Четыре опоры духовной жизни
Содержание:
- Христианский взгляд
- Христианские заповеди и добродетели
- Внутреннее противостояние
- Богословские добродетели
- Избавление от страстей: 7 добродетелей
- Похоть
- Христианские добродетели
- Отрицательные признания
- Характер и внешний вид
- 7 добродетелей и их толкование
- Что делать, если согрешил: ответ священнослужителя
- Добродетели
- Из истории создания грехов
- Откуда взялось выражение «7 смертных грехов»
- Что значит смертный грех
- История
- Античность[править]
- Кардинальные добродетели
- Что может сделать человека добродетельным?
Христианский взгляд
Обсуждая разные взгляды на положительные черты характера человека нельзя не затронуть такое понятие, как христианские добродетели. Это более-менее общее понятие можно разделить на две большие части:
- кардинальные — к которым относят 4 понятия, пришедшие к нам из античной философии;
- теологические — учение о которых привнесло в нашу жизнь христианство;
В итоге получился вот такой перечень:
- мужество;
- умеренность;
- благоразумие;
- справедливость;
- надежда;
- любовь;
- вера.
Немногим позже этот список претерпел значительные изменения и утвердился новый, представляющий собой семь добродетелей, противостоящих в западном христианстве семи смертным грехам:
- терпение;
- смирение;
- кротость;
- целомудрие;
- усердие;
- умеренность;
- любовь.
Христианские заповеди и добродетели
Во дни Моисея Бог дал израильскому народу 10 заповедей и другие законы. Это был не весь свод законов, а элементарный минимум, призванный помочь человеку не опускаться до одного уровня с животными. Среди них не упоминается большинство смертных грехов. По большей части они описывают неугодный Богу образ действий (следствие греховных страстей), но не мысли или чувства.
Интересный фактЗакон Моисея появился лишь через несколько тысяч лет после сотворения Адама и спустя как минимум 800 лет после всемирного потопа.
Заповеди Моисея были даны в тот период, когда большинство перестало осознавать разницу между любовью и похотью, жаждой справедливости и неправедным гневом, доводящим до убийства, личными желаниями и грехом. Поэтому Бог указал конкретно, в чём именно заключается грех.
Однако духовное младенчество должно было остаться в прошлом. Поэтому в Новом Завете приоритет отдаётся не заповедям, а добродетелям.
Грехопадение первых людей в Раю
Что такое добродетели?
Быть добродетельным означает больше, чем проявлять доброту. Люди, ведущие распутный образ жизни, также нередко приходят на помощь голодающим, бедным и больным. Но добродетельным может быть только святой служитель Бога.
«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения».
(1Петр.2:11,12)
Пётр противопоставляет добродетель плотским похотям
Важно то, что он указывает на преобладающее значение высоконравственного поведения христиан в деле проповеди Евангелия. К сожалению, в наши дни многие уверены, что главное — быть хорошо подкованным в догматическом богословии и уметь понятно объяснять основы христианского вероучения и без труда цитировать отцов Церкви
Но какой смысл в этих знаниях, если верующий занимается блудом, оскорбляет инакомыслящих, ведёт себя грубо и заносчиво? Святость, смирение и любовь, а не глубокая эрудиция — лучшее доказательство того, что христианство действительно преобразует человека в лучшую сторону.
Рассмотрим на примере отличие добродетели от заповедей. Женатый человек, который лишь мечтает о другой женщине, на деле не нарушает заповедь «не прелюбодействуй». Но добродетельный муж не станет изменять жене даже в мыслях.
Внутреннее противостояние
Естественно, совершенно любой человек может определить, какой поступок принесет пользу, а какой причинит зло, но, так или иначе, порок и добродетель для многих из нас собой представляют внутренний конфликт. Сложность нравственного выбора человеку была присуща все время. «Знаю что праведно, но выбираю приятное» — этот жизненный принцип актуален и на сегодняшнее время. Так как, согласитесь, осознание понятия добродетели, ее основного смысла, еще совершенно не обозначает соответствующего поведения.
Довольно продолжительное время это положение вещей принималось как определенный парадокс. И на самом деле — понять логически, как можно жить неправедно, зная про то, что такая жизнь порочна, довольно сложно. Именно по этой причине во времена античности знание, которое не применялось на практике, не считалось таковым. Согласно Сократу и Аристотелю, когда человек осознает, что правильно, но поступает наоборот, то это обозначает, что его действия основываются не на истинном знании, а на своем собственном мнении. В этом случае человеку необходимо достигнуть настоящего знания, которое практически подтверждено.
С учетом же из христианского толкования, плохие человеческие поступки и мысли указывают на грешность его тела, а соответственно, необходимо откинуть грешную плоть, которая мешает добиться настоящей духовной гармонии, полностью отрешиться от земной рациональности и практичности. Как бы там ни было, но вне зависимости от того, понимается ли добродетель как праведность или разумность, она человеком обретается во время способности к разрешению конфликта внутри себя и осознания двойственности его натуры.
Богословские добродетели
Традиционное понимание различий в природе кардинальных и богословских добродетелей состоит в том, что последние не полностью доступны для людей в их естественном состоянии без помощи Бога. «Все добродетели имеют в качестве своей конечной цели расположить человека к действиям, ведущим к его истинному счастью. Однако счастье, на которое способен человек, двоякое, а именно: естественное, которое достижимо с помощью естественных способностей человека, и сверхъестественное, которое превышает способность человека без посторонней помощи. Поскольку, следовательно, просто естественные принципы человеческой деятельности неадекватны для сверхъестественной цели, необходимо, чтобы человек был наделен сверхъестественными способностями, которые позволят ему достичь своей конечной судьбы. Эти сверхъестественные принципы — не что иное, как богословские добродетели «.
Избавление от страстей: 7 добродетелей
Святой Игнатий Брянчанинов в своих творениях дает пошаговую инструкцию по избавлению от страстей. Он открывает нам, какая добродетель является противоположной страсти, и как с помощью нее можно победить грехи.
Вот семь добродетелей, противоположные страстям:
Смирение. Осознание своего ничтожества, страх Божий, боязнь наказания за грехи, изменение отношения к окружающим, осознание себя хуже их, нелюбовь к похвале, избегание славы мирской, послушание во всем Церкви и ее служителям, простота, молчание, видение своих грехов и страстей, желание бороться с ними, принятие критики, нестремление оправдаться перед людьми, молчаливое и кроткое перенесение обид, нежелание отомстить за свои обиды, прощение обид.
Нестяжание. Удовлетворение имеющимся, нежелание быть богатым, раздавание бедным своего богатства, милосердие.
Целомудрие. Хранение чистоты телесной и душевной. Отвращение от блудных книг, изображений, фильмов и т.д. Удаление от двухсмысленных бесед и флирта. Верность супругу до смерти. Хранение слуха, сердца от помыслов, зрения. Скромность в одежде, словах и помыслах. Служение больным. Концом целомудрия святитель называет чистоту, зрящую Бога.
Блаженный плач о своих грехах. Довольство тем, что дал Господь. Благодарение Богу. Готовность терпеть все, что пошлет Бог.
Воздержание в пище и питие. Трезвость, соблюдение постов, избегание лишних приемов пищи, уменьшение объема принимаемой пищи.
Трезвение. Некоторые думают, что антагонизм уныния – радость и веселье. Однако святой считает, что радоваться особо православному христианину нечему. Даже святой Антоний, когда бесы говорили ему: «радуйся», отвечал, что недостоин этого чувства, потому что грешный. Нам ли предаваться безумной радости?! У каждого христианина всегда много работы над собой, много скорбей
А противостоять унынию можно только трезвением над своей душой, вниманием к помыслам и движениям души. Некоторые неправильно понимают и трактуют слова Спасителя : «радуйтеся и веселитеся», но это Он говорил о Небесной награде, которую нам еще надо заслужить
Эти слова были сказаны в конце заповедей блаженств. Следовательно, тот, кто выполнит эти все заповеди, может в конце удостоиться иной, Небесной радости от Бога. Но даже ее не следует желать и искать, как говорят святые, иначе можно впасть в прелесть – опасное духовное состояние. К трезвению относится внимательность на молитве, уменьшение количества сна, увеличение количества поклонов и времени пребывания на молитве.
Кротость, незлобие, нежелание отомстить за себя, вежливое и ровное отношение ко всем. Терпение, незлобие, мир душевный.
Много работы каждому христианину над собой, своей душой, если, конечно, он хочет сподобиться Царствия Небесного. Но не стоит отчаиваться, надо надеяться на помощь Божию, которая непременно подается тому, кто хочет спастись. Ведь Господь хочет нашего спасения больше даже, чем мы сами. Поэтому надо обращаться к Нему за помощью, но и самим не лениться, прилагать усилия. «Царство Божие нудится», — это значит, что входят в Него только усердные, старающиеся, а не ленивые и расслабленные. Любой грех можно победить покаянием, как говорят святые.
прот. Андрей Ткачев о грехах смерти
Похоть
Данный грех таит в себе разврат, блуд, порок. Не зря в библии похоти отводится отдельное место. Ведь она является самым коварным из грехов. С одной стороны сладость и вожделение, а с другой разбитое сердце, разлад в семье.
По Новому завету мы даже в мыслях не должны думать о другом человеке представляя его в своих объятиях. Это также считается неправильным. Ведь именно мысли влекут за собой определенные последствия. Конечно, в современном мире молодежь не считает блуд за грех. Человечество потрудилось и стерло его из подсознания. Это влечет за собой следующие последствия: возрастает количество ВИЧ — инфицированных, падает прирост населения, во многих странах разрешаются однополые браки.
Ученые не согласны с писанием Библии. Утверждая, что не будь похоти, не было бы и браков, потомства. А мы рождены и посланы на Землю для продолжения рода.
Христианские добродетели
В христианстве вопрос существования во имя добра рассматривается довольно часто. Что такое добродетели в христианской религии? Это достаточно непростой вопрос, но весьма интересный, требующий содержательного и обстоятельного ответа.
Христианские добродетели изложены в Евангелии, но они являются всего лишь вершиной айсберга теологических споров на данную тему. Богословы делят добродетели на две категории:
- естественные — они обусловлены чертами характера и врожденными качествами;
- религиозные — они предписаны тем, кто станет христианином, и должны неуклонно выполняться.
Последние должны воспитываться человеком в себе и являются характеристикой его отношений с Богом. Их можно назвать своеобразным заветом между душой и высшими силами, выполнение которого обеспечивает положительную оценку личности в глазах общества и Бога.
В Евангелии описаны семь добродетелей, которые являются прямыми противоположностями смертным грехам. В совокупности они представляют собой разнообразную модель поведения, выбираемую человеком осознанно или по наитию, исходя из его наклонностей. В дальнейшем христианские добродетели стали сводить к трем аспектам:
- вере;
- надежде;
- любви.
Они стали характеризовать богобоязненного и добродетельного человека. Причем в Библии указано, что человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их только в союзе с Богом. Причем любовь ко всем окружающим кардинально отличает христианина от остальных людей.
Отрицательные признания
Точно так же и у жителей Древнего Египта было понимание добра и зла, хотя древние египтяне считали, что могут доказать свою невиновность перед богами. Это было сделано при помощи правильного изложения заявлений о невиновности среди ученых, известных как «отрицательные признания».
Примеры «отрицательных признаний» можно найти в папирусе «Книга мертвых», где описывается путешествие умершего в подземный мир. «Я не совершил греха», «я не работал с колдуном против царя» или «я не крал зерно» — вот некоторые из сорока двух таких утверждений, которые душа должна подтвердить, ожидая Судного дня.
Характер и внешний вид
Элизабет очень тихая, добрая и наивная девушка. Они вынужденно терпит посягательства на свою честь со стороны капитана и просто не может тому ответить максимально грубо. Впрочем, такой характер тоже является частью наказания. Биография персонажей аниме «7 смертных грехов» крайне запутана. Однако проанализировав настоящее поведение Лиз, легко отметить, насколько сильна и сдержанна девушка.
Она также отличается добротой, но распускать руки Мелиодасу уже не позволяет. В финальной битве с главным антагонистом первого сезона, Хендриксоном, Элизабет пробудила частицу своей силы, после чего получила сигиль клана богинь в глазу, который теперь прикрывает челкой. Носит открытые наряды или платье горничной, поскольку работает в трактире «Шляпа Кабана». Отличается длинной гривой густых, серебристо-белых волос и пронзительными голубыми глазами. Любит капитана, тот отвечает ей взаимностью. Выросла в городе Данафор, уже будучи проклятой 3000 лет назад, теперь перерождается. На данный момент вернула себе память и настоящую личность.
7 добродетелей и их толкование
В христианстве выделяют семь добродетелей человека. Любовь, нестяжание, целомудрие, смирение, воздержание, кротость, трезвение.
Грехи и добродетели. Каждая из добродетелей может победить грех
Рассмотрим каждую из них в отдельности и дадим описание.
Любовь
Любовь — это царица добродетелей. Это самая высшая добродетель. Христианская любовь — дар Духа Святого, по своей сущности — обожение человека, по форме — жертвенное служение. Заповедь Господа — любовь к Богу и ближним.
Вот как описывает эту добродетель свт. Игнатий Брянчанинов:
Игнатий Брянчанинов
святой
Любовь — это царица добродетелей.
Кротость
Кротость (от слова укрощение) — это незлобивый и отходчивый нрав человека.
Господь Иисус Христос сказал:
Последнее высказывание действительно сбывается. Потому как кроткие христиане наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.
Хотя могли бы быть истреблены яростью язычников. Значение этих слов Господа можно также истолковать как наследие вечных благ в Царствии Небесном, на земле живых.
Что делать, если согрешил: ответ священнослужителя
Вопрос читателя:
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что сделать, чтобы Боженька простил все грехи. У нашей семьи большой долг, и мы не знаем, как найти выход. Я знаю, это мне за мои грехи. Но что-то не дает мне покоя, я должна что-то сделать. Помогите, пожалуйста! Спасибо!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
В грехах нужно каяться — и лично, когда читаете молитвы (недаром ведь есть в вечерних молитвах исповедание грехов повседневных), и на исповеди. Грехи — это все наши неправильные поступки. Приходя на исповедь, человек перед Богом обличает себя в своих грехах перед свидетелем — священником, а тот читает над ним разрешительную молитву, благодаря которой грехи и последствия грехов изглаживаются из человеческой души.
Грешит человек постоянно, потому что, к сожалению, очень мало людей, которые достигли непадательности в добродетели — то есть которые не совершают ошибок, ведут здоровую духовную жизнь. Поэтому и исповедоваться нужно регулярно, примерно раз в месяц, и причащаться.
Хорошо, что Вы верите в Бога, теперь надо налаживать и регулярную духовную жизнь — со вниманием к себе, своему внутреннему миру, чтобы в нем постепенно не осталось ничего, противного воле Божией. Что касается долга, это вопрос сложный, потому что нужно знать причину, откуда долг взялся
Одно дело — если Вы сама создали этот долг, например, оформили необдуманно кредит, ну тут что на Бога пенять? Другое дело — если долг Вам достался, например, по наследству от родителей, это тяжелая ситуация. Еще один вариант — если брали кредит на лечение или что-то такое жизненно необходимое, тут тоже вопросы, могли ли без этого обойтись или нет…
Что касается долга, это вопрос сложный, потому что нужно знать причину, откуда долг взялся. Одно дело — если Вы сама создали этот долг, например, оформили необдуманно кредит, ну тут что на Бога пенять? Другое дело — если долг Вам достался, например, по наследству от родителей, это тяжелая ситуация. Еще один вариант — если брали кредит на лечение или что-то такое жизненно необходимое, тут тоже вопросы, могли ли без этого обойтись или нет…
В общем, Вы поняли, что тут надо понимать, откуда долг, чтобы его интерпретировать как «за грехи». Потому что если это Вы сами создали долг, например, в ситуации, когда спокойно можно было без него жить, то это не кто-то Вам долг навязал, а Вы сама совершили ошибочный выбор, далее вопрос, по какой причине, что Вами руководило, тут можно и до какого-то греха докопаться, например, тщеславие. Это только один из вариантов. И поскольку вариантов много, Вы после исповеди попросите священника с Вами поговорить, чтобы Вы смогли осмыслить, как оказались в нынешней ситуации.
И просите Бога о помощи!
А что касается долга, коль скоро он уже есть, придется составлять план по тому, как вы будете совместными усилиями долг погашать, какие есть варианты экономии, подработок и так далее, чтобы размер долга постепенно уменьшался.
Помоги Господь!
Добродетели
Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь — это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.
Если же говорить о вере, то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.
Милосердие как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие — это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.
Смирение — это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.
Ревность, как добродетель, не имеет ничего общего с желанием «присвоить» человека себе и не давать ему общаться с противоположным полом. Обычно мы употребляем слово «ревность» именно в таком контексте. Но среди добродетелей ревность — это решимость быть с Богом, ненависть ко злу.
Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.
Не случайно в списке добродетелей оказалось и благоразумие. По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».
Целомудрие говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.
Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.
Из истории создания грехов
С рождением в человеке уже заложены греховные качества. Еще в древности люди начали замечать в себе плохие стороны. Писатель — Евграфий Понтийский расписал 8 самых плохих качеств в человеке в IV в. н. э., он был первым из основоположников создания грехов. Затем Григорий Великий — Папа Римский, долго изучавший пороки человечества, написал семь основных грехов. Зафиксировал он их в VI веке.
Затем мыслители все больше и больше углублялись в тему грехов. В следствии этого Святой Фома Аквинский дал большую огласку семи тяжким грехам. Люди — верующие в единого Господа Иисуса Христа начали следовать написанным правилам.
С веками список грехов корректировался, изменялась их последовательность, но суть написанного оставалась прежней. И мы с вами тоже стараемся быть праведниками и жить по Закону Божию. Конечно, все мы люди и ошибаться, допускать оплошности свойственно для нас. А что на этот счет думает церковь?
Откуда взялось выражение «7 смертных грехов»
Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого:
Что значит смертный грех
Список смертных грехов – это наиболее тяжкие грехи, которые отдаляют человека от Господа. Они порабощают волю человека, лишают его благодати, любви к Богу и, если грешник не покаялся, приводят душу к погибели. Смертные грехи можно сравнить с камнем на шее, который не даёт человеку подняться к Богу и тянет его к земле, мешает выпрямиться в полный рост. Травма, нанесённая душе смертным грехом, становится серьёзным препятствием для восстановления общения человека с Богом.
Что вообще считается грехом? Согласно “Догматическому богословию” протоиерея Олега Давыденкова, грех – это действие, слово, помышление, сердечное расположение, представляющее собой нарушение установленного Богом нравственного закона. Грех наносит вред душе человека, представляют собой нарушение Божьих Заповедей и отступление от праведной жизни, от Бога. Грех не является сотворённой Богом особой природой, силой. Это следствие искажения задуманного Творцом существования человеческой природы.
Особо тяжкие грехи в христианстве называются смертными, потому что их следствием является духовная смерть души. Она умирает для Бога и Вечной Жизни. Также определение «смертные» отсылает нас к ветхозаветному закону, по которому наиболее тяжкие грехи считались преступлениями и карались смертной казнью.
Запретный плод и змей-искуситель — символ грехопадения
История
Греко-римские предшественники
У семи смертных грехов, какими мы их знаем, были дохристианские греческие и римские прецеденты. В « Никомаховой этикеАристотеля перечислено несколько достоинств и достоинств . Аристотель утверждает, что каждое положительное качество представляет собой золотую середину между двумя крайностями, каждая из которых является пороком. Например, смелость — это добродетель противостояния страху и опасности; Излишняя храбрость — это безрассудство, а недостаточная храбрость — трусость. Аристотель перечисляет такие добродетели, как храбрость, воздержание (самообладание), щедрость, величие души (великодушие), умеренный гнев, дружбу и остроумие или обаяние.
Римские писатели, такие как Гораций, превозносили достоинства, перечисляя пороки и предостерегая от них. В его первых посланиях говорится, что «бежать от порока — это начало добродетели, а избавление от глупости — начало мудрости».
Аллегорическое изображение, изображающее человеческое сердце, подверженное семи смертным грехам, каждый из которых представлен животным (по часовой стрелке: жаба = алчность; змея = зависть; лев = гнев; улитка = лень; свинья = чревоугодие; коза = похоть; павлин = гордость) .
Происхождение признанных в настоящее время семи смертных грехов
Современное представление о семи смертных грехах связано с работами монаха IV века Евагрия Понтийского , который перечислил восемь злых мыслей на греческом языке следующим образом:
- Γαστριμαργία ( гастримаргия ) обжорство
- Πορνεία ( porneia ) проституция , блуд
- Φιλαργυρία ( филаргирия ) алчность (жадность)
- Λύπη ( lypē ) печаль , переданная в Филокалии как зависть, печаль по поводу чужой удачи
- Ὀργή ( orgē ) гнев
-
Ἀκηδία ( akēdia ) acedia , переводится в Филокалии как уныние
- Κενοδοξία ( кенодоксия ) хвастается
-
Ὑπερηφανία ( гиперэфания ) гордость , иногда выражаемая как самооценка , высокомерие , грандиозность
Они были переведены на латынь западного христианства в основном в трудах Джона Кассиана ), таким образом, став частью духовных pietas ( католических богослужений ) западной традиции , а именно:
- Гула ( обжорство )
- Luxuria / Fornicatio ( похоть , блуд )
- Аварития ( алчность / жадность )
- Тристиция ( печаль / отчаяние / уныние)
- Ира ( гнев )
- Acedia ( ленивец )
- Ванаглория ( тщеславие )
- Супербия ( гордость, высокомерие )
Эти «злые мысли» можно разделить на три типа:
- похотливый аппетит (чревоугодие, блуд и жадность)
- вспыльчивость (гнев)
- развращение ума (тщеславие, печаль, гордость и уныние)
В 590 году нашей эры Папа Григорий I пересмотрел этот список, чтобы сформировать более общий список. Григорий соединил tristitia с acedia , vanagloria с superbia и добавил зависть на латыни invidia . Список Григория стал стандартным списком грехов. Фома Аквинский использует и защищает список Григория в своей Summa Theologica, хотя он называет их «главными грехами», потому что они являются главой и формой всех остальных. Англиканская , лютеранская церковь , и методистской церкви , среди других христианских конфессий, по- прежнему сохраняют этот список. Современные евангелисты, такие как Билли Грэм , объяснили семь смертных грехов.
Античность[править]
Уже в Древней Греции различались четыре из семи добродетелей: мудрость, мужество, справедливость и умеренность, называемые основными. Все они были охарактеризованы Платоном /«Государство» 4:427 и далее/ как такие, которые необходимы для идеального гражданина. Поиски единого начала всех добродетелей привели Сократа к мнению, что разум — исток всех добродетелей. Мудрость при этом признавалась высшей добродетелью, заключающей в себе все другие. Много позже к интеллектуализму Сократа вернулись стоики, которые видели в мудреце — идеал человека. Надо заметить, что число добродетелей, признаваемых в античном мире не ограничивалось этой четверкой: например, Абрксас считался обладателем 365-ти добродетелей — по числу дней в году. Первое «классификационное» деление добродетелей обнаруживается у Аристотеля, который различал добродетели воли от добродетелей ума. Первые, названные им этическими, полагались как середина между двумя крайностями; вторые — дианоэтические — как правильное отношение разума к объектам и к низшим добродетелям.
Кардинальные добродетели
Греческие философы Аристотель и Платон, считал умеренность, мудрость, справедливость и храбрость четырьмя наиболее желательными чертами характера. В Книга мудрости один из семи Разумные книги включены в Септуагинта. В мудрости 8: 7 сказано, что плоды Мудрости «…добродетели; Ибо она учит умеренности и благоразумию, справедливости и стойкости, и ничто в жизни не может быть полезнее для мужчин ».
Моральные добродетели — это отношения и хорошие привычки, которые управляют действиями, страстями и поведением в соответствии с разумом; и приобретаются человеческими усилиями.Иммануил Кант сказал: «Добродетель — это моральная сила воли в выполнении требований долга». Основные добродетели — это благоразумие, справедливость, сила духа и воздержание.
- Благоразумие из пруденция (что означает «способность видеть вперед, прозорливость») — это способность управлять собой и дисциплинировать себя с помощью причина. Это называется Auriga virtutum (колесничий добродетелей), поскольку он направляет другие добродетели.
- справедливость это добродетель, которая регулирует человека в его отношениях с другими. С правосудием связаны добродетели религия, благочестие и благодарность.
- Стойкость который Фома Аквинский занимает третье место после рассудительности и справедливости и приравнивается к храброй стойкости. Терпение и настойчивость — добродетели, связанные со стойкостью.
- Умеренность это добродетель, которая умеряет в соответствии с разумом желания и удовольствия чувственного аппетита. С воздержанием связаны такие добродетели, как совесть, смирение и кротость.
Философы признали взаимосвязь добродетелей, так что смелость без благоразумия может превратиться в безрассудство. Фома Аквинский обнаружил взаимосвязь практической мудрости (пруденция) и моральная добродетель. Это часто называют «единством добродетелей»
Фома Аквинский также утверждал, что важно не только то, что человек делает, но и то, как он это делает. Человек должен стремиться к хорошей цели, а также сделать правильный выбор средств для достижения этой цели
Моральные добродетели побуждают человека стремиться к хорошему результату, но чтобы гарантировать, что человек делает правильный выбор в отношении средств достижения хорошей цели, нужна практическая мудрость.
Что может сделать человека добродетельным?
Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных. Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель. Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.
Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.