5 летописцев

Биография

Жизненный путь Нестора исследователи воссоздали по отрывочным сведениям, указанным в его трудах и более поздних источниках. Жизнь святого летописца была наполнена благочестием, смирением и трудолюбием.

Преподобный Нестор Летописец

Рождение и происхождение

Нестор родился в 50-е гг. XI столетия, предположительно в 1056 г. В источниках не указываются точные сведения о месте его рождения. Существует три версии, основанные на анализе текстов летописца:

  1. Традиционно считается, что великий летописец родился в Киеве, или в землях, прилегающих к нему.
  2. По мнению историка Татищева, родиной Нестора является город Бело-Озеро. Он считает, что на это указывает фраза «у нас на Беле-Озере».
  3. В начале XIX в. появилась версия, что первый русский летописец являлся греком и родился в крымском городе Корсунь (Херсон). Это мнение основано на подробном описании корсунской церкви и княжеских палат. Автор предположения считал, что такой рассказ может составить человек, лично побывавший в этих местах.

Косвенные сведения указывают на высокий социальный статус семьи, в которой родился Нестор. Так как юноша умел читать, писать и знал несколько языков, исследователи считают, что он был родом из очень богатой семьи, обеспечившей сыну великолепное образование.

Принятие сана и первые годы служения

В 17 лет Нестор пришёл в Печерскую лавру, расположенную в Киеве. Его приняли известные своей жизнью праведники Феодосий и Антоний. Киево-Печерская обитель в это время была пристанищем для многих достойных праведников. Молодой послушник наравне с ними нёс любое назначенное ему служение. Наравне с почтенными старцами он молился, придерживался строго поста и усердно работал на благо монастыря.

Монашеский постриг Нестор принял при игумене Стефане, который встал во главе общины после смерти Феодосия Печерского. Молодой монах проявлял большое усердие в аскетической жизни и служении Господу. По преданию он участвовал в изгнании бесов из Никиты Затворника, будущего новгородского митрополита, и обретении честных мощей своего духовного отца — Феодосия.

В одном из своих трудов агиограф рассказывает о том, что был свидетелем чудесных событий, которые происходили у мощей основателя киевской обители. С первых дней своего пребывания в Киево-Печерской обители Нестор нес особое служение, благословенное её основателем.

Икона Нестора Летописца

Образованный юноша занимался составлением истории славянских земель. В своих трудах летописец называет себя великим грешником, не достойнейшим из всех иноков. Этот факт говорит о высокой степени духовности монаха.

Ангельское служение

После смерти своих наставников Феодосия и Антония Печерских Нестор полностью сосредоточился на служении Господу и деле, порученном ему духовным отцом. Уединившись в своей келье, он предавался молитве, посту, написанию исторических и религиозных сочинений, а также чтению богоугодных книг.

Последние годы жизни

Накопленные в процессе изучения многочисленных источников знаний нашли отражение в главном сочинении летописца, которое было написано в последние годы его жизни. Работа над «Повестью временных лет» была закончена в 1113 году.

А через год, завещав братьям продолжать своё дело, Нестор окончил свой земной путь. Братия монастыря выполнила завещание летописца. Переписали и продолжили его труд следующие иноки:

  • игумен Сильвестр, оформивший летопись в современном виде;
  • игумен Выдубицкого монастыря в Киеве Моисей, продливший повествование до 1200 г.;
  • игумен Лаврентий — составитель летописного труда, содержащего древнейший список нестеровой летописи.

Нестора погребли в Ближних пещерах преподобного Антония.

Значение деятельности Нестора

Значение деятельности Нестора настолько велико, что нельзя им не восхищаться. Он создал энциклопедию времен зарождения и становления христианства на Руси, проследил в своих трудах деяния монахов, имена которых благодаря ему стали известными и почитаемыми в народе. Летописец поведал о строительстве первых храмов, о молитвенных подвигах иноков, чьим путем потом пошли многие, пришедшие в монастыри. В его трудах был создан свод правил послушников через описание житий святых.

Кроме боголюбивых героев, в писаниях Нестора присутствуют первые русские князья, защищавшие родную землю, одерживающие победы не только мечом и копьем, но и мудростью. Не одно значимое историческое событие не прошло мимо взора, памяти и пера летописца, открыв читателю истоки истории Государства Российского.

Память в Православной Церкви

Дни памяти:

  • 27 октября (9 ноября)
  • 28 сентября (11 октября) — собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах

Тропарь, глас 4:

Великих князей русских деяния и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый, свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя написано на небеси стяжавый, мо­ли и нам написатися в Книги Животныя.

Кондак, глас 2:

Яко сый богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец сподобился еси, яже с прочими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущтим тя, Господеви молися.

Галл Аноним

Так принято называть автора «Хроники или деяний князей и правителей польских» — наиболее древней польской хроники. Датировка произведения доходит до 1113 года. Автор предпочел остаться анонимным — отсюда и прозвище, — и так бы и произошло, если бы в XVI веке польский историк Мартин Кромер не написал о «Деяниях»: «Галл написал эту историю, некий монах, по моему мнению, живший во время Болеслава III, что можно предположить из введения».

Галл Аноним. (wikipedia.org)

Что имел в виду Кромер? Галл — это имя или национальность? Так называли французов, поэтому однозначного ответа нет. Споры вокруг этого вопроса продолжаются до сих пор, однако в историю автор «Деяний» все же вошел как Галл Аноним.

Козьма Пражский

Козьму Пражского называют первым чешским хронистом. В своей «Чешской хронике» он изложил историю родных земель до первой четверти XII века — вероятно, Козьма работал над хроникой последние 5−6 лет жизни, скончался же он в 1125 году. Козьма в Праге был человеком уважаемым. Он родился в знатной семье, получил достойное образование, объездил половину Европы в составе свиты императора Священной Римской империи Генриха IV.

Козьма Пражский. (wikipedia.org)

Наиболее ценной историки считают третью книгу «Чешской хроники», ведь в ней Козьма описал современные ему события, а не переработал и без того искаженные сведения о древнейших временах. После смерти Козьмы его последователи продолжили летопись до XIII столетия.

Сведения о жизни

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с упоминания её безымянного автора — черноризца Печерского монастыря, а в датируемом 1214—1226 гг. послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи («Нестер, »). Те же самые сведения присутствуют в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI века Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «И приидоша на манастырь Печерьскый, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Кроме того, можно сделать вывод, что летописец был ещё жив в 1106 году: тогда, пишет он, скончался «старець добрый» Янь, «у него же аз слышах многа словеса, яже вписах в летописиць». Больше достоверных сведений о Несторе, в том числе и о его внешнем виде, нет.

Считается, что Нестором написаны также «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Это интересно: Биография Филарета Московского: разбираем тщательно

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

Преподобный Нестор Летописец, инок Киево-Печерской Лавры

В то время, по словам преподобного Нестора

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Комментарии

Дальше сам! Россия и «Я» человека Сатана отбирает своих. Творец — тоже!

Эдуард Наипов
вчера в 12:16

Световесть. Совесть. Самосохранение. Методологическое богословие

Александр собянинбуржец
позавчера в 00:18

Мы знаем, где мозги у Эрдогана

А Сидороввалуа
1 октября в 10:27

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.

Владимир
30 сентября в 14:30

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов

А Сидороввалуа
30 сентября в 07:53

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30

Инстинкты против личной жизни

Olga Gorr
27 сентября в 19:05

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2

Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07

Страна обломовых

Емеля
25 сентября в 20:32

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»

Емеля
22 сентября в 08:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Главные труды летописца

За время своего летописного служения Нестор написал около 10 трудов, посвящённых истории молодого русского государства, христианской церкви и жизни первых русских святителей. В работе над ними инок проявил себя не только как летописец, но и как талантливый агиограф, этнограф, идеолог, проповедник и знаток фольклора.

Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба

Труд посвящён описанию жизни первых русских святых — братьев-мучеников Бориса и Глеба. В повествовании рассказывается о высокой духовности сыновей Владимира Крестителя. Они принимают смерть от руки старшего брата князя Святополка.

Интересно о православии:

  • Духовная пища
  • Дети Адама и Евы по Библии
  • Архиерейская служба в храме

Зная о планах брата, Борис проводит ночь перед нападением в молитве и со смирением принимает уготованную ему участь. В 1072 г. обоих братьев похоронили в общей усыпальнице в Вышгороде.

Памятник Нестору Летописцу в Киеве

Основной идеей произведения является осуждение междоусобных конфликтов, которые разобщали русских князей и ослабляли молодое славянское государство. Жизнь Бориса и Глеба, описанная летописцем служит примером праведности и кротости, которыми должны обладать истинные христиане.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Нестора называют основоположником житийного жанра. Он является составителем жития основателя Киево-Печерской лавры святого Феодосия Печерского. В повествовании последовательно описывается жизнь праведника с детских лет до земной кончины. Особенно автор отмечает следующие качества своего наставника:

  • праведность;
  • стремление к единению с Богом;
  • трудолюбие;
  • смирение;
  • милосердие;
  • прозорливость.

Подробно описывая жизненный путь и духовные добродетели Феодосия, Нестор составлял для современников и потомков портрет истинного христианина, к облику которого должен стремиться каждый верующий человек.

Еще жития святых:

  • Житие святого Афанасия Афонского
  • Житие святого Антония Смирницкого
  • Житие святых князей Бориса и Глеба

Повесть временных лет

Главный труд Нестора-летописца — Повесть временных лет. Это повествование охватывает огромный временной период — от библейских времён до начала XII в. Автор подробно рассказывает об истории появления славянской нации и её развитии.

Нестор Летописец. Повесть временных лет

На описание ключевых событий влияют религиозные и нравственные взгляды монаха

Особое внимание он уделяет вопросу прихода на Русь христианства и его положительному влиянию на жизнь славян. В произведении отмечаются черты следующих жанров:

  • житийной литературы;
  • исторические записки;
  • народные предания;
  • философские рассуждения.
  • Древнейший свод (IX в.);
  • Начальный свод (XI в.);
  • свод Никона (70-е гг. XI в.);
  • хроника Георгия Армонтола;
  • славянский фольклор.

«Повесть временных лет» многие века остаются основным источником по истории восточных славян и Древнерусского государства. Её изучают как один из уникальных образцов славянской словесности.

Летопись Нестора включалась в большинство местных летописных сводов, ведущихся в удельных княжествах. Главным достоинством повествования является непредвзятость в изложении исторических фактов и описании ключевых личностей в древнерусской истории.

Новое издание Повести временных лет

Наследие преподобного летописца

Говоря о Несторе Летописце, нельзя не упомянуть об оставленном после него наследии. Именно ему обязаны многие историки и священнослужители. Множество исторических фактов сохранилось до сегодняшнего дня благодаря работам, написанным монахом при жизни. Он был свидетелем немалого количества исторических событий. Также ему удалось пользоваться историческими источниками, которые не сохранились до сегодня.

Однако благодарить за летописи необходимо не только Нестора, но и его последователей. Именно они занимались доработкой некоторых произведений монаха. Последняя работа, начатая Нестором, была закончена в 1377 году, спустя более двухсот лет после его кончины.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.  

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

___________________________________________

Вниманию всех любителей русской истории Лицевой летописный свод. Читать онлайн ___________________________________________

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община. — Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий.

— Воистину воскрес Христос! — неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.

Так кто же сказал, что монахи — все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, — Киево-Печерском патерике — немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…

Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку, сам готовил себе лепешки.

Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.

Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли — вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Нестор Летописец: традиции и приметы на 9 ноября

Нестор Летописец (1056-1114 гг.) прославился не только в православной, но и в мировой истории. В своих трудах он подробно рассказал о жизни и деяниях первых князей русских. Преподобный также был автором житий многих христианских святых. Он был очень образованным: знал философию, историю, греческий язык.

9 ноября: традиции и обычаи дня

Наши пращуры к этому времени открывали санный путь. По этому поводу говорили: «С Нестора мужик в сани забирается».

9 ноября отмечаются именины у Прасковьи. Накануне этого дня принято давать обещания и завершать дела. Древние славяне верили, что если до ночи 9 ноября закончить обещанную работу, то святая Прасковья исполнит любое желание.

В старину в этот день женщины ткали «обыденную пелену». Делали это с 9 на 10 ноября в глубоком молчании. Во имя исполнения заветных дум или для выздоровления близкого человека выполняли нелегкую работу. По народному поверью, если в доме кто-то болен или человек несёт в своих думах достойное желание, то нужно принять зарок, взять на себя дело и сосредоточенно в полном молчании его выполнить. Хозяйки отчесывали лён, выкатывали кудель, пряли и ткали плат. Родственницы приходили им помочь. Утром на Параскеву Пятницу (10 ноября) готовый плат несли святить в церковь.

Если в доме случилось несчастье (кто-то заболел, эпидемия, бедствия), то дайте 9 ноября зарок и обязательно выполните его. А утром на следующий день идите в церковь и помолитесь Прасковье. Святая обязательно поможет, и в жизни наступит светлая полоса. Если не выполните данную 9 ноября клятву, то накликаете на себя беду. Поэтому будьте осторожны в этот день с обещаниями.

Творческим личностям (актёрам, певцам) нельзя 9 ноября принимать в дар цветы. В противном случае слава скоро угаснет. Доктор, проводящий в этот день операцию, должен надеть перчатку сначала на левую кисть, а потом – на правую.

Считалось, что в этот день озёра и реки покрываются льдом и наступают первые морозы. Народные приметы 9 ноября предсказывали погоду:

  1. Если на протяжении нескольких дней сильный ветер дует в одном направлении, то будут осадки.
  2. Если на деревьях иней, то скоро будет мороз.
  3. Утром туман – к оттепели.
  4. Если снег выпал на сырую землю, ждите ранней весны и много подснежников.
  5. Если гусь на воду выходит и долго плавает, то похолодает нескоро.

Люди, рожденные в этот день, наделены писательским даром. В качестве талисмана им подходит обсидиан. Этот камень защищает от дурных мыслей и деяний, снимает напряжение и помогает мыслить ясно и трезво. Также обсидиан оберегает от порчи и сглаза. Люди, использующие его в качестве оберега, становятся сильнее духом и заряжаются жизненной силой и энергией.

По материалам vsyamagik.ru

Дни памяти

Церковь установила день памяти святого Нестора Летописца — 27 октября по старому стилю и 9 ноября по новому. Также его поминают 28 сентября (11 октября) в день Собора Киево-Печерских святых, которые почивают в Ближних пещерах. Святые отцы сами построили себе кельи для молитв, своей праведной жизнью приобщали народ к христианству.

Старцы учили людей на своем примере:

  • миролюбию;
  • простоте;
  • ежедневному труду;
  • покаянию;
  • борьбе с искушениями;
  • чистоте духа.

Среди этих святых горит неугасимая свеча Нестора Летописца. Во дни памяти преподобного священники в праздничном облачении читают акафисты и каноны в храмах, совершают поклонение святым мощам с великой радостью, что их предшественниками были такие великие служители.

Биография

Жизненный путь Нестора исследователи воссоздали по отрывочным сведениям, указанным в его трудах и более поздних источниках. Жизнь святого летописца была наполнена благочестием, смирением и трудолюбием.


Преподобный Нестор Летописец

Рождение и происхождение

Нестор родился в 50-е гг. XI столетия, предположительно в 1056 г. В источниках не указываются точные сведения о месте его рождения. Существует три версии, основанные на анализе текстов летописца:

  1. Традиционно считается, что великий летописец родился в Киеве, или в землях, прилегающих к нему.
  2. По мнению историка Татищева, родиной Нестора является город Бело-Озеро. Он считает, что на это указывает фраза «у нас на Беле-Озере».
  3. В начале XIX в. появилась версия, что первый русский летописец являлся греком и родился в крымском городе Корсунь (Херсон). Это мнение основано на подробном описании корсунской церкви и княжеских палат. Автор предположения считал, что такой рассказ может составить человек, лично побывавший в этих местах.

Косвенные сведения указывают на высокий социальный статус семьи, в которой родился Нестор. Так как юноша умел читать, писать и знал несколько языков, исследователи считают, что он был родом из очень богатой семьи, обеспечившей сыну великолепное образование.

Принятие сана и первые годы служения

В 17 лет Нестор пришёл в Печерскую лавру, расположенную в Киеве. Его приняли известные своей жизнью праведники Феодосий и Антоний. Киево-Печерская обитель в это время была пристанищем для многих достойных праведников. Молодой послушник наравне с ними нёс любое назначенное ему служение. Наравне с почтенными старцами он молился, придерживался строго поста и усердно работал на благо монастыря.

Монашеский постриг Нестор принял при игумене Стефане, который встал во главе общины после смерти Феодосия Печерского. Молодой монах проявлял большое усердие в аскетической жизни и служении Господу. По преданию он участвовал в изгнании бесов из Никиты Затворника, будущего новгородского митрополита, и обретении честных мощей своего духовного отца — Феодосия.

В одном из своих трудов агиограф рассказывает о том, что был свидетелем чудесных событий, которые происходили у мощей основателя киевской обители. С первых дней своего пребывания в Киево-Печерской обители Нестор нес особое служение, благословенное её основателем.


Икона Нестора Летописца

Образованный юноша занимался составлением истории славянских земель. В своих трудах летописец называет себя великим грешником, не достойнейшим из всех иноков. Этот факт говорит о высокой степени духовности монаха.

Ангельское служение

После смерти своих наставников Феодосия и Антония Печерских Нестор полностью сосредоточился на служении Господу и деле, порученном ему духовным отцом. Уединившись в своей келье, он предавался молитве, посту, написанию исторических и религиозных сочинений, а также чтению богоугодных книг.

Последние годы жизни

Накопленные в процессе изучения многочисленных источников знаний нашли отражение в главном сочинении летописца, которое было написано в последние годы его жизни. Работа над «Повестью временных лет» была закончена в 1113 году.

А через год, завещав братьям продолжать своё дело, Нестор окончил свой земной путь. Братия монастыря выполнила завещание летописца. Переписали и продолжили его труд следующие иноки:

  • игумен Сильвестр, оформивший летопись в современном виде;
  • игумен Выдубицкого монастыря в Киеве Моисей, продливший повествование до 1200 г.;
  • игумен Лаврентий — составитель летописного труда, содержащего древнейший список нестеровой летописи.

Нестора погребли в Ближних пещерах преподобного Антония.

Летописи

Нестору приписывают авторство по меньшей мере трех произведений, главное из которых — «Повесть временных лет». В литературоведении труд также носит название «Первоначальная летопись», поскольку является самым ранним древнерусским сводом, дошедшим до наших лет, или «Несторова летопись».

Нестор-летописец на почтовых марках / Марки Украины

«Повестью временных лет» охватывается значительный временной промежуток — с библейских времен до 1117 года. Летопись составлялась в 1110-1118 годах несколькими авторами, если принять за основу версию о кончине Нестора в 1115-м, но личности остальных неизвестны. Впервые «Повесть временных лет» была подписана именем Нестора в Хлебниковском списке середины XVI века.

Повествование начинается с Ноя, трое сыновей которого поделили Землю. Нестор объясняет, откуда появились народности — немцы, русы, варяги и как возникли древнерусские города.

Первой датой, упоминаемой в «Повести временных лет», становится 852 год, когда появилась Русская земля. Новая географическая точка основана Рюриком, Трувором и Синеусом. Вскоре полноправным владельцем становится Рюрик. Самым ярким и запоминающимся эпизодом книги, который знаком даже школьнику, считается смерть Олега, потомка Рюрика, от укуса змеи, выползшей из черепа верного скакуна князя.

Вещий Олег у костей коня. Художник Виктор Васнецов / Википедия

Далее Нестор кратко рассказывает о правлении князя Игоря, его супруги Ольги и сына Святослава, о подвигах Ярополка и, наконец, о крещении Руси при Владимире в 988 году. Последним князем, упомянутым в «Повести временных лет», становится Владимир Мономах.

Нестору, как человеку православному, важно было рассказать о своей вере, поэтому тема христианства проходит по книге красной нитью: начиная с аллюзий на Библию и заканчивая описанием божественных событий, которые сопровождают процесс крещения Руси. Монах пишет, что Бог состоит из «трех событий»: Отца, Сына и Святого Духа, что он находится на небесах в окружении ангелов

Ему противостоят бесы, которые находятся не в аду, как принято считать сегодня, а в «бездне». Крещение Руси Нестор описывает как способ спасения человечества от невежества и соблазна. Те, кто вел праведный образ жизни, достоин места рядом с Богом на небесах

Монах пишет, что Бог состоит из «трех событий»: Отца, Сына и Святого Духа, что он находится на небесах в окружении ангелов. Ему противостоят бесы, которые находятся не в аду, как принято считать сегодня, а в «бездне». Крещение Руси Нестор описывает как способ спасения человечества от невежества и соблазна. Те, кто вел праведный образ жизни, достоин места рядом с Богом на небесах.

Памятник Борису и Глебу в Дмитрове, Московская область / Википедия

Вторая (но не по хронологии) летопись, авторство которой приписывается Нестору, — «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба», или «Житие Бориса и Глеба».

Борис и Глеб — сыновья князя Владимира, воплощение благочестия и смирения, которые умирают от руки сводного брата Святополка. Летопись написана по канону жития-мартирия. Например, вместо того чтобы защищаться от своего губителя, Борис и Глеб молятся, желая скорее принять мученическую смерть. Летопись датируется 1110 годом.

Третья работа Нестора, частично дошедшая до наших дней, — «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго», или просто «Житие Феодосия Печерского». Оно создано не позднее 1088 года. В летописи рассказывается о пути Феодосия от рождения и до самой смерти. Значительная часть посвящена игуменству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector