными, составными сюжетами изображаются 9 евангельских заповедей. О таком же числе заветов Иисуса говорится и в Евангелии авторства Матфея. Однако достаточно трудно представить, что активно проповедовавший при своей жизни Иисус, постоянно беседовавший с учениками, с приходящими к нему людьми и с фарисеями, ограничился лишь девятью наставлениями.
Конечно же, Христос говорил намного больше, одна лишь знаменитая Нагорная проповедь, упоминающаяся в каждом из Евангелий, содержит гораздо большее число изречений. Девять предписаний – это основные евангельские заповеди. Иными словами, это те заветы, в которых выражается суть христианства.
Однако, задаваясь вопросом о количестве оставленных Иисусом заветов, нельзя забывать о том, что до наших дней они дошли не напрямую, а через призму восприятия и понимания учения апостолами, которые были простыми людьми. Евангелие от Луки, к примеру, совершенно иначе преподносит заповеди Христа. Согласно авторству Луки, насчитывается четыре завета «Блаженства» и столько же обратных им, называемых «Заповедями Горя».
Нередко в богословских трудах упоминаются и десять евангельских заповедей. В этом случае речь идет не об основных предписаниях, оставленных Иисусом, а о том, что было сказано им в Нагорной проповеди. Большая ее часть касалась разъяснения и комментирования основных Божиих законов, переданных на скрижалях Моисею.