ХАЧАТУРЯН АРАМ ИЛЬИЧ

-
ХАЧАТУРЯН АРАМ ИЛЬИЧ (1903, с. Коджори, близ Тифлиса—1978, М.), композитор, педагог, музыкально-обществ. деят.; нар. арт. СССР (1954); ак. АН Арм. ССР (1963); Герой Соц. Труда (1973); д. иск-ведения (1966). Род. в семье переплетчика. В 1921 переехал в М. к стар. брату Сурену – театр. деят., организатору и рук. арм. драм. студии. Осенью 1922 по совету брата поступил на биол. отд-е МУ, а несколько позднее – в Муз. техникум им. Гнесиных по кл. виолончели. В 1925 оставил учебу в ун-те и целиком посвятил себя музыке, перейдя из кл. виолончели в кл. композиции М.Ф. Гнесина.


В 1929 Х. поступил в Моск. конс., где продолжил заниматься у Гнесина. Кроме того, среди его учителей были С.Н. Василенко, Р.М. Глиэр, Н.Я. Мясковский. В 1934 с отличием окончил курс и поступил в аспирантуру. В кач-ве дипломн. работы представил свою Перв. симфонию, кот., как и мн. студенч. произв. Х. (фп. токката, Трио для кларнета, скрипки и фп., Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фп. и др.), пользовалась успехом и вошла в репертуар мн. исполнителей. Мир. известность Х. получил благодаря создан. в гг. учебы фп. концерту (1936). Одноврем. он работал над музыкой для т-ра и кино, писал песни. В 1935 на экраны вышел перв. арм. звук. ф. «Пэпо», музыку к кот. написал Х.
Х. был знаком и дружен со мн. деятелями культуры своего времени. В числе его знакомых – Е.А. Бекман-Щербина, К.Н. Игумнов, В.И. Качалов, В.Э. Мейерхольд, Н.Я. Мясковский, А.В. Нежданова, Л.Н. Оборин, С.С. Прокофьев, К.С. Сараджев, М.С. Сарьян, Р.Н. Симонов, Л.В. Собинов, А.А. Спендиаров, Ш.М. Тальян.
В кон. 1930—нач. 40-х Х. создал ряд произв., вошедших в зол. фонд сов. музыки. Среди них: Симф. поэма (1938), Скрипич. концерт (1940; Стал. пр., 1941), музыка к комедии Лопе Ф. де Веги Карпьо «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне нач. Великой Отеч. войны 21 июня 1941 в Т-ре им. Евг. Вахтангова.
С перв. дней войны значительно возрос объем обществ. и творч. деят-сти Х. Будучи зам. пред. Оргкомитета СК СССР (1939―48), он активизирует работу этой творч. орг-ции для решения задач воен. времени, выступает со своими соч. в воен. частях и госпиталях, принимает участие в спец. передачах Радиокомитета для фронта. Обществ. деят-сть не помешала композитору создавать в эти напряж. гг. соч. разл. форм и жанров, во мн. из кот. нашла отражение воен. тема. За гг. войны им созданы балет «Гаянэ» (1942; Стал. пр., 1943), Вторая симфония (1943), музыка к двум спектаклям МХАТа («Кремлевские куранты» Н.Ф. Погодина, 1942; «Глубокая разведка» А.А. Крона, 1943) и «Последний день» В.В. Шкваркина (1945) в Т-ре им. Евг. Вахтангова, к к/ф «Человек № 217» реж. М.И. Рома (на мат-ле последнего – и Сюита для двух фп., 1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балету «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для дух. оркестра «Героям Отечественной войны» (1942). Кроме того, была начата работа над виолонч. Концертом и Тремя концертн. ариями (1944, завершены в 1946). Особой популярностью пользовалась Втор. симфония (Стал. пр., 1946). По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу». Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» – балета «Спартак» (Лен. пр., 1959). В основу балета легла музыка Х. к одноим. худож. ф. (1926). Балет был завершен в 1954, вперв. поставлен в 1956 в Ленингр. т-ре оперы и балета. 11 марта 1958 премьера «Спартака» состоялась в Большом т-ре (балетм. И.А. Моисеев; новая хореогр. редакция Ю.Н. Григоровича, 1968) и идет на моск. сценах до сих пор.
К теме войны Х. обращался и в послевоен. гг.: музыка к ф. «Русский вопрос» (1947), «Сталинградская битва» (1949; Стал. пр., 1950), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» А.А. Первенцева (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отеч. войне (1975) было создано одно из посл. соч. композитора – «Торжественные фанфары» для труб и барабанов. Победе в Великой Отеч. войне Х. посвятил Третью симфонию. В соответствии с замыслом автора, в этот гимн народу-победителю включены дополнительно 15 труб и орган.
После критики А.А. Ждановым С.С. Прокофьева Х. выступил в защиту композитора. За поощрение формалистич. направления в музыке Х. подвергся критике в Постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере “Великая дружба” В. Мурадели» (1948) и был выведен из руководства Оргкомитета СК.
В 1950-е Х. создал музыку к пьесе Б.А. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям У. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к к/ф «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1953), «Салтанат» (1955), «Отелло» (1955), «Костер бессмертия» (1955), «Поединок» (1957), «Накануне» (1959). Стали популярн. мн. песни на музыку Х., среди них: «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети» и др. Муз. темы Х. звучат в заруб. кинолентах («2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Калигула» Т. Брасса, «Чужие» Дж. Камерона и др).
В своем творчестве Х. удалось показать богатство возможностей симфонизации вост. мелодич. традиции, в т.ч. приобщение монодической вост. культуры к многоголосию, жанрам и формам, сложившимся в европ. музыке, раскрыть новые возможности для обогащения нац. муз. яз. Метод импровизационности, темброво-гармонич. красочность вост. муз. иск-ва через творчество Х. оказали заметное влияние на европ. композиторов. В иск-ве Х. ярко продемонстрирована возможность взаимодействия традиций муз. культур Востока и Запада.
С 1957 – секр. СК СССР. С 1950 Х. вел кл. композиции в Муз. пед. ин-те им. Гнесиных и в Моск. конс. (проф., 1951). Среди его учеников – Р.Г. Бойко, А. Виеру, К.Е. Волков, В.С. Дашкевич, Э.С. Оганесян, А.Л. Рыбников, М.Л. Таривердиев, Н. Терахара, Б.Я. Троцюк, А.Я. Эшпай и др. Начало пед. работы Х. совпало с перв. опытами дирижирования собств. соч.
Х. много ездил с гастролями по СССР и др. странам, встречался с крупнейшими музыкантами, писателями, актерами, среди кот. были С. Лорен, Г. фон Караян, З. Кодай, О. Мессиан, П. Неруда, Арт. Рубинштейн, Я. Сибелиус, И.Ф. Стравинский, Э. Хемингуэй, Е.А. Цимбалист, Ч. Чаплин и др.
Среди наиб. значит. соч. Х. поздн. периода его творчества – «Баллада о Родине» (1961) для баса с оркестром, концерты-рапсодии (Гос. пр., 1971) для виолончели (1963), скрипки (1961), фп. (1968) и сольн. сонаты для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976). Также в этот период для фп. были написаны Соната (1961), посв. Мясковскому, а также 2-й том «Детского альбома» (1965, 1-й том – 1947). Гос. пр. Арм. ССР (1965). Женой Х. была композитор Н.В. Макарова.
В 1920-х жил у брата в Староконюшенном пер.; в 1931—37 – в пер. Сивцев Вражек, дерев. д. (не сохр.); в 1937—38 – в Казарменном пер., 10; в 1938—62 – в Доме композиторов на 3-й Миусской ул., 4/6 (ныне ул. Чаянова, 10); с 1962 – на ул. Неждановой, 8/10, стр. 2 (мем. д.; ск. М.К. Аникушин, арх. В.Б. Бухаев; 1982). Похоронен в пантеоне Еревана (Армения).
В 1983 именем Х. была названа ул. в моск. р-не Отрадное. В 2006 в Брюсовом пер., 8/10, во дворе моск. Дома композиторов открыт пам-к Х. (ск. Г.В. Франгулян, арх. И.Н. Воскресенский). Имя Х. носит дет. муз. шк. № 46 на Фестивальной ул., 61б.

«Вальс» (из к/ф «Маскарад»). Комп. А.И. Хачатурян
«Танец с саблями» (из балета «Гаянэ»). Комп. А.И. Хачатурян

Если обнаружили ошибку, выделите текст ошибки и нажмите клавиши CTRL + ENTER

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.