ЮТКЕВИЧ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ

1904 - 1985
ИздательствоМЭ
ЮТКЕВИЧ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ (1904, СПб.—1985, М.), реж., педагог; нар. арт. СССР (1962), Герой Соц. Труда (1974). Из семьи мелкопоместн. польск. дворян. В 1917—23 работал в провинц. т-рах (художник, актер, реж.). В 1921—23 учился на Высш. режиссер. курсах Вс.Э. Мейерхольда и в ВХУТЕМАСе. В М. оформлял и режиссировал постановки («живые газеты») агитт-ров «Синяя блуза» и «Смычка», оформлял спектакли в т-ре Н.М. Фореггера. В 1922 вместе с Г.М. Козинцевым, Г.К. Крыжицким, Л.З. Траубергом и др. выпустил манифест «Эксцентризм», в кот. принципам старого академич. иск-ва противопоставлялось новое, рев. Перв. картина Ю.-реж. (совм. с С. Грюнбергом) – комедия из жизни моск. беспризорников «Даешь радио!» (1925, не сохр.). Оформил ф. «Предатель» (1926) и «Третья Мещанская» (1927, оба – совм. с В.А. Рахальсом, реж. А.М. Роом). Работал художником и реж. на 1-й Моск. Госкинофабрике. В 1928 снял ф. «Кружева» (лента озвучена в кон. 1970-х). Ф. был обвинен в формализме, Ю. изгнан из М. и переехал в Л. (рук. Перв. киномастерской на к/ст. «Ленфильм» с 1928; в кон. 1934 создает свою худож. мастерскую). В 1931 выпускает ф. «Златые горы», одну из перв. звук. картин в СССР (премьера 7 нояб. в кинотеатре «Ударник», оборудован. звуковоспроизводящей техникой). Музыку к этой «киносимфонии» из дорев. жизни рабочего кл. написал Д.Д. Шостакович. След. ф. Ю. – «Встречный» (1932, совм. с Л.О. Арнштамом, Ф.М. Эрмлером) стал эталоном соцреализма и своеобразн. лекалом для сов. производств. фильмов. В 1934 Ю. пробует силы в докум. кино – ф. «Анкара-сердце Турции». В 1938 реж. обращается к теме «ленинианы» – ф. «Человек с ружьем» (сценарий Н.Ф. Погодина). С 1938 постоянно живет в М., возглавляет к/ст. «Союздетфильм» (до 1944). Снимает ф. «Яков Свердлов» (Стал. пр., 1941). Гл. реж. ансамбля песни и пляски НКВД (1939—46). По настоянию Ю. для работы над репертуаром ансамбля из ссылки возвращают драматургов М.Д. Вольпина и Н.Р. Эрдмана. С 1929 преподает во ВГИКе (проф. с 1940, зав. каф. актер. мастерства – 1938—41; в 1944—49 ведет режиссер. мастерство). Д. иск-ведения (1941) без защиты дисс. Летом 1941 Ю. фактически был отстранен от руководства к/ст. «Союздетфильм». Во время Великой Отеч. войны снял в Сталинабаде две новеллы «Боевого киносборника №7» и картину о новых похождениях бравого солдата Швейка (1943). В 1945 вышел ф. «Здравствуй, Москва!» Реж. была поставлена задача фактически экранизировать вечер самодеят-сти общ-ва «Трудовые резервы», но благодаря таланту сценаристов (Эрдмана и Вольпина) и постановщика получился красивый и жизнерадостн. ф. об истории одного баяна. Песни «Здравствуй, Москва!» и «Московский вальс» (муз. А.Я. Лепина, сл. О. Фомина) заслуженно вошли в сов. песен. классику. В 1940-х снял докум. ф. «Освобожденная Франция» (1944) и «Молодость нашей страны» (1946, совм. с И. Венжер; Стал. пр., 1947; в ф. вперв. в цвете была показана первомайск. демонстрация в М.). В 1946 Ю. экранизировал пьесу Погодина «Кремлевские куранты». Ф. «Свет над Россией» подвергся резкой критике – его сочли «политически порочным», роль Сталина в плане ГОЭЛРО недооцененной, образ Ленина – недостаточно достоверным, а показ реж. декаданса 1920-х (пьеса А.А. Блока в «кафе поэтов») неуместным. Авторск. версии ф. не сохр., пьеса была изъята из репертуара МХАТа, Ю. отстранили от работы, изгнали из ВГИКа. Позже он подвергся критике и в ходе кампании «по борьбе с космополитизмом». В кон. 1940-х—50-е Ю. снимал ф. «без политики»: «Три встречи» (1948, премьера – 1950; совм. с А.Л. Птушко и В.И. Пудовкиным; о судьбе фронтовиков), биогр. ф. «Пржевальский» (1951, премьера – 1952), ф. об албанск. полководце XV в. «Великий воин Албании Скандербег» (1953, премьера – 1954). Эта роскошн. ист. лента, пример сталинск. ампира в сов. кинематографе, была отмечена спец. пр. Междунар. кинофест. в Канне (1954). Значит. событием в мир. кинематографе стала экранизация Ю. трагедии У. Шекспира «Отелло» (1955, премьера – 1956; приз за лучшую режиссуру Междунар. кинофест. в Канне 1955). В 1958 Ю. возвращается к ленинск. теме – ф. «Рассказы о Ленине» (1957, премьера – 1958; диплом всес. кинофест. 1959; М.М. Штраух за исполнение гл. роли был удостоен Лен. пр., 1959, и спец. пр. Междунар. кинофест. в Карлови Вари, 1958). Несмотря на то, что ф. подвергся резкой критике со стороны историков партии, Ю. продолжает свою «лениниану». В 1966 на экраны выходит ф. «Ленин в Польше» (1965; приз за лучшую режиссуру Междунар. кинофест. в Канне 1966; Гос. пр., 1967), а в 1981 «Ленин в Париже» (Гос. пр., 1983). Ю. – один из перв. режиссеров, показавший Ленина как человека, а не образ с пропагандист. иконы. Ленин Ю. немного комичн., эксцентричн., но, безусловно, живой человек, что подчеркивалось закадровыми внутр. монологами вождя. Важн. этапом в творчестве Ю. было участие в восстановлении старых «немых» лент: «Барышня и хулиган» (1918, с участием В.В. Маяковского), «Броненосец Потемкин» (1925, новая редакция – 1976) и создание в 1971 (совм. с Н.И. Клейманом) фотофильма «Бежин луг» (реж. С.М. Эйзенштейн) на основе сохранившихся кадров-срезок уничтож. в 1930-х киноленты. В 1954 Ю. вернулся во ВГИК, где преподавал до кон. 1960-х. Работал в Ин-те истории иск-в (1947—49 и 1956—73) и во ВНИИ киноиск-ва (1974—85). Автор ряда книг и ст., посв. проблемам т-ра и кино. Гл. ред. «Кинословаря» (изд. 1966—70 в 2 т. и 1986). С нач. 1950-х Ю. вернулся к работе в т-ре. Как реж. и художник поставил ок. 30 спектаклей: «Баня» (1953, совм. с Н.В. Петровым и В.Н. Плучеком), «Клоп» (1955, совм. с Плучеком; оба – по произв. Маяковского). В 1960—65 – гл. реж. Студенч. т-ра МУ («Карьера Артуро Уи», 1965, совм. с М.А. Захаровым). В 1982 в Моск. муз. камерн. т-ре поставил «Балаганчик» и «Незнакомку» Блока. В фильмах кон. 1960—70-х Ю. много экспериментировал с разл. формами кинематографа. Как реж. и автор сценария создал мультф. «Баня» (1962, совм. с А.Г. Карановичем) и комбинир. ф. «Маяковский смеется, или Клоп-1975» (1975, премьера – 1976), в кот. соединил игровое и докум. кино с мультипликацией. В советско-франц. ф. «Сюжет для небольшого рассказа» (1969) Ю. рассказал историю романа А.П. Чехова (Н.Г. Гринько) с Ликой Мизиновой (М. Влади); реж. использовал театр. метод сочетания реалистич. игры с коллажн. декорациями. Ю. трижды председательствовал в жюри Канск. кинофест. (1955, 1958, 1961). С 1968 – вице-през. Франц. нац. синематеки. В СССР курировал произ-во худож., докум., анимационно-игровых, телевиз. ф. как худож. рук. В 1971 перемонтировал ф. «Цвет граната» («Саят-Нова») С.И. Параджанова. Гос. пр. им. братьев Васильевых (1967). В 1982 на междунар. кинофест. в Венеции Ю. была вручена пр. «Золотой Лев» за вклад в мир. киноиск-во. Был женат на балерине Е.М. Ильющенко (1904—1987). Ю. прошел через всю историю сов. кинематографа: от зарождения и практически до конца. Его фильмы во многом определяли кинолицо страны и в СССР, и за рубежом. «Загадка Юткевича в том, что у него не было загадки. Он – наверное, единственный в советском кино – реализовался до конца. Он сделал все, что хотел» (П. Багров). Жил на ул. Немировича-Данченко (ныне – Глинищевский пер.), 5/7 (мем. д., 1988, ск. Е.Б. Преображенский, арх. А.А. Великанов). Похоронен на Новодевичьем кладб.
«Здравствуй, Москва», реж. С. Юткевич, 1945"
«Здравствуй, Москва», реж. С. Юткевич, 1945"
«Здравствуй, Москва», реж. С. Юткевич, 1945. «Московский вальс», муз. А. Лепина, слова О.Фадеева"

Если обнаружили ошибку, выделите текст ошибки и нажмите клавиши CTRL + ENTER

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.