АХМАДУЛИНА БЕЛЛА АХАТОВНА

1937 - 2010
ИздательствоЛик России
АХМАДУЛИНА БЕЛЛА (Изабелла) АХАТОВНА (1937, М. – 2010, пос. Переделкино Моск. обл.), поэтесса, писательница, переводчица. Отец – Ахат Валеевич А., впосл. (после рождения дочери) таможен. работник; по матери – Надежде Макаровне Лазаревой, переводчице, – внучатая племянница А.М. Стопани. В шк. гг. А. работала внештатн. корр. газ. «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у Е.М. Винокурова, первым ее поэтич. дар отметил П.Г. Антокольский. Перв. публ. – стих. «Родина» («Комсомольская правда», 1955). Стихи, подан. на творч. конкурс при поступлении в Лит. ин-т им. А.М. Горького, высоко оценил И.Л. Сельвинский («поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства»); была исключена за отказ поддержать травлю Б.Л. Пастернака (официально – за несдан. экзамен по марксизму-ленинизму), позже восстановлена, окончила ин-т в 1960. В 1957 в «Комсомольской правде» сформулировала творч. кредо: иск-во «призвано не веселить людей, а приносить им страдания». В 1959 написала стих. «По улице моей который год…», получившее широкую известность в форме романса композитора М.Л. Таривердиева в к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975, реж. Э.А. Рязанов). Снималась в роли журналистки в к/ф «Живет такой парень» (реж. В.М. Шукшин, 1964). Стихи А. в ее исполнении звучали в ф. «Застава Ильича» (реж. М.М. Хуциев, 1964), «Спорт, спорт, спорт» (реж. Э.Г. Климов, 1971). Перв. сб. стих-ий – «Струна» (1962), вышел при поддержке Антокольского, позже посвятившего А. строки: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, / Ахмадулина, птенчик орла!». Автор книг «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), Сны о Грузии» (1977, 1979), «Метель» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1987), «Стихотворения» (1988), «Избранное» (1988), «Стихи» (1988). Позднее творчество А. представлено в сб. «Побережье» (1991), «Ларец и ключ» (1994), «Шум тишины» (Иерусалим, 1995), «Гряда камней» (1995), «Самые мои стихи» (1995), «Звук указующий» (1995), «Однажды в декабре» (1996), «Созерцание стеклянного шарика» (1997), «Миг бытия» (1997), «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996–99), «Возле елки» (1999), «Друзей моих прекрасные черты» (2000), «Стихотворения. Эссе» (2000). Известность А. приобрела в нач. 1960-х поэтич. выступлениями в Политехн. музее, Лужниках, МГУ, Лит. ин-те (вместе с А.А. Вознесенским, Е.А. Евтушенко, Р.И. Рождественским), собиравшими огромн. аудиторию. Искренняя, проникнов. интонация, артистизм облика поэтессы определили своеобразие ее исполнит. манеры. В группе т. н. «громких», трибунных поэтов 1960-х А. занимала особое место. Для ее поэзии характерны напряж. лиризм, изысканность форм, перекличка-диалог с поэтич. традицией прошлого, чувство движения времени, острое ощущение новизны. Возвыш. лексика, метафоричность, изыскан. стилизация «старинного» слога, музыкальность и интонац. свобода стиха делали ее поэзию узнаваемой. Стилистика ее поэтич. речи была бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеальн. микрокосмоса, кот. А. наделяла своими ценностями и смыслами. Однако в критике проявлялись и иные оценки ахмадулинск. поэзии (это относилось и к ее переводам): в ней улавливались избыточ. черты манерности, выспренности и т.п. (напр., мнение спутника М.И. Цветаевой К.Б. Родзевича: «Я заблудился в непроходимой чаще слов, образов и ассоциаций... Прочитав стихи до конца, горько затосковал по ясности, по умеренности, по высокой простоте...») Раннюю лирику объединила тема дороги (стих. «Светофоры», сб. «Струна»). Позже внеш. движение уступило место душев. сосредоточенности, динамике чувства, глубокой интимности стиха, в камерн. форме кот. воплотились остро пережитые, выстрадан. жизнен. коллизии и перипетии реальн. мира. Тема творчества, одна из центр. тем поэзии А., выразилась в мотивах напора творч. страсти и блаженства создания сложн. поэтич. гармонии, рождения музыки (сб. «Струна»). Тема дружбы воплотилась в мотивах дружбы-любви и дружбы-творчества: дружбе у А. в равн. мере присущи и страсть («Свирепей дружбы в мире нет любви», в сб. «Сны о Грузии»), и горечь («По улице моей который год…», там же). Героями стихов А. становились рус. поэты – от А. Пушкина и М. Цветаевой (сб. «Тайна») до друзей и современников Вознесенского и Окуджавы, а также простые люди: «кривая Нинка» (сб. «Побережье»), «электрик Василий» (сб. «Стихотворения», 1988) и др. А. не пугают уродливые черты действительности, о кот. она пишет в своем «больничном цикле» («Воскресенье настало…», «Был вход возбранен…», «Елка в больничном коридоре» и др.). При этом ее иск-во, по замечанию И.А. Бродского, «в значительной степени интровертно и центростремительно. Интровертность эта, будучи вполне естественной, в стране, где живет автор, является еще и формой морального выживания». На формирование неповторимой поэтич. интонации А., ее речевого строя, близкого барочному, оказали влияние Пушкин и М.Ю. Лермонтов, А.А. Ахматова и Цветаева, Пастернак и Антокольский, а также груз. поэзия. В 1970-е А. посетила Грузию, позже переводила Н.М. Бараташвили, Г.В. Табидзе, И.В. Абашидзе и др. груз. авторов; переводила также арм., абхаз., европ. и амер. поэтов. Для А. характерен поиск гармонич. взаимодействия между культурой, повседневностью и природой. Лейтмотив лирики А. - моск. тема («Москва ночью при снегопаде», «Собрались, завели разговор…», «Как никогда, беспечна и добра…», «Ностальгия» и др.). М. для поэтессы – «родитель-хранитель-ревнитель души», кот. «ластится чудом и чадом», в снежную ночь оборачивается призрачными Афинами, мучительно дразнит прохожих Александровским садом и Василием Блаженным – «орды угомоном и поминками» – и, как «огромный странноприимный дом» у Цветаевой, принимает сирых и заблудших («Москва ночью при снегопаде»). Моск. говор – «блаженная пестрядь, родимая речь – всей кровью из губ без запинки» и легкий, жонглирующий «московский жаргон» («Мои товарищи»). Поэтич. география М. окрашена для А. в тона контраста: это или совершен. счастье бытия в заснежен. дворе Арбата и Хлебном пер. (аллюзия на стихи Б.Ш. Окуджавы), или мертвые, лишен. для нее, моск. «чужеземца» (аллюзия на моск. стихи Цветаевой), радости и бега Беговая, Отрадное – «кладбища дач» («Ностальгия»). «Дочь и внучка московских дворов», А. как жизнью дорожит «белокаменным свитком имен / Маросейки, Варварки, Ордынки», где «посреди сорока сороков / не иссякла душа-колокольчик» («Собрались, завели разговор…») Поэтич. сб. «Озноб», в кот. вошли все стихи, написан. А. за 13 лет, вышел в изд-ве «Посев» (Франкфурт, 1968). Несмотря на публ. в эмигрант. печати, книги А., при строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР. Уч-вала в самиздат. ж-ле «Синтаксис», в 1979 поддержала создание неофиц. лит. альм. «Метрополь», опубликовав сюрреалистич. рассказ «Много собак и собака». Выступала в поддержку сов. диссидентов А.Д. Сахарова, Л.З. Копелева, Г.Н. Владимова, В.Н. Войновича, заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки». В 1993 подписала «Письмо сорока двух» – публич. обращение группы изв. литераторов к гражданам, пр-ву и През. РФ Б.Н. Ельцину («Известия», 1993, 5 окт.). Автор эссе о Пушкине, Лермонтове, В.В. Набокове (Робкий путь к Набокову // ЛГ. 1997. № 3. 22 янв.), Ахматовой, Цветаевой, Венедикте Ерофееве, А.Т. Твардовском («Среди долины ровныя…» // ЛГ. 1996. № 51. 18 дек.), Антокольском, В.С. Высоцком и др. С 1969 произв. А. переводились отдельн. изд. на англ., нем., итал. и др. языки. Уч-вала во мн. междунар. поэтич. фестивалях. Чл. Союза рос. писателей, исполкома Рус. ПЕН-центра, Общ-ва друзей ГМИИ. Поч. чл. Амер. акад. иск-в и лит-ры (1977). Гос. пр. СССР (1989), Гос. пр. РФ (2004), премии «Носсиде» (Италия, 1994), «Триумф» (1994), Пушкинск. пр. фонда А. Тепфера (1994), «Брианца» (Италия, 1998) и др. В память об А. учреждена российско-итал. пр. «Белла» за новую поэзию на рус. и итал. яз. Была замужем за Е.А. Евтушенко (1955–58), Ю.М. Нагибиным (1959–68), Э.К. Кулиевым (1969–73), Б.А. Мессерером (1974–2010). Жила на ул. Черняховского, 4; на Ленинградском просп., 26, корп. 2; в посл. гг. – в Переделкине. Похоронена на Новодевичьем кладб. Пам-к в Тарусе (ск. Б.А. Мессерер, 2013).

Если обнаружили ошибку, выделите текст ошибки и нажмите клавиши CTRL + ENTER

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.