МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

1800 - 1848
Издательствоlikrus.ru
МОЧАЛОВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ (1800, М. — 1848, М.), актер, трагик романтич. направления. Из семьи актеров, в прошлом крепостных, Степана Федоровича и Авдотьи Ивановны (играли в домаш. т-ре Н.Н. Демидова на Воронцовом поле). В 1816 окончил пансион. Занимался драм. иск-вом под рук. отца. В 1817 дебютировал на моск. сцене в роли Полиника в трагедии «Эдип в Афинах» В.А. Озерова. Это пьеса была построена по четким канонам классицизма, еще сохранявшего свои позиции в рус. т-ре. Именно М. предстояло полностью пересмотреть отношение к игре актера и показать на сцене живые человеч. чувства. С 1824 — актер Малого т-ра. Значит. место в репертуаре М. занимали роли в романтич. драме (Кин, «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца, 1835; Торквато Тассо в одноим. пьесе М.Д. Киреева, 1833, и др.) и мелодраме (Мейнау, «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу, 1826, и др.). Выступал в инсценировках романтич. поэм А.С. Пушкина («Керим-Гирей, крымский хан» по мотивам «Бахчисарайского фонтана», 1827; «Алеко», 1839). В перв. постановке «Горя от ума» А.С. Грибоедова (1831) исполнил роль Чацкого. Свои лучшие роли М. сыграл в произв. У. Шекспира: «Гамлет» (1837); «Отелло» (1837); «Ричард III» (1839); «Король Лир» (1839); «Ромео и Джульетта» (1841); в пьесах Ф. Шиллера: «Братья-разбойники» (1828, 1844); «Коварство и любовь» (1829, 1842); «Мария Стюарт» (1835). 22 янв. 1837 сыграл в свой бенефис роль Гамлета, кот. была посв. ст. В.Г. Белинского «„Гамлет“, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). Природа наделила М. выразит. пластикой, богатой мимикой, темпераментом. Он прекрасно владел своим голосом, выражал страсть не криком, а шепотом. Стремился в своем творчестве к романтически обобщен. раскрытию характера. Сосредоточивая все силы на раскрытии внутр. мира героя, его конфликта с действительностью, М. часто отвлекался от бытовой и ист. конкретности (отсюда его пренебрежение к внеш. отделке роли, невнимание к костюму, гриму и пр.). Его игра отличалась бурной эмоциональностью, изобиловала богатством оттенков, контрастов, стремит. переходами от спокойствия к возбуждению. Автор романтич. драмы «Черкешенка», в кот. сыграл роль Джембулата (1840). Пьеса шла на сцене Малого т-ра. Написал целый ряд лирич. стих-ий. К 1840­м творчество М. оказалось исчерпанным. Тема одинокого бунтарства перестала быть востребованной. Его сценич. техника не соответствовала требованиям времени. Память о М. осталась в письмах современников, обширной мемуаристике, аналитич. ст. того времени. Высокую оценку таланта М. и обществ. значения его творчества дали Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, А.Н. Островский, М.Е. Салтыков­Щедрин и др. В марте 1848 коляска, на кот. М. возвращался с гастролей в Воронеже, провалилась под лед, и актер вскоре скончался от получен. простуды. До 1812 и в 1818–19 жил в Калашном пер., 2; в 1812–19 в Серебряном пер., 3; затем на Поварской ул., 5; в сер. 1820­х — у сестры в Филипповском пер., 14; в кон. 1830­х в Крестовоздвиженском пер., 5 (все означен. дома не сохр.); в сер. 1840­х на Никольской ул.; в посл. г. жизни в Ваганьковском пер., 19. Похоронен на Ваганьковском кладб.

Если обнаружили ошибку, выделите текст ошибки и нажмите клавиши CTRL + ENTER

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.