Храм симона кананита в новом афоне: старинные часы истории…

Ущелье «Три котла»

Пресытившись рукотворными красотами, турист-походник обязательно захочет прикоснуться к чему-то природному. В Новом Афоне и это можно!

Мало кто знает, что в окрестностях Нового Афона есть очень интересное и полностью природное место. Официальных экскурсий к этому месту нет. Но сюда можно добраться и самостоятельно (пешком или на машине), а также договориться об экскурсии в частном порядке. От Нового Афона придется пройти или проехать порядка 3-4 км.

Ущелье Три котла удовлетворит вкусы самого взыскательного походника. Во-первых, путешествие по ущелью умеренно экстремальное: опасностей особых нет, но силу и сноровку приложить есть куда. Во-вторых, если вы не прожили полжизни в тропиках, здешняя природа будет для вас новинкой.

Дно каньона изборождено глубокими естественными ваннами-котлами. Отсюда и название. Только котлов не три, а больше. Те, кто бывал в Крыму, в Большом каньоне, знают, что на научном языке подобные образования называются эворзионными котлами, а создают их камушки, вращаемые по-током и действующие подобно абразиву, буравящему днище.

Ванны расположены по дну каньона. Средняя глубина котлов — 1,5-2 метра. Самые отважные могут там искупаться. Вода в ваннах всегда холодная, даже в самую сильную жару. Если приехать туда в хорошую погоду (когда нет дождей), то котлы будут наполнены чистейшей горной водой, в которой купаться одно удовольствие.

Подобные природные образования, которые по научному называются эворзионными котлами можно встретить в Крыму в Большом каньоне. Но абхазские котлы намного больше крымских.

Около каньона есть небольшое кафе, которое тоже называется «Три котла». В нем довольно неплохо готовят. Можно просто выпить чашечку кофе или бокал местного вина и насладиться окружающей природой.

В данный момент вход к «Трем котлам» сделали платным (100 рублей). Это конечно минус. Но зато, спуск к каньону несколько облегчили — построили мостики, сделали перила. Рядом есть бесплатная стоянка для автотранспорта.

Кстати, по самому каньону путешествовать сложновато — хорошей дороги нет, есть спуски и подъемы, которые можно преодолеть держась за веревку. Тропинки могут быть скользкими.

Борта каньона покрыты пышной растительностью. Здесь и самшит с бородами мхов, и папоротники. А если пройти по руслу, можно оказаться у гротов, над которыми свисают ламбрекены из длинных плетей плюща. Хотите побывать в джунглях? Идите в Три котла!

Панорамный вид на ущелье «Три котла» в Абхазии:

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕРКОВЬ СИМОНА КАНАНИТА

Это византийский тип христианского храма, увенчанный куполом и построенный в виде креста. Излишнего украшательства ни внутри, ни снаружи нет – всё дышит лаконичностью и аскетизмом. При этом храм Симона Кананита выглядит внушительно и величественно, особенно учитывая окружающую природу, ведь на фоне святилища виднеется лесистая горная спина, а крышей ему служит прозрачное и глубокое небо Абхазии. Внутри церковь когда-то была расписана великолепными фресками, которые до сей поры, к сожалению, не сохранились, но сегодня можно рассмотреть множество христианских символов, таких как: кресты, львы, рыбы и прочие атрибуты, выполненные рельефно. По утверждению одного из летописцев, древняя фресковая живопись храма Кананита изображала юных дев, мучеников и различных святых архангелов.

В живописные просторы ущелья реки Псцырха храм святого апостола Кананита вписывается естественно и гармонично. Оттенок церковных стен отличается благородным цветом слоновой кости. Кстати, их толщина сравнительно невелика – данную особенность отмечали многие наблюдатели прошлых веков, излагая свои мысли в летописях и прочих документах. Но это и не удивительно – храм, ведь не крепость. Кроме прочего, тонкость стен церкви Симона Кананита придаёт сооружению известное изящество.
Окна храма схожи с бойницами – они тонкие, высокие и арочные, разделенные мелкими рамами. Учитывая, что церковь Симона Кананита, несмотря на разрушения и умышленную деструкцию, дожила до дня нынешнего, можно смело утверждать – кладка здесь была на века. Церковь Симона Кананита в Новом Афоне не даром считается уникальным примером абхазского церковного зодчества – подобный храм сложно отыскать где-нибудь ещё. Примечательно, что в период расцвета Абхазского царства переживало подъём и православие – не было такого царя, который бы не прославился возведением христианской церкви или собора.

Видео Абхазия. Храм Симона Кананита

bislan bagateliya. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=k-eNZssOfEc. Не для коммерческого использования.

История

Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.

Во время Русско-турецкой войны (1877—1878) монастырь подвергся разорению и разграблению.

В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет. В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.

Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.

До революции 1917 года Ново-Афонский монастырь был одним из главных духовных центров Кавказа.

В 1924 году монастырь был закрыт советскими властями за «контрреволюционную агитацию». Некоторое время обитель была заброшена, использовалась под склады. В период грузино-абхазского конфликта 1992—1993 гг. в монастыре размещался военный госпиталь. Возвращён верующим в 1994 году.

10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.

О месте Храм Святого апостола Симона Кананита

Храм Святого апостола Симона Кананита — самый старый из действующих храмов Нового Афона. Он был возведен из белого тесаного камня в IX — X веках на левом берегу реки Псырцхи, на месте,  где принял мученическую смерть Симон Кананит — один из двенадцати учеников Иисуса Христа, проповедовавший на Кавказе.История
Симон Кананит был одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, призванных проповедовать христианскую религию. Вместе с апостолом Андреем Первозванным, Симон Кананит был послан распространять христианство на Кавказе. В 55 году н.э. они достигли пределов Абхазии, где апостол Андрей Первозванный оставил своего спутника Симона Кананита для проповедования христианства среди абхазов, а сам отправился на север. Во время гонений на христиан, Симон Кананит  был убит римскими легионерами на берегу реки Псырцха. Здесь же он и был погребён.
Первоначально, на месте нынешнего храма, стояла деревянная церковь, построенная в IV веке, затем, в IX — Xвеках – был возведен храм из камня.
Во время русско-турецкой войны 1877 – 1888 г.г. храм пришел в запустение и был частично разрушен. После того как Александр II передал  развалины храма Симона Кананиты Новоафонскому монастырю, монахи немедленно приступили к восстановлению, которое было завершено в начале 1882 года. В этом же году обновленный храм, который украшал новый дубовый иконостас, был освящен. Внешний облик храма при реставрации практически не изменился.Архитектура
Архитектура храма Святого апостола Симона Кананита относится к раннему средневековью. Храм представляет собой трехапсидное крестово-купольное культовое сооружение. Центральная апсида – пятигранная, две боковые – полукруглые.
В свое время, в храме Святого апостола Симона Кананита была кафедра сухумских епископов. Также одно время храм был усыпальницей духовенства Абхазии. В 1889 году у внутренней южной стены был захоронен епископ Сухумский Геннадий.
Внутри храма сохранились две надписи на древнегреческом языке, относящиеся ко временам раннего средневековья, сделанные, как предполагается, в IX – X веках. Одна  из древних надписей, расположенная над южными вратами храма, в переводе гласит: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита».  Также сохранились фрагменты каменной  резьбы в виде орнаментального  креста. Когда-то, стены храма были покрыты фресками, сейчас от них осталась совсем малая часть. На северной стене под  штукатуркой проступают фрагменты фресок с изображением святого  великомученика и целителя Пантелеймона. 
В настоящее время храм Святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне является действующим, здесь проходят богослужения. Храм ежегодно посещают тысячи паломников из разных стран.

Этапы создания храма

До весны площадка расчищалась от кустов и валунов, велась вырубка деревьев и равнялись холмы, заваливались овраги и пропасти. Была срезана часть возвышенности и вывезены тысячи тонн пустой породы для выравнивания территории. С горного склона, где велись предварительные работы, подъездного пути не было, однако на все вспомогательные работы, заливку фундамента и постройку первых церквей понадобилось несколько лет.

В 1879 году в течение четырёх месяцев здания восстановили, а 8 декабря Александром II был утверждён устав монастыря Нового Афона. В нём определялась автономность епархии несмотря на принадлежность к обители Пантелеймона. Монахам разрешалась миссионерская и хозяйственная деятельность, что стало толчком к расширению строительства.

В 1882 г. из развалин был восстановлен древний кананитский храм и обустроена береговая зона, где располагались монастырские хозяйственные постройки. Имелась и собственная пристань на металлических опорах. Предстоял наиболее трудный этап работ — возведение верхней составляющей комплекса. Гору по соседству с Афонской назвали в честь одной из важнейших местных святынь — Иверской.

В 1888 году состоялась закладка соборной церкви. Это событие почтили присутствием царь Александр III и его супруга Мария Фёдоровна. В их честь была организована отливка малого колокола. Августейшая семья преподнесла в качестве подарка музыкальные часы — куранты, которые украсили одну из колоколен. Там, где встретились августейшие особы и настоятель архимандрит Иерон, воздвигли часовню, а дорожка к ней, обрамлённая кипарисами, называется Царской аллеей.

Основные строительные работы продолжались до марта 1896 года. На церемонию торжественного освящения главного престола соборного Пантелеимоновского храма собралось свыше 20 тыс. паломников. Само строение стало новинкой и грандиознейшим произведением неовизантийской архитектуры. Виды обители запечатлел на фотографиях известный путешественник первой части XX столетия С. М. Прокудин — Горский.

Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «АНАКОПИЯ»

Новый Афон – Анакопия – располагается в центре современной Абхазии. Анакопийская (Апсарская) гора, словно бастион, уходит своими крутыми склонами в ущелья рек Псырдзха с востока и Мысра с запада, преграждая путь во всю внутреннюю Абхазию.

Именно поэтому в V в. предки абхазов основали на этой вершине замок, именуемый нами «Анакопийская цитадель». Проходили века, крепость разрасталась.Уже на рубеже VII-VIIIвв. появилась вторая линия обороны, опоясавшая гору с трех сторон.

Особого внимания заслуживает восточная башня цитадели, донжон — наблюдательный и командный пункт, последний оплот светской и военной знати в случае падения крепости. Башня представляет из себя четырехугольное строение с наклоненными внутрь стенами, достигающими 16 метров высоту.

В начале 30-х гг. XIв. в Анакопии укрывались царевна Алда и царевич Дмитрий, сдавшие цитадель греческому гарнизону. Таким образом, город-крепость Анакопия с прилегающими к нему землями, перешла во владение и долгое время оставалась в руках византийских императоров. Именно тогда и была выстроена восточная башня.

15 сентября 2006 г. был положен первый камень реставрации на участке стены между 5й и 6й башнями второй линии обороны Анакопийской крепости. В июне 2007 года президентом Абхазии С.В. Багапш был положен первый камень реставрации на восточной башне. В 2008 году, к 15-летию со дня победы народа Абхазии в Отечественной войне, памятник был открыт для посещения после реставрации.

Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VII-VIIIвв. и был посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековвх грузинских летописей XI в., описывающих битву с арабами в 30-х гг. VIII в., дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: « Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому неизвестно, кто нашел его на верхушке той горы…».

Позже, в XI в. храм был перестроен и посвящен Святому Великомученнику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели.

С южной стороны к храму примыкает осадочный колодец. Он выдолблен в скале и отделан цемяночным раствором. Колодец этот неиссякаемый и считается одним из «чудес» нагорной крепости. За «святой» водой из колодца на вершину Анакопийской горы поднимаются тысячи верующих и паломников.

Справка: православные чествуют икону Пресвятой Богородицы Иверской 26 октября. Так же ее днем считается 25 февраля.

Комплекс Нового Афона

Монастырский комплекс всегда выделялся своими архитектурными достоинствами. На фоне других обителей он представляет собой грандиозный образец неовизантийского стиля. В центре возвышается Пантелеймоновский собор, украшенный пятью куполами, самый высокий из которых – 40 метров в высоту.

Кроме этого, комплекс обители вмещает еще несколько церковных построек: Надвратный храм Вознесения Господня, храмы мученика Иерона и Божьей Матери, Святого Апостола Андрея Первозванного и преподобных Афонских Старцев.

Верующие приходят приложиться к чудотворному кресту монастыря, а в северо-западной части расположена трапезная, стены которой украшают фрески. Царская аллея, обсаженная кипарисами, напоминает о встрече императора и настоятеля монастыря, тут же стоит небольшая часовня.

Судьба монастыря в годы советской власти

Благоденствие обители продолжалось до 1924 года, когда цветущий, приносящий неоценимую пользу своей деятельностью монастырь был закрыт советскими безбожниками за «контрреволюционную агитацию». Вначале он пребывал в запустении, а позже, во время развития курортного отдыха для советских граждан, здесь располагается турбаза. В Пантелеимоновском соборе открывают историко-краеведческий музей. Думаю, это спасло его от полного уничтожения. Правда, без трепетной, любящей хозяйской руки уже не работает электростанция, заболачивается уникальная семиозёрная гидравлическая система, зарастают богатые сады-огороды. Словом, мерзость запустения.

Игуменский дом тоже был разграблен и разрушен. На его месте строят одну из дач Сталина.

Берия, который был родом из-под Сухума, также не замедлил отхватить себе кусок земли неподалёку и построить дом. В период грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. в монастыре находился военный госпиталь.

Экскурсии

  • Озеро Рица. Рицинский национальный парк
  • Гегский водопад
  • Голубое озеро
  • Пицундский храм
  • Новоафонский монастырь
  • Новоафонская пещера
  • Заповедник «Анакопия»
  • Храм и грот Симона Кананита
  • Храм святого Ипатия в крепости Абаата
  • Успенский собор в селе Моква
  • Бедийский собор
  • Илорский храм
  • Драндский собор
  • Сухумский кафедральный собор
  • Каманский монастырь
  • Село Лыхны
  • Село Псху
  • Форелевое хозяйство
  • Сухумский питомник обезьян
  • Ботанический сад
  • Абхазский государственный музей
  • Пещера Абрскила в селе Отап
  • Мюссерский храм

В центре Нового Афона, на берегу реки Псырцха находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества — церковь Симона Кананита. Она была сооружена в эпоху возвышения Анакопии как административного и религиозного центра Абхазского царства в IX- X вв. Этот храм из белого тесаного известняка был построен на месте, где, по преданию, был убит апостол Симон Кананит.

Он является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе — представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.

Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.

Расположенный в одном из живописнейших мест города (у Новоафонского водопада) храм Симона Кананита представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого камня. По словам паломника Муравьева А. Н. в его сочинении «Грузия и Армения» (изд. 1848 г.): «устройство храма совершенно греческое с тройным разделением алтаря … и полукружием горняго места; поразительна тонкость стен, выложенных из дикого тесаного камня и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы. Живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны: Успение Богоматери и два мученика».

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.

Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».

В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.

Новоафонская пещера: описание, фото и видео

Новоафонская пещера

Абхазская республика хранит множество тайн и загадок, одной из которых можно назвать Новоафонскую пещеру. Ее фото поражают воображение. С точки зрения геологии, пещера является большой карстовой полостью. Ее объем составляет около 1 миллиона кубометров, глубина на некоторых участках превышает отметку в 180 метров, а протяженность – 1900 метров.

Большой интерес представляет история открытия Новоафонской пещеры в Абхазии

Глубокий провал, на одном из склонов Иверской горы, издревле привлекал внимание жителей окрестных мест. Из-за значительной глубины, колодец с отвесными стенами прозвали «бездонной ямой»

Спускаться туда долго никто не решался, пока это не сделал Гиви Смыр. Не имея специального снаряжения, он все же не смог достать дна. Первая экспедиция в пещеру датируется 1961 годом. Исследователи достигли дна и сумели пробраться вглубь образования, увидев поистине грандиозные размеры.

После открытия, сюда было произведено большое количество экспедиций, на основании которых была сделана карта. Впоследствии, по научным материалам сняли фильм. Для туристов достопримечательность стала доступной в 1975 году. На сегодня известно 9 залов: 6 можно посмотреть каждый день, 2 – только раз в неделю, а последний пока доступен только ученым.

Спуск в Новоафонскую пещеру для экскурсии, осуществляется по специально разработанной транспортной системе – в вагонах узкоколейной ж/д. Вагоны открываются вручную. Длина колеи составляет около 1,4 километра, а глубина спуска – 160 метров. Внутри пещеры свой микроклимат. Среди обитателей можно отметить жучков-трехусов, ракообразных и летучих мышей.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

Храм Симона Кананита

Является памятником VIII века, выполнен в византийском стиле. Ранее была главной абхазской христианской церковью до разрушения мусульманами. В настоящее время от величественного храма осталась только форма и несколько настенных изображений на фасаде. В XIV веке церковь была украшена фресковой росписью, на стенах были изображены Симон Кананит, Андрей Первозванный и Успение Богоматери. Несколько веков храм разрушался во время мусульманской экспансии. А уже после 1875 году Александр III издал указ о передачи церкви во владение Новоафонского монастыря, тогда монахи начали восстанавливать поврежденные участки строения, немного изменилась форма храма.

В настоящее время в храме ежегодно проводится литургия с крестным ходом 23 мая в день памяти апостола Кананита. В остальные дни попасть в церковь нельзя, так как она находится на реставрации.

Абхазия в январе. Новый Афон

История Нового Афона, как и история самой Абхазии, уходит корнями в далекое прошлое. Уже III-м веке н. э. Анакопия (древнее название города) была крупным торговым городом с высоким уровнем жизни. В VIII веке с образованием Абхазского царства Анакопия стала первой его столицей. Город за свою историю носил разные названия: Трахея, Никопсия, Псырцха. В 1875 году монахи — выходцы из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне основали в городе мужской монастырь, который дал месту новое название — Новый Афон.

Строительство монастыря длилось 15 лет. В строительство и украшение комплекса вложился лично русский царь Александр III. Уже в 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа. Однако в Советское время монастырь постигла печальная участь. В 1924-м году советская власть закрыла его за антиреволюционную пропаганду. Монастырь снова заработал лишь в 1994-м.

В XXI-м веке эта святыня стала символом церковной смуты. Несколько лет назад от друзей семьи, проживающих в Абхазии, я услышала странную и непонятную для меня новость: Новый Афон захватили раскольники. Услышала, удивилась и забыла. И вспомнила, лишь когда увидела знакомого православного священника, читающего службу не перед алтарем, а в уголке храма. Как выяснилось, для православных открыли лишь левое крыло.

Церковный конфликт в XXI-м веке кажется мне очень странным, тем не менее от имеет место быть и тянется с 2011-го года, когда в стенах Ново-Афонского монастыря была основана секта с претензионным нащванием «Священная митрополия Абхазии», в которую вошли, в основном, националистически настроенные абхазы.

От монастыря мы идем в сторону Иверской горы, любуясь по дорге видами.

На вершине горы находятся руины Анакопийской крепости, которая была главным оборонительным сооружением Абхазии вплоть до XI-го века. Остатки крепости хорошо видны с дороги, но к сожалению, не с той точки, с которой я фотографировала. На гору можно подняться, и это было бы очень интересно, но пришлось отложить подъем на другой раз — с нами был ребенок, для которого дорога вверх могла бы оказаться тяжелой.

Поэтому мы выбрали другой путь и направились в ущелье реки Псырцха — ещё одно легенданое место.

Согласно преданию в этих местах жил и проповедовал один из ближайших соратников Иисуса Христа — апостол Симон Кананит. В Евангелиях упоминания о Симоне Кананите крайне скудны. Его имя упоминается лишь в перечислении двенадцати учеников Христа. Однако в православном мире последним пристанищем апостола считается Абхазия, а сам он стал национальным абхазским святым.

Предание гласит, что после смерти и воскресения Иисуса Христа его ученики бросили жребий, чтобы определить, кому куда идти проповедовать. Симону Кананиту и Андрею Первозванному выпало идти в земли Кавказа. Так апостол Андрей Первозванный тоже прошел по земле абхазской, но вскоре ушел проповедовать дальше на север. А Симон Кананит отсался жить в гроте близ города Трахеи (так в те времена назывался Новый Афон) на берегу реки Псырцха. Там же он принял мученическую смерть за веру — был заживо распилен пилой.

На месте казни апостола в VI веке была построена церковь, которая на момент нашего путешествия оказалась закрыта, по всей видимости на реставрацию.

Места удивительно крас ивые даже зимой. По дороге в сторону грота проходим сначала мимо заброшенной железнодородной станции. Вон она виднеется на фото. Но не зная, что это за красивое строение, и не поймешь.

ВАРИАНТ 2. За два дня – для тех, кто не спешит.

Выгружаемся из маршрутки на остановке «Пруды». Проходим в сторону гор, забирая немного влево, потом вправо и оказываемся на асфальтированном серпантине, ведущем к монастырю. После посещения храма отправляемся к церкви Св. Симона Канонита. Если мы вышли из монастырского двора и стоим спиной к входу, нам – направо. Огибаем постройки, выходим к лестнице с сувенирными ларьками. Спускаемся по лестнице и далее идем по улице. У реки поворачиваем направо.

Церковь Св. Симона Канонита перед нами. За ней искусственный водопад и лестница, ведущая на станцию Псырцха.

Далее, как в варианте 1: поднимаемся по лестнице, осматриваем станцию, проходим до конца платформы, пересекаем пути и оказываемся в заповеднике Св. Симона Канонита, где есть святой источник и пещерная келья.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  1. Таинство Крещения совершается ТОЛЬКО по предварительной договоренности с архимандритом Дорофеем (Дбар). Прием по вопросам крещения осуществляется каждый вторник с 10.00 до 17.00. Контактный телефон: +7 (940) 920 25 02, звонить ежедневно с 18.30 до 20.00 за исключением субботы, воскресенья и праздничных дней.
  2. Таинство Венчания в Монастыре совершается как исключение, ТОЛЬКО для жителей Республики Абхазия, по предварительной договоренности с архимандритом Дорофеем (Дбар). Прием по вопросам венчания осуществляется каждый вторник с 10.00 до 17.00. Контактный телефон: +7 (940) 920 25 02, звонить ежедневно с 18.30 до 20.00 за исключением субботы, воскресенья и праздничных дней.
  3. Еженедельно по вторникам с 10.00 по 17.00 архимандрит Дорофей (Дбар) осуществляет прием по духовным вопросам.
  4. Еженедельно по субботам в 18.00 в соборе св. Пантелеимона совершается таинство Исповеди для всех желающих.

ПРИМЕЧАНИЕ: с более подробной информацией о Крещении и Венчании можно ознакомиться у центрального входа Монастыря.

Просим отнестись с уважением и пониманием к внутреннему уставу Священной Обители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector