Портрет дориана грея. оскар уайльд

Смысл книги

Произведение Оскара Уайльда отличается удивительной разноплановостью и многогранностью. В нем поднято много важных тем и проблем, но смысл романа, прежде всего, заключается в том, чтобы продемонстрировать, насколько важным является внутреннее содержание человека, которое далеко не всегда может соответствовать внешности. Как бы ни был идеален человек внешне, красота его лица и тела не сможет скрыть уродство души, отсутствие нравственных качеств, порочность мыслей и поступков. Если человек изнутри не светится любовью, добротой, милосердием, никакая внешняя привлекательность не спасет его.

Также писатель хотел продемонстрировать, что истинное искусство существует вне времени, оно вечно. Художник Бэзил не побоялся до конца отстаивать свои жизненные принципы. Он отдал жизнь за свою преданность идеалам, однако его полотно осталось жить, прославляя красоту натурщика. Изображенный на холсте юноша завораживает своей молодостью, свежестью, красотой. Но на деле он, решив истратить все свои силы на призрачные удовольствия, давно мертв. О его существовании напоминает лишь изображение, запечатленное талантливым мастером.

В предисловии к своей книге Оскар Уайльд собрал 25 афоризмов, которые во многом отражают его жизненные принципы. Вот лишь некоторые из них: «Избранными являются те, для кого прекрасное означает лишь одно – Красоту», «Раскрыть себя и утаить создателя – этого жаждет искусство», «Художник – творец прекрасного», «Этические предпочтения творца приводят к манерности стиля», «Пороки и добродетели для творца – материал искусства».  Несмотря на то, что писатель был сторонником эстетизма, в своем произведении он демонстрирует, насколько опасно разделять этические и эстетические признаки. Наслаждаться красотой можно, соблюдая мораль и не забывая о добродетели. Только так, гармонично соединив все важные составляющие бытия, можно остаться настоящим человеком.

Критика

Современники писателя не просто не приняли роман Уайльда, но обрушились на него с гневной критикой. Главным противником автора стал литературный критик Генлэй, который, приводя в пример скандальные подробности жизни Уайльда, который в действительности был весьма спорной личностью, пришёл к выводу, что роман призван не осуждать разврат, а призывать к нему. В итоге из-за своего творчества и непорядочного образа жизни Оскар Уайльд предстал перед судом и был приговорён к тюремному строку.

Только после смерти писателя публика смогла по-новому взглянуть на роман, увидев в нём не растлевающее умы молодёжи чтиво, а один из самых нравственных и остроумных английских романов.

Спектакли и мюзиклы

  • Театральная постановка «Дориана Грея» была поставлена Джоном Осборном в лондонском Гринвичском театре в 1975 году.
  • Венгерский мюзикл по роману написал Матьяш Варконьи , а его либретто написали Гунар Браунке и Янош Ач. Премьера мюзикла на английском языке (перевод Дункана Шилса) состоялась в Лондоне в 1995 году. Немецкая версия Дориана Грея (Майкл Кунце, Гунар Браунке) много лет гастролировала по Германии, а также в Германии. Нидерланды, Франция и Швейцария.
  • В 2000 году в оперном театре Гудспид состоялась премьера мюзикла « Дориан» по книге, музыке и текстам Ричарда Гливза с Томом Стюартом и Саттон Фостер в главных ролях (как придуманный персонаж Сестры Клэр).
  • Канадский драматург Тед Дайкстра вместе с поэтом Стивеном Мэйоффом написал на основе книги мюзикл под названием « Дориан» . Премьера мюзикла состоялась в 2002 году, а действие разворачивается в конце 1900-х годов, когда Дориан превратился из члена бездельника в начинающую молодую модель.
  • В 2006 году в Праге состоялась премьера чешского мюзикла по одноименному роману.
  • В 2007 году австралийский продюсерский дом Diatomic Productions поручил драматургам Грегу Элдриджу и Лиаму Саклингу преобразовать роман в трехактную пьесу. Билеты на мировую премьеру этой работы (состоявшуюся 22 мая 2008 г.) были распроданы до открытия и вернулись ко второму сезону аншлаговых шоу в рамках фестиваля Melbourne Fringe в октябре 2008 года.
  • Хореограф Мэтью Борна «s современный танец адаптация истории, под названием Дориан Грей сделала свой дебют на Международном Эдинбургском фестивале в августе 2008 года.
  • В 2008 году канадский драматург Ян Case приспособили историю как сайт-специфичного 90-минутный внучатая Гиньоль производства стиле, на сцене Роберт Dunsmuir «s Craigdarroch Замок в Виктории, Британская Колумбия , самым последним в серии Хэллоуин производств , которая началась в 2000 году .
  • Музыкальная адаптация книги молодой театральной труппы Kangaroo Court была показана в театре Tabard в Чизуике в 2008 году. Обновленная версия сосредоточена на одержимости и эксцессах знаменитостей.
  • «Дориан, замечательный мистер Грей: портрет в музыке» — это новая сценическая музыкальная версия произведения Рэнди Баузера с музыкой, текстами и книгой. Премьера картины состоялась в 2008 году в театре «Пентакль» в Салеме, штат Орегон. Российская версия проходит в Москве, в Центре Стаса Намина. Шоу эксклюзивно представляет Майкл Батлер , оригинальный продюсер фильма « Волосы на Бродвее».
  • В январе 2009 года Дориан Грей был адаптирован и поставлен Линни Ридман на музыку Джо Эванса. Спродюсированный Ruby In The Dust, шоу вернулось в театр Лестер-сквер 26 июня 2009 года в составе звездного состава, а в марте 2010 года снова было поставлено заново под названием «Необыкновенное кабаре Дориана Грея» .
  • Оперная версия из Портрета Дориана Грея была поставлена Lowell Либерман . Либерманн хотел создать пьесу на основе «Портрета Дориана Грея», потому что «книга произвела на такое впечатление, как никакая другая книга». Премьера состоялась в Опере Монте-Карло в 1996 году.
  • В январе 2010 года « Дориан Грей» был адаптирован Даниэлем Митурой и поставлен Хеннингом Хегландом. Музыка Майкла Наймана . Премьера спектакля состоялась в театре Кирка на 42-й улице в Нью-Йорке.
  • 7 марта 2011 года Уэсли Тейлор сыграл главную роль в чтении для сценической адаптации драматурга Майкла Рэйвера . Режиссер Квинтен Гордон и Лорен Молина в главной роли .
  • В феврале 2013 года Дориан Грей был адаптирован в мюзикл Каллумом Николлсом, композитором-аспирантом Музыкальной школы Кардиффского университета , и был исполнен студентами школы в Концертном зале Кардиффского университета.
  • В августе 2014 года картина (Дориана Грея) , современная адаптация, созданная и исполненная Gravity Partners из колледжа Джуниата в Хантингдоне, штат Пенсильвания, была показана на Международном фестивале Fringe в Нью-Йорке .
  • В 2016 году CJeS Culture представили корейскую музыкальную адаптацию по сценарию Чо Ён Син и написанную Ким Мун Чжон, в которой Ким Джунсу играет главную роль.
  • Летом 2017 года экранизация Кристофера Дайетта и Кевина Муккетти дебютировала на Нью-Йоркском фестивале музыкальных театров .
  • В июле 2020 года, в разгар пандемии COVID-19 , Билли Кристофер Мопин провел персональное шоу по книге с ограниченной аудиторией, которое транслировалось в прямом эфире на YouTube в Firehouse Theater в Ричмонде, штат Вирджиния .

Главные герои

  1. Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
  2. Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
  3. Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
  4. Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
  5. Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.

История создания

Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что напишет роман, который сведет с ума весь Лондон. «Дориан Грей» был написан в кратчайшие сроки, в едином порыве творческой воли. Спор писатель выиграл, но за победу поплатился: его судили за развращение английских нравов. В результате, он получил реальный тюремный срок.

Роман имеет за собой реальную основу. У Оскара Уальда в действительности был приятель Бэзил, который был талантливым художником. Однажды в его мастерской писатель увидел очень красивого юношу. Уальд был восхищен чарующей внешностью натурщика и с горечью заметил, что этой красоте не миновать старости с ее безобразностью. Но художник был готов рисовать изображение красавца каждый год, чтобы старение и увядание отражались только на полотне.

«Портрет…» является единственным опубликованным романом, принесшим своему создателю успех и почти скандальную славу. Впервые был напечатан в июле 1890 года в американском «Ежемесячном журнале Липпинкотта». После, в 1891 году, книга вышла в отдельном издании с шестью новыми главами и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма.

Глава II

Встретив юношу, Генри моментально проникся его необыкновенной красотой. Дориан же, в свою очередь, вслушивался в столь привлекательные, но искушающие, столь красивые, но парадоксальные речи лорда, которыми Уоттон расположил к себе душу натурщика

Он показал Дориану важность красоты и юности, а также их прискорбную недолговечность

Закончив портрет, художник показывает его Грею. Но единственное чувство, которое возникает у Дориана, — это зависть к портрету, ведь его герой будет вечно молодым. Дориан тоже хочет сохранить вечную молодость. Безил дарит портрет юноше. Сам молодой красавец соглашается на приглашение лорда Генри отправиться в театр и уходит с ним.

Рецензии на книгу Портрет Дориана Грея

Оскар Уайльд является для меня единственным английским писателем, чьё творчество я всегда буду смаковать, и перечитывать, с каждым новым разом открывая для себя всё новые идеи и мысли. Темы, которые он затрагивает, были и остаются актуальными, а его неповторимый стиль, многогранность и остроумие прибавляют его произведениям особую привлекательность.

«Портрет Дориана Грея» — единственный роман писателя, написанный всего за три недели, стал причиной множественных скандалов со стороны критиков и восторженных отзывов обычных читателей. В небольшом объёме автору удалось затронуть множество проблем, касающихся добра и зла, искусства, человеческих пороков, и, конечно же, любви. Структуру романа нельзя назвать классической, поскольку история раскрывается постепенно с помощью эпизодов от лица разных персонажей. Сами герои постоянно подвержены самоанализу, их идеи и мировоззрение выражаются посредством глубоких философских рассуждений.

Сюжет завязан на жизни молодого человека, который обладает уникальной красотой. В один из дней, позируя для своего друга-художника, он знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии оказывает на него сильное влияние. В разговоре Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость — единственное богатство, которое стоит беречь. Данное изречение вызывает бурю в юной голове главного героя и он, стоя перед завершённым портретом, говорит фразу, навсегда изменившую его жизнь: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это!». Мистическим образом желание Дориана исполняется, и он, пользуясь великолепием своего положения, начинает вести противозаконный образ жизни, полностью отдавая себя нескончаемым наслаждениям и порокам.

После прочтения все читатели найдут в романе свою мораль, и, какой бы она не была, она будет соответствовать истине, ведь Уайльд вложил в своё произведение множество смыслов. Одна из главных идей состоит в том, чтобы сопоставить красоту внешнюю и внутреннюю, и доказать что безобразие души невозможно скрыть под красивой оболочкой. Второй, более провокационный, предпосыл заключается в том, чтобы показать безнаказанность людей из высшего общества. Критики обвиняли Оскара Уайльда за клевету на высший свет викторианской Англии, при этом сам писатель уверял, что каждый человек увидит в его произведении лишь то, что ближе ему самому.

#БК_2020 (8. Книга, в названии которой есть фамилия)

В ролях

Дориан Грей, молодой человек

Иван Мишин

Дмитрий Бероев

Лорд Генри Уоттон, его друг

Анатолий Смиранин

Бэзил Холлуорд, художник

Павел Гребенников

Павел Степанов

Сибилла Вэйн, начинающая актриса

Елена Маркелова

Дарья Затеева

Джеймс Вэйн, её брат

Даниил Толстых

Никита Спиридонов

Миссис Вэйн, их мать

Галина Калашникова

Виктория Захарова

Миссис Лиф, экономка

Виктория Захарова

Галина Калашникова

Леди Уоттон, жена лорда Генри

Екатерина Ишимцева

Леди Нарборо, светская дама

Екатерина Ишимцева

Глэдис, кузина лорда Генри

Екатерина Давыдова-Тонгур

Марина Заболоцкая

Джеффри, её брат; Хеббард, мастер по изготовлению рам; Журналист; Констебль

Дмитрий Новиков

Алан Кэмпбелл, ученый; Адриан Синглтон, разорившийся дворянин; Артист в театре

Илья Ковалёв

Дмитрий Триумфов

Виктор, лакей; Директор театра

Антон Алипов

О чем книга «Портрет Дориана Грея»

Размышляя, о чем книга «Портрет Дориана Грея»необходимо рассматривать произведение с разных сторон. Нужно видеть, как Дориан меняется, воспринимая сказанное лордом Генри за чистую монету. Все, что говорит лорд Генри, Дориан мечтает воплотить в жизнь. Они искренне восхищается своим новым другом, не понимая, что некоторые высказывания носят ироничный характер.

Однажды Дориан влюбляется в красивую и прелестную актрису, которую зовут Сибила. Девушка юна, чиста и наивна. Она одаривает молодого человека своей искренней любовью. Молодые люди заводят страстный роман. Однако, Дориан начинает играть чувствами своей возлюбленной, чем доводит девушку до самоубийства. Некоторое время Дориан переживает на счет смерти девушки, ведь он ее искренне любил, но вскоре лорд Генри успокаивает героя, и Дориан забывает о своем горе.

Дориан начинает вести развязную жизнь, он имеет беспорядочные любовные связи, устраивает непотребства. О Дориане ходят по городу различные противоречивые слухи, которые шокируют людей, знавших Дориана прежде. Моральный облик главного героя резко падает, но на его лице это никак не отражается, зато портрет героя начал изменяться, начиная со смерти Сибилы.

Портрет искажается, на нем появляется злая усмешка и следы употребления вредных веществ и ведения разгульного образа жизни. Каждый опрометчивый шаг и дурной поступок запечатлевает на себе портрет.

Художник, нарисовавший портрет, Бэзил приходит в гости к Дориану, чтобы поговорить с ним, помочь герою разобраться в себе. Бэзил не верит, что Дориан, тот светлый и добрый юноша, которого помнил художник, стал злым и опасным человеком. Герой показывает художнику его портрет и упрекает Бэзила в своих грехах. Поведав Бэзилу правду про портрет, Дориан решает убить художника. Воплотив свое решение в жизнь, Дориан избавляется от трупа.

Главного героя постоянно преследует паранойя, он начинает опасаться всего вокруг и постепенно сходить с ума. Дориан со временем понимает, что устал от разгульной жизни. Он пытается сделать доброе дело, чтобы оно отразилось на портрете, возродило его душу. Однако, у Дориана ничего не получается. Им движут не искренние побуждения, а собственно тщеславие.

Обозлившись на себя самого и на свою злую судьбу, Дориан решает уничтожить свой портрет, так как именно он, по мнению героя, является единственным свидетельством разгульной и злой жизни. Когда герой вонзает нож в портрет, то с ужасом понимает, что портрет приобретает изначальные черты, а он, Дориан, умирает и превращается в старого, гнилого человека, на котором запечатлены все его пороки.

Глава I

Повествование начинается со студии Бэзила Холлуорда – художника, работающего над портретом прекрасного юноши. Его собеседник – Генри Уоттон, курящий папиросы, рассуждает над мастерством творца и красотой изображенного молодого человека. Бэзил отвечает, что этот златокудрый красавец – двадцатилетний Дориан Грей (вот его характеристика), которым живописец любуется, считая его своей музой.

Услышав это, лорд Генри захотел непременно познакомиться с этим Аполлоном красоты. На что художник категорично отказывает: он опасается дурного влияния своего искушенного приятеля на добродетельного юношу. Планы Бэзила прерывает лакей, докладывающий, что внизу ожидает Дориан Грей. Теперь знакомства не избежать.

Дориан Грей. Характеристика и образ литературного героя. Анализ персонажа.

ДОРИАН ГРЕЙ

(англ. Dorian Grey) — герой романа О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1891), написанного под влиянием «Шагреневой кожи» О. де Бальзака. Роман Уайльда, как и его главный персонаж, наиболее полно отражает основные постулаты философии эстетизма, исповедуемой автором. Живое воплощение совершенной красоты, Дориан Грей стремится доказать, что красота выше истины и морали. Прекрасный, как херувим, юноша, плод мезальянса блистательной аристократки с «каким-то молодчиком», убитым по приказу его деда на дуэли, Д.Г. открывает для себя жизнь глазами лорда Генри Уоттона, скучающего скептика и острослова, воспитывающего своего подопечного в духе гедонизма и полной свободы от всяких моральных обязательств.

Художник Бэзил Холлуард, черпающий в красоте юноши источник неиссякаемого вдохновения, пишет портрет Д.Г.

Безмерно поклоняясь своему кумиру, он вместе с тем хочет видеть в нем идеал не только физического, но и нравственного совершенства, в противоположность лорду Генри, который утверждает, что красота «имеет высшее право на власть и делает парями тех, кто ею обладает». Усвоив уроки лорда Генри и поверив в то, что «молодость — единственное, что ценно в нашей жизни», и что, «когда человек теряет красоту, он теряет все», Д.Г. хочет, чтобы увядание и тлен коснулись его изображения на холсте, а не его прекрасной плоти.

Самоубийство молодой актрисы Сибилы Вэйн, сначала очаровавшей Д.Г. своей игрой, а затем жестоко отвергнутой им, помогает герою обнаружить, что его мечты воплотились в жизнь. Следы жестокого поступка проступают на портрете в то время, как лицо Д.Г. по-прежнему являет образчик совершенной красоты.

Так в форме фантастического вымысла О.Уайльд воплощает свою мысль о том, что искусство выше жизни. «Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь»,- утверждал он.

Скрытый от человеческих глаз, портрет становится летописью жизни Д.Г., потворствующего всем порокам. Некогда целомудренный и светлый юноша, изображенный на портрете, превращается в ужасного морщинистого старика. Венцом всех преступлений, совершенных Д.Г., становится убийство Бэзила Холлуарда — творца таинственного двойника, освободившего героя от всех моральных обязательств перед жизнью. Уничтожив создателя портрета, Д.Г. решает избавиться и от самого портрета — немого свидетеля всех преступлений. Однако удар ножа, с помощью которого он хочет прервать сверхъестественную жизнь его души в портрете, обрывает и его собственную жизнь. Портрет, являющий Д.Г. во всем блеске его дивной молодости, и увядшее, отталкивающее тело старика предстают взору тех, кто находит Д.Г.

Несмотря на то что в предисловии к роману Уайльд настойчиво повторяет, что «художник не моралист», «художник не стремится что-то доказывать», «нет книг нравственных или безнравственных», всем ходом своего повествования он утверждает обратное. Судьба Д.Г. доказывает, что нет красоты вне истины, а истины вне нравственного начала.

Лит.: Аникст А.А. Вступительная статья//Уайльд О. Избр. произведения. М., 1960. Т.1.Е.Г.Хайченко

Литературные герои

1

  • adminn

Проблематика

В романе «Портрет Дориана Грея» писатель раскрывает проблему  «прекрасного» и «уродливого». Это два полюса, которые необходимы человечеству для осмысления полной картины миры. К лагерю «прекрасного» следует отнести чистую, возвышенную любовь актрисы Сибиллы, бескорыстную привязанность Бэзила к юноше, и, безусловно, самого героя в самом начале романа, когда он был не только красив, но чист и невинен. К «безобразному» же относится развращенная душа Дориана, которая с каждым новым приобретенным пороком черствеет, загнивает, теряя способность к милосердию и состраданию.

Проблема общества заключается в том, что оно не замечает тонкой грани между красотой и откровенным уродством, и преподносит внешнюю атрибутику на пьедестал, напрочь забывая о внутренней составляющей. О безобразных поступках Дориана становится известно в  высшем обществе, однако никто из его окружения не отворачивается от него, более того: юношу по-прежнему продолжают любить и уважать, ведь внешне он совершенно не изменился, остался таким же красивым и очаровательным.

Истинным отражением души Дориана Грея является его потрет, который вбирает в себя все порочные и безнравственные стороны своего хозяина. Благодаря вмешательству мистических сил Дориан, несмотря на свой развратный образ жизни, по-прежнему остается молодым и привлекательным, в то время как полотно с его изображением демонстрирует, какой является расплата за весь этот соблазн. Таким образом Уайльд раскрывает проблему безнаказанности высшего общества: человек может вести абсолютно аморальный образ жизни, но при этом никогда не понесет заслуженного наказания за свои проступки. Сам факт принадлежности к высшему сословию защищает такого человека от закона, а его безнравственное поведение никогда не будет предано на суд широкой общественности. Таким образом автор подвергает критике всю прогнившую систему викторианской Англии, долгое время закрывавшей глаза на преступления аристократии.

История

По легенде, у единственного романа Оскара Уайльда была реальная подоплека. Говорят, что в 1884 году писатель часто навещал мастерскую приятеля Бэзила Уорда, где вечно веяло творческим вдохновением и пахло масляными красками. В то время художник как раз рисовал портрет юноши неземной красоты. После того как работа была закончена, натурщик удалился, а вот картина осталась. Тогда ценитель изящного искусства Уайльд заметил:

Бэзил Уорд согласился с мнением приятеля и добавил, что было бы чудесно, если бы с годами морщинками покрывалось не лицо молодого человека, а его собственный портрет.

Писатель Оскар Уайльд

Обратив внимание на навеянный сюжет, гений литературы сочинил интеллектуально-концептуальную повесть «Портрет Дориана Грея» всего за три недели. Однако сам автор признавался, что это слишком большой срок

Впервые творение Оскара было напечатано в «Ежемесячном журнале Липпинкотта» (1890 год), а через год рукопись Уайльда издали отдельной книгой с предисловием, которое стало манифестом эстетизма.

Роман вызвал мощное эмоциональное потрясение у общественности: завсегдатаи книжных лавок восторгались творением Оскара, а вот литературному истеблишменту книга пришлась не по вкусу. Писательская верхушка осудила произведение Уайльда как низкое и аморальное. Некоторые критики предлагали наложить на «Портрет Дориана Грея» табу, а автора отдать под суд.

Примечательно, что своим скандальным произведением Оскар Уайльд будто предопределил свою судьбу. Женатый мужчина, пугавшийся в юные годы слова «гомосексуальность», воспитывающий двоих детей, перестал получать удовольствие от общения с представительницами прекрасной половиной человечества.

Первое издание романа «Портрет Дориана Грея» в британском журнале

Из биографии литератора ясно, что он был чрезвычайно влюбчивым человеком: когда мастеру слова исполнился 21 год, он начал ухаживать за Флорри Бэлкум. Эта девушка в буквальном смысле разорвала сердце Оскара Уайльда на части, отдав предпочтение Брэму Стокеру – создателю мрачного вампира Дракулы. Далее в жизни писателя шла череда неудачных любовных увлечений, пока в 1881 году он не встретил будущую супругу Констанцию Ллойд. Влюбленные не чаяли души друг в друге, но семейная жизнь была непривычной для Оскара Уайльда.

Что стало причиной тяги гетеросексуала Уайльда к лицам мужского пола, остается только гадать. Известно, что, еще учась в Оксфорде, создатель «Портрета Дориана Грея» то и дело захаживал в «квартал красных фонарей».

Оскар Уайльд с женой и детьми

Однажды после очередной встречи с женщиной легкого поведения мастер декаданса заразился сифилисом. Эту жуткую болезнь пришлось лечить ртутью, от которой портились зубы. Несмотря на то, что врачи заверили Уайльда в отменном состоянии здоровья, через два года случился рецидив. После этого Оскар прекратил любовные отношения с Констанцией и стал разделять свое ложе с мужчинами.

В 1891 году (через пару месяцев после выхода романа) Уайльд, находясь в собственном доме вместе с женой, познакомился с молодым аристократом Альфредом Дугласом, которого родные и близкие ласково звали «Бози». Такое прозвище произошло от английского слова «bossy», что в переводе означает «любящий распоряжаться».

Оскар Уайльд и Альфред Дуглас

Надменному нарциссу Альфреду не повезло с семьей: знатные родители постоянно занимались судебными разбирательствами, бросив ребенка на произвол судьбы. В 1891 году в руки Бози попала книга Оскара Уайльда: по признанию молодого человека, роман, который был перечитан целых 11 раз, околдовал 21-летнего парня. Дуглас тут же задался целью повидаться с автором бессмертного произведения. Это знакомство было крайне удачным: Бози стал самой большой любовью в жизни литератора.

Глава IX

На следующее утро к Дориану пришел Бэзил, чтобы утешить юношу после произошедшего. Но, увидев Грея спокойным, удивился, на что герой ответил, что в происшествии нет ничего страшного и особенного, «прошлое — это прошлое». Затем, художник, заметив, что портрет сокрыт, попросил посмотреть на свое творение. Но Грей запретил сделать это. Бэзил же поведал ему о своем желании выставить работу в Париже. Но изначально живописец был против этого, что же изменилось? И друг рассказал ему.

Бэзил боялся, что в своей работе он раскрыл свою душу, свою жизненную тайну – обожание Дориана. Но сейчас он понял свою ошибку. Не добившись разрешения выставить портрет, художник уходит.

Дориан, в свою очередь, убирает картину, боясь, что кто-нибудь сможет раскрыть его тайну.

Проблематика

В романе раскрыта проблема «прекрасного» и «безобразного». Эти две крайности, которые нужны для понимания цельности этого мира. К «прекрасному» принадлежит трагичная и чистая любовь актрисы Сибилы, искренняя привязанность Бэзила к юноше и, конечно, сам главный герой, как воплощение подлинной земной красоты. «Безобразное» носит в себе его душа, с каждым пороком и преступлением она тлеет, загнивает, теряя чувствительность и способность к состраданию. И все эти метаморфозы принимает на себя таинственный холст, превращая изображенного на нем человека в уродливое порочное создание. Но общество слепо к тонким граням между красотой и уродством, он фиксирует только внешние атрибуты личности, напрочь забывая о внутренних. О проделках Дориана знают все, но от этого его не перестают любить и уважать. Кое-кто лишь трусливо опасается потерять свою показную добродетель, поэтому не принимает его официально. В этих обстоятельствах наряду с неразборчивостью людей стоит их лицемерие и трусость – проблемы не менее важные.

Портрет Дориана Грея — это отражение его души и совести. Оно никак не управляет жизнью своего владельца, не наказывает его, а лишь безмолвно отражает всю низость и безнравственность молодого человека. Добродетель поругана, настоящие чувства уступили место лицемерию. Красавец поддался искушению, и только его изображение покажет расплату за этот соблазн. Налицо проблема безнаказанности человека из высшего общества: он ведет не только аморальный, но и противозаконный образ жизни, а его никто не останавливает. Конечно, он же из знати, а, значит, имеет право не считаться с законом, пока его поведение не станет достоянием широкой общественности. Только тогда все сделают вид, что шокированы известием, но ранее ничего такого не подозревали. Таким образом, автор затрагивает проблемы социального и политического толка, критикуя викторианскую Англию за то, что она закрывает глаза на преступления своей элиты.

Интересные факты

  • Как известно, кинодеятели редко экранируют рукопись литератора точь-в-точь, так как режиссеры любят добавлять оригинальные детали. Вот и фильм «Дориан Грей» (2009 год) не стал исключением: у главного героя появляется возлюбленная Эмили Уоттон (Ребекка Холл), хотя по роману молодой человек не любит никого, кроме себя.
  • Режиссеры телесериала «Страшные сказки», где роль красавца исполнил Рив Карни, тоже приплели романтические мотивы: обольститель испытал чувства к девушке Анжелике.
  • В психиатрии существует понятие, которое носит название «синдром Дориана Грея», который выражается в страхе перед старением. Люди, подходящие под описание синдрома, остро переживают по поводу морщин и физического увядания, порой прибегая к радикальным методам.
  • Мало кто знает, что настоящее имя Булата Окуджавы – Дориан. Певец был назван родителями в честь одноименного персонажа из романа Оскара Уайльда.

Сергей Кемпо в роли Дориана Грея

  • Рэй Брэдбери вдохновился произведением Уайльда, поэтому написал книгу «Слава в вышних Дориану!». По сюжету протагонист попадает в общество таких нарциссов, которые предлагают ему вечную молодость.
  • На свете существуют киноадаптации романа, мюзиклы, а также спектакли. На российской сцене лорда Генри сыграл Олег Меньшиков, а роль Дориана Грея досталась Сергею Кемпо.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector