ТОКАРЕВ ВАЛЕРИЙ АБРАМОВИЧ

1922 - 2000
ИздательствоЛик России
ТОКАРЕВ ВАЛЕРИЙ АБРАМОВИЧ (1922, М.—2000, М.), драм. актер, мастер худож. слова. Нар. арт. РФ (1998). Из интеллигентск. семьи: мать – пианистка, отец – инженер. Окончил филол. ф-т МУ, театр. студию Ю.А. Завадского (1945). Будучи принят в труппу Т-ра им. Моссовета (1944), начал выступать на эстраде. Одной из перв. работ молодого актера была композиция «Моцарт и Сальери». В 1947 он успешно представляет крупн. работу – композицию по пов. А.А. Бека «Волоколамское шоссе». С 1952 Т. – артист Моск. филармонии. В творч. содружестве с режиссерами В.Э. Морицем и И.Н. Теплых подготовил ряд весьма отличн. по стилю и выразит. средствам программ, в т.ч. «М. Горький. Литературные портреты», «Дон Жуан дает объяснения» (Мольер, Дж.Г. Байрон, Н. Ленау, А.С. Пушкин, Б. Шоу). В пору возникшего интереса к драматургии В.В. Маяковского Т. выходит на сцену с премьерой моноспектакля «Баня» (1953). В дальнейшем артист энергично развивал удачно начатую сатирич. линию в своем творчестве. Ему удавалось создавать яркие панорамы действа, используя силу комедии и юмора. Такими были программы «Дон Жуан» и «Беппо» Байрона, «Бернард Шоу». Пользовались значит. успехом сценич. композиции Т. по произв. М.А. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова. Серьезн. усилий чтеца потребовало представление им с эстрады «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Работая над моноспектаклем «Сонеты любви и свободы» (1955), отобрал более 70 сонетов У. Шекспира, Пушкина, Г. Гейне, Данте, Ф. Петрарки и др. В его исполнении каждый сонет превращался в драму, трагедию или притчу. Наряду с высокой поэзией Т. обращался к докум. прозе: «С человеком на борту» летчика-испытателя и писателя М.Л. Галлая, «СП. – главный конструктор С.П. Королев», «Мысли и сердце» – по пов. Н.М. Амосова «Два дня из жизни хирурга». Постоянно обновлял свой репертуар, стремился познакомить слушателей с малоизв. произв. В 1976 читал ром. Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол». В трудные для Б.Л. Пастернака дни выступил с концертом «Поэзия Бориса Пастернака». Интерес у публики вызвала работа Т. «Дон-Жуан дает объяснения» (Мольер, Байрон, Пушкин, Шоу, 1971), а также композиция «Три великих флорентийца» (Данте, Петрарка, Дж. Боккаччо, 1973). Виртуозн. владение голосом, музыкальность способствовали успеху литературно-муз. программ Т. с участием симф. оркестра: «Манфред» (Байрон – П.И. Чайковский), «Эгмонт» (И.В. Гете – Л. Бетховен), «Гамлет» (Шекспир – Д.Д. Шостакович), «Маскарад» (М.Ю. Лермонтов – А.И. Хачатурян) и др. Создал ок. 60 чтецких программ, более 20 постоянно оставались в его репертуаре. В фондах радио хранятся десятки записей. В посл. гг. жизни выступал с драм. композицией «Борис Годунов» по трагедиям Пушкина и А.К. Толстого. Награжд. медалью Пушкина (2001). Жил на Бережковской наб., 4. Похоронен на Донском кладб.

Если обнаружили ошибку, выделите текст ошибки и нажмите клавиши CTRL + ENTER

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.