Как сложилась судьба понтия пилата пятого прокуратора иудеи после казни христа

Что произошло с Понтием Пилатом после казни Иешуа

Очередной рабочий момент в жизни Понтия Пилата сыграл ключевую роль, наложившую отпечаток на роман в целом. Казнь заключенных обычное дело для прокуратора. Он привык воспринимать это как должное, не считая арестованных за людей и не интересуясь их судьбами. На допросе Иешуа, он убеждается, что человек, находящийся перед ним невиновен в предъявленном преступлении. Помимо этого, он оказался единственным, кто способен избавить его от постоянно сверлящей головной боли. Так в нем открылась другая черта личности – сострадание.

При данной ему власти он не смог отменить приговор и освободить парня. Единственное чем мог ему помочь, сделать так, чтобы приговоренных сразу убили, без мучений. Понтий Пилат не смог противостоять давлению обстоятельств, совершив зло. После этого поступка он «двенадцать тысяч лун» по времени будет раскаиваться в содеянном. Угрызения совести лишили его нормального сна. Ночью урывками ему снится один и тот же сон, где он гуляет по лунной дороге.

«Друг кесаря»

Однако первосвященники пригрозили Пилату — «если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Евангелие от Иоанна, 19:12). Это был главный аргумент в принятии решения.

«Если освободишь Его, то ты враг кесарю», – слова эти, сказанные перед всем народом, были страшны. Первосвященники готовы перенести дело на суд кесаря, чтобы там обвинять вместе с Иисусом Христом и Пилата как изменника, который не заботится о чести и выгодах своего владыки. Для Пилата эти угрозы имели реальную силу. В качестве правителя Иудеи его можно было обвинять перед кесарем за различные проступки и злоупотребления. Особенно это было сподручно таким врагам, “которые действовали в Риме и золотом, и происками» (святитель Иннокентий Борисов, 1800-1857).

Пилат не обладал твердостью духа защитить Невиновного и всенародно отказаться от дружбы с кесарем. Он не был готов принести собственную жизнь в жертву ради справедливости и Истины.

Так виноват или нет?

Поведение Пилата выглядит странным. Хочет спасти — и отдает на смерть; признает невиновным — и утверждает обвинительный приговор; называет Праведником — и отпускает вместо Него убийцу. Однако эта противоречивость поступков лишь подтверждает одну из важнейших идей христианства: без помощи Бога человек не может творить добро. Даже различить добро и зло не способен тот, кто не имеет ответа на вопрос «что есть истина?».

Вся последовательность действий Пилата на суде является убедительной иллюстрацией к словам апостола Павла, описывающим это бедственное состояние падшего человека: …Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим 7:18–20). В необновленном благодатью человеке действует грех, искажающий все его благие намерения, выворачивающий наизнанку все его мысли, слова и поступки, превращающий добро и зло в относительные понятия, не имеющие внятных определений. Пилат хотел сделать добро — защитить Христа от иудеев, жаждущих Его крови. Он не хотел смерти Праведника. Но в итоге вошел в историю как судья, вынесший смертный приговор невиновному и умывший после этого руки.

Те слабые искры добра, которые были ему присущи, как и любому человеку, призывали Пилата к справедливости и честному суду. Грех же, действовавший в нем, как и в любом человеке, требовал убийства любого добра, и прежде всего — Верховного Добра, оказавшегося в его власти. Поэтому не в противоречивых закоулках личности Пилата следует искать объяснение тому, что он сделал, а в действии греха на природу человека, пусть даже и желающего добра. Преподобный Иустин (Попович) пишет: «Разъеденное скепсисом, языческое сознание Пилата <…> действует отрывочно, мыслит фрагментарно: то удивляется Иисусу; то озабоченно спрашивает, почему Он молчит; то властно предлагает обвинителям вопрос: какое же зло сделал Он? Все его сознание разбивается и течет, как по зыбучему песку, и хочет на зернышке песка поставить и построить основание своих заключений о Иисусе. Вся душа Пилата развеяна, вся совесть расстроена, вся воля расслаблена: и его сознание правды, и его ощущение истины, искристо, мгновенно, искра блеснет, и сразу тонет во мраке скепсиса, во тьме сладострастия, в потемках грехолюбия. Пилат совершает зло, которого не хочет, а не совершает добро, которого хочет. В этом и заключается вся его ответственность, что он сознательно находится в рабстве такой неправде. Поэтому лекарство от этой болезни не в человеке, не в людях, но в Богочеловеке. Ибо только Он имеет для этого и лекарство, и любовь, и силу».

Характер героя

История Пилата воспринимается читателями неоднозначно. Он выглядит как деспотичный человек, который неоднократно называет себя жестоким. Понтий был очень умным и образованным. Он владел тремя языками:

  • латинским;
  • греческим;
  • арамейским.

У него не было жены и детей. Мужчина полностью отдавал себя службе. Прокуратора считали злым и нелюдимым. Люди часто называли его свирепым и опасным. Встреч с Понтием старались избегать. Из-за частых приступов мигрени, которые доставляли сильные страдания, Пилат был склонен к вспышкам гнева.

Надменность делала его суровым и грозным. На войне он проявлял себя как храбрый и отважный человек, который защищал своих подчиненных. В ситуации с Иешуа Га-Ноцри он проявил трусость. В этот момент прокуратор ненавидел свой титул и невозможность что-то изменить.

Пилат приказал казнить Иешуа, но это решение приносит ему только муки. Он думает над словами Га-Ноцри, который всех считал «добрыми людьми». Понтий же слишком хорошо видел настоящую сущность человека. В Долине Дев Марка Крысобоя едва не разорвала толпа германцев, видел прокуратор и другие преступления. Все это позволило ему потерять веру в людей.

Понтий узнал, что Иешуа избили за проповеди, бандиты убивали солдат, а Иуда в итоге предал Га-Ноцри. Пилат не верит словам арестанта о том, что настанет царство истины. Прокуратор давно потерял веру в людей. Вся его жизнь наполнена страданиями и грустью, мучениями.

Понтий был глубоко одиноким и несчастным человеком. Замкнутость и титул вынуждали его выносить нелегкие решения. Наказание Иешуа далось ему нелегко, так как философ словно видел настоящего прокуратора. Уставшего и больного человека, который мечтает о покое.

Понтия будет мучить бессонница. Он обречен жаловаться на свою должность и на отсутствие покоя. Вместе с ним страдает его собака. Мужчина хочет наконец-то пройти по лунной дорожке и продолжить беседу с Иешуа.

Воланд заметит, что Маргарите нет смысла просить освободить прокуратора. За него уже вступился сам Иешуа, который попросил Левия Матвея передать его просьбу. Воплотил ее Мастер, который ограничился коротким: «Свободен!».

Так Понтий Пилат смог исполнить свое давнее желание о покое и прогулке по лунной дорожке.

Образ в культуре

В культуре образ Понтия Пилата используют регулярно. Но самым ярким до сих пор считают произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь Понтий Пилат – главный герой-злодей, который уничтожил Иисуса Христа. Автор рассказывает в одной из частей романа о встрече Иешуа Га-Ноцри, проповедовавшего добро, и прокуратора.

Должность Пилата предполагала то, что от Понтия требуется справедливость по отношению к обвиняемым. Но давление общества не всегда позволяло оставаться таковым. Однажды прокуратор желал наказать Иуду, который предал Иешуа. Но это вызвало бурю эмоций отнюдь не в народе, а в душе Понтия Пилата. Сомнения раздирали прокуратора.

Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» получил несколько экранизаций. Первый фильм представили общественности в 1972 году. Спустя 17 лет зрители познакомились с новым видением книги Булгакова, представленным режиссером. Большую популярность снискал телесериал, который вышел на российские экраны уже в 2005 году. Понтия Пилата в этом романе на ТВ сыграл известный советский актер Кирилл Лавров.

Из вредности

Впрочем, в своем стремлении «прогнуть» иудеев под себя Пилат часто руководствовался даже не государственными интересами Рима, а обыкновенной человеческой вреднос­тью и желанием досадить туземцам. Через это пристрастие он порой ставил себя в весьма неловкое положение уже перед самим императором. О весьма показательном случае подобного рода рассказывает историк Филон Александрийский в тексте «О посольстве к Гаю»:

«Одним из людей Тиберия был Пилат, ставший наместником Иудеи, и вот, не столько ради чести Тиберия, сколько ради огорчения народа, он посвятил во дворец Ирода в Иерусалиме позолоченные щиты; не было на них никаких изображений, ни чего-либо другого кощунственного, за исключением краткой, надписи: мол, посвятил такой-то в честь такого-то*. Когда народ все понял — а дело было нешуточное, то, выставив вперед четырех сыновей царя, не уступающих царю ни достоинством, ни участью, и прочих его отпрысков, а также просто властительных особ, стал просить исправить дело со щитами и не касаться древних обычаев, которые веками хранились и были неприкосновенны и для царей, и для самодержцев. Тот стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим; тогда поднялся крик: “Не поднимай мятеж, не затевай войну, не погуби мира! Бесчестить древние законы — не значит воздавать почести самодержцу! Да не будет Тиберий предлогом для нападок на целый народ, не хочет он разрушить ни один из наших законов. А если хочет — так скажи об этом прямо приказом, письмом или как-то иначе, чтобы мы более не докучали тебе, избрали бы послов и сами спросили владыку”.

Последнее особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правленья, поведав о взятках, оскорбленьях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости. И этот человек, чье раздраженье усугубило природную гневливость, оказался в затруднении: снять уже посвященное он не отваживался; к тому же он не хотел сделать хоть что-нибудь на радость подданным; но вместе с тем ему были отлично известны последовательность и постоянство Тиберия в этих делах. Собравшиеся поняли, что Пилат сожалеет о содеянном, но показать не хочет, и направили Тиберию самое слезное письмо. Тот, прочитав, как только не называл Пилата, как только не грозил ему! Степень его гнева, разжечь который, впрочем, было непросто, описывать не буду — события скажут сами за себя: Тиберий тотчас, не дожидаясь утра, пишет Пилату ответ, где на все корки бранит и порицает за дерзкое нововведенье, и велит безотлагательно убрать щиты и отправить их в Кесарию, что и было сделано. Тем самым ни честь самодержца не была поколеблена, ни его обычное отношение к городу».

Нетрудно заметить, что противоречивые поступки в конфликтных с иудеями ситуациях для Пилата не были чем-то из ряда вон выходящим. «Ради огорчения народа» он был готов идти на конфронтацию, вплоть до вмешательства самого кесаря. И рассуждая о том, что пятый прокуратор Иудеи якобы боялся коллективной жалобы местных жителей, Филон Александрийский, скорее, выдает желаемое за действительное. По его же собственному свидетельству Пилат был человеком Тиберия. То есть — близким, надежным и многократно проверенным соратником, которых у императора было не так уж много. Налоги Пилат собирал исправно, дороги, мосты и водопроводы при его правлении строились, мятежи подавлялись. Взятки же, лихоимство и злоба Пилата вряд ли интересовали кесаря настолько, чтобы перевесить ту относительную стабильность, которую пятый прокуратор обеспечивал в этом неспокойном регионе. Десять лет Пилат, при всех творимых им безобразиях, оставался наместником Тиберия в Иудее. И был смещен лишь после его смерти. Думается, если бы жалобы иудеев могли бы ему хоть как-то повредить, он вел бы себя куда как скромнее и осмотрительнее.

Понтий Пилат — преступник или жертва?

Понтий Пилат — кто это? Преступник? Жертва обстоятельств? 

В Православии вопрос о Пилате не подразумевает категоричных ответов. Безусловно негативной оценке подвергаются только действия Иуды Искариота, предавшего Иисуса, и фарисеев, требовавших смертной казни Христу. Символ Веры и богослужебные тексты Пилата упоминают в качестве «функции», при правлении и с участием которого была принесена Крестная Жертва Искупителя мира. Это не означает, что Пилат — жертва обстоятельств. И он якобы поступил так, как ему было предписано Божественным Провидением. Пилат выступил в роли палача, приняв собственное решение казнить Иисуса. 

[править] Биография

В −36 годах — пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи (Тацит его называет прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем /игемоном/ и наместником, а найденная в Кесарии надпись показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с по 41 годы, был в должности префекта).

Филон Александрийский говорит, что его правление было ознаменовано жестокостями, насилиями и непрерывными казнями без всякого суда; в приведённом Филоном письме Агриппы I Пилат характеризуется как продажный, жестокий и кровожадный человек.

Иосиф Флавий пишет, что первый же его шаг Пилат в качестве прокуратора чуть не вызвал всеобщего восстания: предшественники его, уважая религиозные чувства евреев, при своём вступлении в Иерусалим удаляли со своих знамен все фигуры и изображения; Пилат же позволил солдатам ночью внести их в город. Как только это стало известно евреям, толпы народа поспешили в Кесарею, резиденцию прокуратора, и просили его удалять изображения. После пятидневных тщетных переговоров Пилат приказал своим солдатам окружить просителей и пригрозил им, что перебьет их всех, если они не перестанут его беспокоить. Однако, когда он увидел, что толпа предпочитает смерть оскорблению своих религиозных чувств, он уступил. В другой раз он самовольно завладел фондами храмовой кассы, желая получить средства для постройки водопровода, который снабжал бы Иерусалим водой Соломоновых прудов. Ограбление храма вызвало восстание; Пилат послал в толпу мятежников переодетых солдат со скрытыми в платье кинжалами; солдаты перебили массу народа — не только мятежников, но и случайных зрителей — и таким образом подавили восстание. Хотя Пилат уже по опыту знал, как щепетильны евреи по отношению к изображениям и символам, он тем не менее вывесил в храме Ирода позолоченные щиты, посвященные императору Тиберию, и снова чуть не вызвал восстания. Щиты были удалены специальным приказом императора, к которому евреи обратились с протестом. Последним актом жестокости Пилата, поведшим к его падению, было избиение толпы самаритян, собравшихся, по наущению одного обманщика, на горе Гризим, чтобы отыскать священные сосуды, якобы зарытые там Моисеем. Самаритяне подали жалобу Вителлию, легату Сирии; последний приказал Пилату отправиться в Рим для объяснений, чтобы дать там отчет в своих действиях императору Тиберию, и назначил на его место Марцелла. Но прежде, чем Пилат достиг столицы империи, Тиберий умер, и Пилат больше не вернулся в Иудею.

Совсем другой образ даётся в Новом Завете, в котором рассказывается, что Пилат в ходе суда трижды отказывался предать Иисуса Христа казни, в которой был заинтересован Синедрион во главе с первосвященником Каиафой. Вероятно, следуя примеру Апостола Павла, который стремился распространить среди народов Римской империи отвергнутую евреями христианскую религию, авторы евангелий желали возложить ответственность за смертный приговор Иисусу только лишь на евреев. По этому источнику, Пилат всячески пытался спасти Иисуса и символически умыл руки, заявляя: «невиновен я в крови праведника сего», однако по настоятельному требованию народа, «бив Иисуса, предал на распятие».

Христианские предания гласят, что Пилат покончил жизнь самоубийством или был казнён императором: Евсевий Кесарийский утверждает, что Пилат был сослан в город Вьенн в Галлии, где неудачи привели его к самоубийству; менее вероятно утверждение Хроники Малалы, что он был казнён при Нероне. Позднейшая легенда говорит, что своим самоубийством Пилат предупредил смертную казнь, к которой его якобы приговорил Калигула; тело Пилата, по преданию, было брошено в Тибр.

У Понтия Пилата была жена, Клавдия Прокула, она не разделяла антиеврейских взглядов мужа, и стала иудейской прозелиткой, вероятно по неким мотивам личного характера.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24

Должность Понтия Пилата была префект, прокуратором его назвал историк Корнелий Тацит

В Евангелии от Матфея Понтия Пилата называют правителем (греч. «игемон») в остальных только по имени.

Прокуратором Понтия Пилата называет Тацит в «Анналах». Исследователи уже в XIX в. указывали на сомнительность этого факта: должность с таким названием появилась позже.

Найденная в 1961 г. плита подтвердила предположение историка Теодора Моммзена о том, что Понтий Пилат должен быть префектом, а не прокуратором. Остаток надписи расшифровывают как PRAEFECTUS IUDAEAE

В XX в. вопрос отпал. Археологи нашли плиту с указанием имени и должности Пилата. По сути, разница между должностями префекта и прокуратора только в названии, однако наука требует точности.

«Пей свой яд, пей прокуратор Понтий Пилат». Понтий Пилат вошел в масс-культуру и общественное сознание как прокуратор, хотя прокуратором он никогда не был

Как сложилась дальнейшая жизнь Пилата?

Начнём с того, что доподлинно известно историкам:

  • Пилат был довольно жёстким правителем. Он вводил большие налоги, провоцировал и оскорблял верования иудеев, беспощадно подавлял любые местные восстания.
  • Современники характеризуют его как жестокого и продажного самодура, устроившего немало казней без суда и следствия.
  • Иудейский царь Агриппа даже написал императору Калигуле специальное письмо, в котором описал, какие преступления совершил Пилат по его мнению: «насилие, подкуп, оскорбление веры, казни без приговора, крайняя жестокость …»
  • Примерно в 36 году римский легат Луций Вителлий отстраняет его от занимаемой должности и отсылает в Рим.

Других более или менее достоверных сведений о его судьбе не сохранилось.

Как и когда он умер

О том, как дальше жил Пилат после распятия, существует множество легенд, которые практически не имеют под собой никаких исторических свидетельств. Приведём наиболее распространённые:

  • 1 версия: записи Евсея Кесарийского. После распятия Христа Пилата стали преследовать многочисленные несчастья и, в конце концов он совершил самоубийство.
  • 2 версия: апокрифическая легенда. Пилат покончил с собой. После самоубийства тело прокуратора было сброшено в реку Тибр, однако река не приняла его. Тогда его отвезли к другой реке – Роне, но и там произошло то же самое. После чего труп Пилата был утоплен в горном озере в современной Швейцарии. Теперь на этом месте болото.
  • 3 версия: точное авторство неизвестно. Согласно этой версии, Пилат был казнён за некий проступок императором Нероном. В городе Вьене была большая пирамидальная колонна, которую довольно долго звали гробницей Понтия Пилата.

Легенда Понтия Пилата

Библейский Понтий Пилат — воплощение малодушия. Римлянин, который хотел помешать казни невиновного бродячего проповедника, но под давлением синедриона и толпы разгневанных иудеев всё-таки отправил его на крест. Евангелие от Луки описывает это так: «Но они кричали: Расни Его! Распни! Он в третий раз сказал: Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Но «великий крик» фарисеев и левитов «превозмог», и Пилат «Иисуса предал в их волю». При этом римский префект (наместник) снял с себя ответственность за казнь пророка. Согласно Матфею, он «взял воды и умыл руки перед народом». Так Пилат продемонстрировал, что кровь — не на его руках: «Не виновен я в крови праведника сего — смотрите вы».

Часть этой истории не противоречит известным нам фактам. Действительно, Пилат, если бы он рассматривал дело Христа, вряд ли приговорил бы его к смертной казни. Вместе с Иисусом казнили ещё двоих, и вот с ними всё просто: один (Варрава) убил римского легионера, защищая свою жену от домогательств, второй (Гестас) ограбил и избил римского гражданина на дороге. Но Христос не нарушил римских законов и ничем не навредил ни единому гражданину Рима. В его стремление стать царём иудейским Пилат бы не поверил — слишком мало у проповедника было сторонников, тогда как за Римом — легионы.

Что есть истина? Иисус и Пилат, худ. Н. Н. Ге, 1890. (holytrinityutrecht.nl)

Но самое главное, что заставляет нас не доверять библейскому повествованию — Пилат вообще вряд ли судил Христа. Он утверждал приговоры тех, кто нарушил законы Рима. Иисус же обвинялся в религиозных преступлениях — попытках пересмотреть основы веры, и в том, что побил каких-то торговцев у Иерусалимского храма (мелочь для префекта!). Подобными делами занимался синедрион; римляне позволяли иудеям самим разбирать такие конфликты согласно их обычаям и традициям. Римской администрации до «ересей» и многочисленных иудейских сект дела не было, Пилата заботило другое — признание владычества империи и повиновение масс. Иисус же признавал Царя небесного, а что на земле — всё «от Бога», «кесарю — кесарево».

Есть ли ещё поводы сомневаться в евангельском рассказ о римском префекте (а других источников о причастности Пилата к казни Христа нет)? Историк Л. А. Ельницкий предлагал объяснение, почему ранние христиане могли интерполировать (то есть вставить) сюжет о Пилате в биографию Иисуса. Превратить римского префекта в одного из виновников распятия — логичный ход для евреев I в. н. э., которые Пилата ненавидели: Понтий заслужил репутацию жестокого и несправедливого чиновника, который издевался над местными традициями. История с казнью вполне соответствовала образу Пилата и подпитывала всеобщий гнев мятежных иудеев против Рима.

Средневековое изображение сцены разговора Христа и Пилата. (history.com)

Интересно, что в более поздних текстах отношение христиан к Пилату и история самого Пилата изменились — вслед за политической ситуацией. Христианство во 2−3 вв. н. э. распространилось по Римской империи, и лидеры религии начали искать примирения с властями. Если ранее Пилат описывался как враг христиан, то теперь — как друг. Во-первых, в евангельском рассказе он пытается спасти Христа, и не может лишь из слабости, виновны же во всём иудеи и синедрион (враги христианства); во-вторых, ходили слухи, будто бы Пилат так впечатлился случившимся, что позднее сам обратился в христианство или, по меньшей мере, сочувствовал ему (об этом писал Тертуллиан). Очевидно, эта история должна была подать другим язычникам империи пример — вот, мол, даже Пилат увидел во Христе истину.

С древними текстами, которые дошли до нас спустя тысячи лет после многочисленных утрат их фрагментов, редакций и просто ошибок переписчиков, часто так — они менялись и служили политическим целям тех, кто их редактировал спустя пару сотен лет после описываемых в них событий. Так что историкам приходится сомневаться в ключевых евангельских сюжетах, и история Пилата — один из таких сюжетов.

Проповедь. (malereikopie.de)

Что мог Каиафа?

В «Мастере и Маргарите» Булгаков исходит из того, что Пилат боялся какой-то сложной интриги со стороны первосвященников. Но вряд ли так было на самом деле. И причиной этому была не его личная храбрость или сознание своей правоты. Все обстояло гораздо проще: Пилат обладал высшей властью в Иудее и имел право не только решать вопросы жизни и смерти, но также по своему усмотрению мог назначать или свергать иудейских первосвященников. Так, например, четверых первосвященников сменил его предшественник, четвертый прокуратор Иудеи Валерий Грат. Каиафа же к моменту суда над Иисусом благополучно и бессменно находился на этом посту уже целых восемь лет правления беспощадного и крутого на расправу Пилата. Такое могло стать возможным лишь в одном случае — если Каиафа полностью устраивал прокуратора и не представлял для него никакой опасности.При малейшем подозрении Пилат имел возможность немедленно, без всяких согласований сместить его и поставить на это место другого. Правда, по иудейским законам первосвященник выбирался Синедрионом и сохранял свое звание пожизненно. Но много ли значат на оккупированной территории местные законы… Первосвященник — символ высшей религиозной власти иудеев — оказался в те времена послушной марионеткой в руках Рима. Даже ритуальное облачение первосвященника хранилось у прокуратора, который выдавал его владельцу лишь четыре раза в году на большие праздники. Вряд ли у Пилата были серьезные основания опасаться того, кто находился от него в столь глубокой зависимости.

Первосвященник Каиафа. Густав Доре. 1875

Правитель Понтий Пилат — что известно о его жизни?

Даже люди, которые далеки от основ христианской веры, слышали ту часть библейского сказания, где говорится о распятии Христа.

Известно, что вместе с ним были лишены жизни еще два простых разбойника. Однако, эта часть Священного Писания повествует нам про еще одного действующего героя.

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат — личность очень загадочная, его жизнь покрыта тайнами и легендами.

Миф или реальность?

Много веков Понтия Пилата считали неким мифическим существом. О нем не было известно ровным счетом ничего, и поэтому считалось, что этот человек является собирательным библейским образом тех, кто казнил Иисуса Христа. Пожалуй, самым знаковым произведением, связанным с этой личностью, является роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Как известно, писатель даже хотел дать своему творению такое название. Удивительным является то, что в года, когда создавался роман, Понтия все еще считали частью легенды.

Но сам Михаил Афансьевич представлял его читателям как живого человека, причем очень точно описав черты характера.Конечно, в некоторых летописях и трактатах великих умов древности, таких как Флавия и Тацита, Понтий Пилат упоминается.

Но этого было недостаточно для ученых современности. И только в 1961 году было найдено первое реальное доказательство существования этого человека.На территории современного Израиля, там, где находился древний средиземноморский город Кесария, была найдена большая известняковая плита.

Кесария была иудейской резиденцией римского правителя, поэтому такое местоположение достопримечательности тоже вполне оправдано. Чуть позже были найдены монеты, которые чеканились по указу Понтия Пилата.

Таким образом, все сомнения в реальном существовании этого человека были опровергнуты.

Биография правителя

О жизни Пилата до того момента, как он стал править Иудеей, практически ничего неизвестно. По некоторым версиям он происходит из германского уважаемого рода. Прожил Понтий Пилат, чуть больше тридцати лет, хотя на изображениях он, чаще всего выглядит пожилым.

Понтий был солдатом, всадником. Когда начались различные восстания он сражался на стороне римлян. Позже, за боевые заслуги ему дали звание эквита и возможность взять римскую фамилию.

Но возможность выбиться в правящие верхушки у Понтия Пилата появилась, когда он женился на Клавдии Прокуле. Судя по всему, она была родственницей самого Тиберия, императора Рима.

Вот и получилось, что благодаря родственным связям у него появилась возможность стать приближенным к императорскому двору.

Новоиспеченный господин был властным и жестоким. Он не собирался мириться со строптивым населением провинции, решив подчинить народ. Действительно, несмотря на размеры, это часть Римской империи была самой проблемной.

Если предшественники пытались найти хоть какой-то компромисс, то Понтий Пилат, сразу показал, на что он способен. Вся загвоздка заключалась в том, что местное население, обращенное в христианство, не желало поклоняться императору, как богу, в соответствии с требованием.

А жестокий наместник чеканил монеты, поднимал знамена и заставлял выполнять все предписания о чествовании Тиберия.

Кстати, стоит отметить, что должность, которую занимал Пилат, называлась префект, что означало, в первую очередь контроль за порядком. Прокуратором его стали называть намного позже, подразумевая, что чиновник занимался также и гражданскими делами населения.

Иисус и Понтий Пилат

Характер этого человека был очень сложным и противоречивым. Он казнил невиновных, брал взятки, был грубым, жестоким и агрессивным.

Но при этом, ему не чужды были и положительные качества, такие как раскаяние, сострадание, прямолинейность и храбрость.

Но смерть Спасителя нужна была главе церкви, который и надоумил народ сделать из Иисуса врага. Уже на Голгофе Понтий воспользовался правом перфекта помиловать одного из преступников.

Он спросил у разъяренной толпы трижды. И все три раза они требовали освободить настоящего убийцу и мятежника.

Тогда Понтий Пилат умыл руки перед всем народом, показав, что более к смерти этого человека не имеет никакого отношения. Отсюда, кстати и пошло знаменитое высказывание.

Что было с прокуратором после казни достоверно неизвестно. Существуют версии, что он заколол себя сам, был убит и даже принял христианство.

Как бы там ни было, Понтий Пилат является неотъемлемой частью Иисуса Христа, как писал в своем романе Булгаков. А сам пятый прокуратор Иудеи вместе со своей женой причислен к лику святых.

Важные моменты

В романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат занимает одно из центральных мест. Он является пятым прокурором Иудеи и принадлежит к знатному сословию. В его руках находится власть, он решает судьбу множества людей. Он занимается судебными разбирательствами и руководит римской армией.

Описание Понтия Пилата позволяет лучше узнать его. Внешность прокуратора самая обычная, он ничем не выделяется. У него желтоватый оттенок кожи и выбритое лицо без намека на щетину. Он почти облысел, но это не смущало его.

Мигрень — вот от какой болезни страдал Понтий Пилат. Она доставляла ему массу неприятных ощущений. Мужчину раздражает то, чем он занимается, и город Ершалаим вместе с жителями. По этой причине прокуратор часто раздражается и срывается на окружающих людях.

Во второй главе романа «Мастер и Маргарита» Понтий появляется в белом плаще с красным подбоем. У него была шаркающая походка, которая выдавала в нем кавалериста. Он сидел в кресле как каменный из-за сильной мигрени. Ему предстояло решить дело Иешуа Га-Ноцри.

Весь его облик показывал власть и силу, но никто не знает, что у прокуратора на душе. О его детстве мало что известно: его отцом был король-звездочет, а мать была дочерью мельника. Родители были уверены, что их сын станет великим человеком.

Понтий был отважным и мужественным воином. У него сорванный голос, так как ему приходилось бывать в серьезных сражениях. Империю осаждали германцы, и Пилату приходилось с ними сражаться. Кентурион Крысобой и другие воины были обязаны жизнью Понтию. Его прозвали Золотым копьем, он никогда никого не предавал.

Прокурора не волновали люди, которым он выносил смертный приговор. В городе он вынужден находиться по долгу службы. Поэтому ему приходится заниматься рутинной работой:

  • руководить армией;
  • выслушивать доносы;
  • разбирать судебные дела и т. д.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector